Слуховые ощущения

При воздействии на слуховой рецептор звуковой волны в головном мозгу возникают слуховые ощущения. В слуховых ощущениях находят отражение различные качества звукового воздействия. К ним следует отнести громкость, высоту, тембр, продолжительность звучания, локализацию звука в пространстве. Человеческий слух, отражая социальные условия жизни, воспринимает речевые и музыкальные раздражители. Подобно зрительному анализатору, слуховой анализатор воспринимает предметные свойства внешнего мира.

У слепых и слабовидящих людей звуковые ощущения и восприятие имеют не только предметное, но и сигнальное значение. По колебаниям тембра голоса, его интонации на дистанции или вблизи слепые узнают настроение, суждения и характер собеседника. Слух сохраняет возможность общения слепых с другими членами коллектива, в котором они живут, учатся, общаются. Значение слуха у слепых и слабовидящих детей велико в процессах познания окружающего мира, пространственной и социальной ориентации (В. С. Сверлов, А. Г. Литвак). Еще в ранних исследованиях по психологии отмечалось, что «слух является для слепых тем же, что для нас зрение». Повышение слуховой чувствительности при нарушении зрения возникает благодаря более активной работе слухового анализатора при изменившихся условиях, вследствие усиленной тренировки и специальной ориентировки и научения. В силу своего дефекта у лиц с нарушением зрения наблюдается снижение абсолютных и дифференцированных порогов слуховой чувствительности. Повышение способности к слуховому раздражителю и особенно низкого диапазона звуковых волн (шумов) связано с пространственной ориентировкой, установлением местонахождения источника звука, его качественных характеристик, обусловленных происхождением и направленностью. Слепым и слабовидящим чаще приходится использовать слух при различных видах их деятельности. Именно этим обстоятельством можно объяснить снижение порогов слуховой чувствительности при оценке локализации звуков пространства.

Доказано, что различение звуков в пространстве зависит от опыта пространственного различения, которому слепые школьники обучаются самостоятельно и в школе. Так, у слепых и нормальновидящих детей младшего школьного возраста различий в звуковых порогах не отмечается (М. И. Земцова, А. Г. Литвак). Они отмечаются у слепых в более старшем школьном возрасте.

При глубоких нарушениях зрения выделяют, как и у нормальновидящих, три вида слуховых ощущений: речевые, звуковые н шумы. Нарушение зрения не ведет к изменению вышеуказанных слуховых структур ощущений. Изменение видов слуховых ощущений может произойти в случаях, связанных с глубокими нарушениями в слуховом аппарате.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: