Постпроизвольное внимание

В процессе игровой и учебной деятельности ребенка значимой может стать сама деятельность, а не только результат ее, как это происходит при произвольном внимании. Например, ученика может заинтересовать учебный процесс, при котором не требуется особых волевых усилий, однако внимание сохраняется. Оно переходит в постпроизвольное внимание. С постпроизвольным вниманием связывают наиболее интенсивную и плодотворную деятельность.

Важным свойством внимания является его устойчивость. Устойчивое внимание способно длительно сосредоточиваться на одном предмете или на одной и той же работе. Во многих видах деятельности к устойчивости внимания предъявляются особенно большие требования. Например, на занятиях по физике колебания внимания могут привести к тому, что останутся незамеченными изменения в показаниях приборов, за которыми наблюдает ученик.

При выполнении ряда учебных заданий большое значение имеет переключение внимания — умение перемещать его с одного объекта на другой. Переключение внимания облегчается при подаче предварительного указания, которое необходимо для подготовки к перемещению внимания на новый объект.

Показатели внимания дошкольника и школьника могут варьировать в зависимости от их состояния и объекта деятельности, Ребенок, например, способен нередко сохранять достаточно


устойчивое произвольное внимание к занимательной игре и в то же время быть невнимательным в школе.

Нарушения внимания выражаются в изменении его основных свойств. У детей, страдающих расстройствами внимания, наиболее частой является жалоба на трудность сосредоточения, на невозможность концентрировать свое внимание на выполнении определенного задания. Такое неустойчивое внимание характеризуется повышенной отвлекаемостью. В этой связи необходимо воспитывать внимание у детей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: