Развитие малого и среднего предпринимательства в Зауралье представляет собой важный источник обеспечения эффективной занятости населения и пополнения местных бюджетов. Малый бизнес территорий Зауралья в настоящее время включает в себя более 10 тыс. субъектов, аккумулируя 8,3% субъектов малого предпринимательства (СМП) и 12,6% общей численности занятых в малом предпринимательстве республики. Оценка уровня развития СМП в муниципальных образованиях Зауралья по таким общепринятым в Российской Федерации показателям, как плотность распространения субъектов малого бизнеса и доля работников малых предприятий в общей численности занятых в экономике, в сравнении с общереспубликанскими показателями позволяет сделать следующие выводы:
по плотности распространения СМП территории Зауралья несколько уступают другим регионам Республики Башкортостан. При среднем по республике в 2009 году числе СМП на 10000 жителей в 330 единиц в Зауралье этот показатель составил 301 единиц на 10000 жителей;
|
|
по доле работников малых предприятий в общей численности занятых в экономике – 35,4% – муниципальные образования Зауралья в целом значительно опережают другие регионы и превышают среднее значение этого показателя по республике – 22,5% (рис. 3.2.1.1).
Рис. 3.2.1.1. Позиционирование территорий Зауралья по уровню развития малого предпринимательства в 2009 году
Таким образом, только в г.Сибае уровень развития СМП чуть превышает средний по Республике Башкортостан уровень.
По удельным расходам бюджетов муниципальных образований Зауралья на поддержку малого предпринимательства выделяются г.Сибай и Зилаирский район (рис. 3.2.1.2, 3.2.1.3).
Рис. 3.2.1.2. Расходы бюджетов территорий Зауралья на поддержку малого предпринимательства в расчете на 1 малое предприятие (руб.) | Рис. 3.2.1.3. Расходы бюджетов территорий Зауралья на поддержку малого предпринимательства в расчете на 1 жителя (руб.) |
Основными проблемами, сдерживающими развитие предпринимательской активности в Зауралье до уровня, необходимого для существенного повышения вклада сектора малого и среднего предпринимательства в социально-экономическое развитие муниципальных образований, являются следующие:
недостаточное (по международным нормативам) количество СМП для создания нормальной конкурентной среды в большинстве муниципальных образований, за исключением г.Сибая и Абзелиловского района. На остальных территориях число функционирующих СМП находится в пределах 60–70% от необходимого количества для начала процесса саморазвития без существенной государственной поддержки;
несоответствие предпринимательского климата потребностям малого и среднего бизнеса, в частности, параметров налогообложения единым налогом по упрощенной системе налогообложения и системе единого налога на вмененный доход; величины тарифа на подключение к электросетям и ставки арендной платы за производственные помещения;
|
|
отсутствие целевых программ по формированию кластеров в муниципальных образованиях Зауралья и несформированность кластерной структуры экономики, в рамках которой могло бы активизироваться развитие малых предприятий во взаимодействии с крупными и средними на своих и соседних территориях;
недостаточность средств, выделяемых на поддержку развития СМП.
Целью формирования доступной инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса в Зауралье является улучшение предпринимательского климата на основе создания благоприятных условий для развития малого предпринимательства. Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:
1. Финансовая поддержка развития малого и среднего предпринимательства на основе предоставления субсидий муниципальным образованиям Зауралья из бюджета Республики Башкортостан для поддержки мероприятий муниципальных программ по субсидированию СМП на начальной стадии становления бизнеса и др.
Финансовая поддержка может осуществляться на основе:
разработки подпрограммы развития малого предпринимательства Зауралья в рамках Республиканской программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан на 2010 год;
предоставления субсидий из бюджета республики субъектам малого и среднего предпринимательства на приобретение оборудования;
предоставления субсидий на оплату первоначального взноса субъектам малого предпринимательства по договорам лизинга;
субсидирования СМП на начальной стадии становления бизнеса (открытие малых предприятий по переработке леса, развитию животноводства, растениеводства, разведению рыбы и птицы, а также предприятий для осуществления туристской деятельности);
развития микрофинансирования предпринимателей Зауралья с использованием возможностей Автономная некоммерческая организация (АНО) «Центр микрофинансирования субъектов малого предпринимательства Республики Башкортостан». Активизация микрофинасирования возможна за счет открытия в районах Зауралья удаленных офисов АНО «Центр микрофинансирования субъектов малого предпринимательства Республики Башкортостан» при администрациях муниципальных районов, наращивания объемов беззалогового микрофинансирования (под поручительство муниципальных образований);
целевого пополнения Лизингового фонда Республики Башкортостан для финансирования инвестиционных проектов, реализуемых в Зауралье;
выделения на конкурсной основе субсидий в целях возмещения затрат СМП приоритетных видов деятельности в части расходов на технологическое присоединение к электрическим сетям и уменьшение ставок арендной платы.
2. Развитие муниципально-частного партнерства и расширение участия субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальном заказе посредством размещения в этом секторе от 10 до 20% общего годового объема поставок товаров, выполнения работ и оказания услуг для муниципальных нужд согласно перечню, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2009 года № 237.
3. Методическое и консультационное обеспечение развития малого предпринимательства Зауралья на основе:
проведения краткосрочных образовательных курсов для начинающих предпринимателей, создания передвижного республиканского консультативного центра для оказания юридических услуг и др.;
создания на базе действующей сети информационных бюро (при библиотеках) мини-бизнес-инкубаторов для предоставления на безвозмездной основе консалтинговых услуг и услуг по регистрации юридических лиц.
|
|
3.3.2.2. Вовлечение в экономический оборот муниципальных и
региональных земельно-имущественных активов
Районы Зауралья обладают значительными земельными ресурсами: площадь земель Зауралья Республики Башкортостан составляет 27,9% площади земель республики, сельскохозяйственные угодья составляют 19,3% республиканских сельскохозяйственных угодий.
Рис. 3.2.2.2. Площади и структуры земель районов Зауралья (тыс. га) | Рис. 3.2.2.1. Структура земель Зауралья (%) |
В структуре земель значительное место занимают сельскохозяйственные угодья (44%), наибольшая доля сельхозугодий в Хайбуллинском районе (77%), наименьшая – в Бурзянском районе (9,5%). Также значительную часть площади земель составляет лесной фонд, особенно в Бурзянском (78%) и в Зилаирском районах (65%). Таким образом, потенциал земельных ресурсов у районов Зауралья довольно большой.
Эффективность использования данных земельных ресурсов муниципалитетов Зауралья можно проследить через пополнение местных бюджетов за счет налоговых поступлений от местного земельного налога, налогоплательщиками которого признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
На рис. 3.2.2.3 показана доля площади земельных участков, являющихся объектами налогообложения земельным налогом, в общей площади муниципальных образований Республики Башкортостан по итогам 2009 года.
В муниципальных районах, имеющих в составе только сельские поселения, среднее значение показателя составило 59,9%. Среди районов Зауралья два района: Зилаирский и Абзелиловский – имеют значения по доле площадей, облагаемых земельным налогом, выше среднереспубликанского. Зианчуринский район имеет самое низкое значение (21,97%). Учалинский район характеризуется наименьшим значением данного показателя среди муниципальных районов, имеющих в составе сельские и городские поселения (18,17%).
|
|
…
В целях эффективного использования плодородных земель необходимо внедрение механизмов вовлечения в экономический оборот муниципальных и региональных земельно-имущественных активов. Вовлечение земельно-имущественных благ в хозяйственный оборот позволит интегрировать природохозяйственный, пространственно-климатический и ресурсно-сырьевой потенциалы районов Зауралья, что является одним из ключевых условий экономической деятельности Зауралья и гарантом осуществления местным населением сельскохозяйственной деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Консолидация земельных паев и привлечение инвестора с использованием института доверительного управления земельными участками в 2 этапа:
1-й этап -реализация пилотного проекта в Баймакском районе;
2-й этап -тиражирование схемы доверительного управления на территории других районов Зауралья (при условии успешной реализации первого этапа).
2. Формирование земельного фонда за счет земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан, в целях повышения инвестиционной привлекательности Зауралья и эффективности функционирования сельского хозяйства.
3. Консолидация земельных паев путем внесения взноса в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ с согласия участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения.
4. Инвентаризация муниципального имущества в целях последующей регистрации права собственности муниципальных образований на выявленное незарегистрированное муниципальное имущество, земельные участки и бесхозное имущество.