Предисловие

РАЗВИТИЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

В.П. Ермаков

Г.А. Якунин

ПРЕДИСЛОВИЕ

Предлагаемая вниманию читателя книга представляет собой справочно-методическое пособие, содержащее современные сведения о детской тифлологии — системе научных знаний о развитии, обучении и воспитании детей с нарушениями зрения.

До настоящего времени эта система никогда не излагалась в целостном виде. Авторы сделали попытку собрать и привести в упорядоченный вид разрозненные сведения о строении и работе органа зрения, о психолого-педагогическом изучении детей с нарушениями зрения, структуре школ и дошкольных учреждений для них, формах и методах обучения, воспитания и социальной адаптации.

Следует отметить, что за последние годы в детской тифлологии произошли серьезные позитивные изменения.

Во-первых, она значительно расширила круг изучаемых вопросов и обновила свою методологию, что позволяет говорить о создании целостной концепции психофизического развития детей и возможностях конструктивного решения задач, которые ставит педагогическая практика.

Во-вторых, расширен понятийно-терминологический аппарат и конкретизированы основные понятия: тифлопедагогика, специальное обучение, специальная графика, тифлотехника, коррекция, компенсация и т. д. Поскольку детская тифлология изучает весьма широкий спектр явлений и процессов, ее понятийный аппарат чрезвычайно богат и постоянно расширяется. Имеется в нем и ряд неустоявшихся, неоднозначных понятий, вызывающих разногласия среди специалистов. В принципе это оправданно, ибо свидетельствует о развитии научно-методической мысли.

В-третьих, более четко определены и реализуются в значительной мере по-новому функции школ для слабовидящих и слепых детей, основными из которых являются: учебно-воспитательная, коррекционно-развивающая, санитарно-гигиеническая, лечебно-восстановительная, социально-адаптационная. Реализация этих функций обеспечивает нормальное психофизическое и личностное развитие детей, получение полноценного образования, адаптацию в обществе зрячих.

В-четвертых, более полно раскрыто содержание работы по коррекции познавательной, эмоционально-волевой, двигательной сферы и физического развития в целом детей с нарушениями зрения, что нашло отражение в учебных планах, программах и методических руководствах.


Чтобы показать особенности в развитии, обучении и воспитании детей с нарушениями зрения, авторами были использованы результаты исследований и опубликованные материалы по анатомии и физиологии анализаторов у детей с сохранным и нарушенным зрением, общей и специальной психологии и педагогике, привлечены материалы словарей по офтальмологии, психологии, педагогике, дефектологии, подвергшиеся авторской переработке в тифлологическом аспекте. Это потребовало очень большой работы. Правомерность и необходимость такого подхода оправдывается не ~только научно-методическими целями, но и удобствами быстрого поиска необходимой для читателей информации.

Все это дает основание считать, что читатель — учитель, воспитатель, родитель— найдет в этой книге полезные для себя сведения о детях с патологией зрения, путях и средствах их обучения и воспитания.

Книга будет полезна и работникам массовых школ, а также психологам и медицинским работникам, имеющим дело с широким детским контингентом.

Академик АПН СССР В. И. Лубовский



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: