Внимание в игровом и учебном процессе

В процессе игровой и учебной деятельности ребенка происходит развитие внимания. Следовательно, необходимо учить детей всматриваться, вслушиваться и осязать различные качества и свойства предмета.

Важную роль в дошкольном возрасте и у младших школьников в игровом и учебном процессе играет непроизвольное внимание, так как у детей этих возрастов слабо развита способность к


произвольному вниманию. Незрячие дети в дошкольном и младшем школьном возрасте пользуются непроизвольным вниманием с опорой лишь на слуховое и осязательное внимание. Слабовидящие и частичновидящие пользуются дополнительно непроизвольным вниманием с опорой на остаточное зрение. Как для зрячих, так и для незрячих, слабовидящих детей нецелесообразно строить учебно-воспитательный процесс только на основе непроизвольного внимания. К. Д. Ушинский отмечал: «Приучите ребенка делать не только то, что его занимает, но и то, что не- занимает,— делать ради удовольствия исполнить свою обязанность»1. Поэтому необходимо начиная с детского сада воспитывать волевое (произвольное) внимание, опираясь на непроизвольное внимание. Когда дошкольник достигает творческого интереса в игровой или учебной деятельности, то это означает, что у него формируется непроизвольное внимание. В дошкольной практике этому способствуют проблемные и целевые игры, а в школьном процессе — проблемность обучения и использование творческих заданий, увлечений ребят и т. п.

Внимание в игровом и учебном процессах у слепых детей по своей структуре, видам и форме имеет ту же основу, что и у зрячих детей. Основные функции всех трех видов внимания остаются сохранными. То же самое наблюдается у частичновидящих и слабовидящих. Качественные различия могут проявляться у слабовидящих и частичновидящих за счет зрительного восприятия. Однако у детей с нарушениями зрения внимание компенсируется благодаря широким возможностям других анализаторов.

Особенно важным условием формирования школьника является правильная и четкая организация учебного процесса. Живое, яркое, логичное изложение материала на уроке учителем и использование наглядных средств (рельефные рисунки, схемы, муляжи и т. д.) мобилизуют внимание учащихся и способствуют усвоению учебного материала.

При дефектах зрения главным условием развития внимания является активное участие детей в любом виде деятельности (игровой, учебной, трудовой, умственной и др.). Только в деятельности развивается способность к непроизвольному, произвольному и постпроизвольному вниманию. Именно в деятельности слепой и слабовидящий формируют адекватное отражение действительного мира, произвольно или непроизвольно сосредоточивая и направляя внимание на осознание объекта действительности и формирование своего сознания,

ЛИТЕРАТУРА

Бюрклен К. Психология слепых.— М., 1934.

Краткий психологический словарь/Cocr. Л. А. Карпенко; Под общ, ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского.— М., 1985.

Литвак А. Г. Внимание слепых//Тифлопсихология.— М., 1985,

1 Ушинский К. Д. Родное слово//Собр, соч.—М.; Л., 1988.—Т, 6,—С. 252.


Пирогова Е. Б. Внимание//Общая психология/Под ред. А. В. Петровского и др.—М., 1986.

Фомина Л. А., Румянцева П. М. Слуховое и тактильное внимание слепых детей//Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена.—М., 1955.—Т, 100.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: