На лесных участках

Как уже было показано в гл. 1 настоящей работы, ряд видов использования лесов по существу является видами землепользования. В ЛК РФ 2006 г. по сравнению с Лесным кодексом РФ 1997 г. появилось много новых видов землепользования, осуществляемых на землях лесного фонда: строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, строительство и эксплуатация водохранилищ и др.

Лесопользование - это прежде всего использование полезных свойств леса как природного объекта, а при вышеуказанных видах использования лесов происходит его уничтожение ввиду осуществления строительной деятельности. Представляется, что уничтожение леса как природного объекта на значительных площадях сложно признать его использованием. Это противоречит и принципам лесного законодательства, закрепленным п. п. 1 - 6 ст. 1 ЛК РФ.

Таким образом, некоторые виды использования лесов являются видами землепользования, поскольку в данных случаях используются свойства земельного участка являться пространственным базисом для размещения сооружений. Землепользование имеет другую природу по сравнению с лесопользованием; не следует смешивать эти понятия и тем более подменять одно другим.

Поскольку при проведении указанных работ не ставятся цели, связанные с ведением лесного хозяйства, право собственности на древесину, полученную на землях лесного фонда в результате выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых (ст. 43 ЛК РФ), при строительстве и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов (ст. 44 ЛК РФ), при строительстве, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных сооружений (ст. 45 ЛК РФ), при переработке древесины и иных лесных ресурсов (ст. 46 ЛК РФ) в соответствии с ч. 2 ст. 20 ЛК РФ принадлежит Российской Федерации. Общим правилом для всех видов деятельности, осуществление которых связано со строительством, реконструкцией и эксплуатацией объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, является то, что земли, которые использовались для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации таких объектов, подлежат рекультивации (ч. 6 ст. 21 ЛК РФ). Рекультивация проводится в соответствии с земельным законодательством <1>.

--------------------------------

<1> Постановление Правительства РФ от 23 февраля 1994 г. N 140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы" // Собрание актов Президента РФ и Правительства РФ. 1994. N 10. Ст. 779.

К видам землепользования, осуществляемым на землях лесного фонда, следует отнести те виды использования лесов, при которых используются в первую очередь полезные свойства земли, а не лесов. К ним, как представляется, относятся следующие:

ведение сельского хозяйства (ст. 38 ЛК РФ);

выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений (ст. 39 ЛК РФ);

выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых (ст. 43 ЛК РФ);

строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов (ст. 44 ЛК РФ);

строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов (ст. 45 ЛК РФ);

переработка древесины и иных лесных ресурсов (ст. 46 ЛК РФ);

осуществление религиозной деятельности (ст. 47 ЛК РФ).

Статьей 38 ЛК РФ предусмотрено, что леса могут использоваться для ведения сельского хозяйства. На землях лесного фонда могут осуществляться следующие виды использования лесов для ведения сельского хозяйства: сенокошение, выпас сельскохозяйственных животных, пчеловодство, северное оленеводство, выращивание сельскохозяйственных культур и иная сельскохозяйственная деятельность. Данный перечень носит открытый характер, поскольку сельскохозяйственная деятельность отличается разнообразием и в ЛК РФ нельзя предусмотреть все ее виды.

Гражданам и юридическим лицам лесные участки предоставляются для ведения сельского хозяйства на титулах безвозмездного срочного пользования и аренды.

Статья 13 ЛК РФ разрешает создание объектов лесной инфраструктуры (лесных дорог, лесных складов) в целях использования лесов. С данной нормой согласуется ч. 2 ст. 38 ЛК РФ, которая субъектам использования лесов для ведения сельского хозяйства разрешает размещение ульев и пасек, возведение изгородей, навесов и других временных построек. В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 105 ЛК РФ ведение сельского хозяйства в зеленых зонах и лесопарках запрещается.

Выбор и использование лесных участков для ведения сельского хозяйства осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации и лесохозяйственным регламентом лесничества. Лесной кодекс РФ 2006 г. предусмотрел последствия невыполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов. Согласно ч. 2 ст. 24 ЛК РФ это служит основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного срочного пользования лесным участком.

В соответствии с ч. 4 ст. 38 ЛК РФ Министерство природных ресурсов РФ Приказом от 10 мая 2007 г. N 124 утвердило Правила использования лесов для ведения сельского хозяйства <1>. Пункт 9 Правил определяет сферу их действия: они применяются во всех лесных районах Российской Федерации, кроме законов распространения северного оленеводства, а в отношении северного оленеводства - в лесных районах, расположенных в лесорастительной зоне притундровых лесов и редкостойной тайги, и таежной лесорастительной зоне Российской Федерации.

--------------------------------

<1> БНА федеральных органов исполнительной власти. 2007. N 26.

Часть 2 данных Правил закрепляет права и обязанности граждан и юридических лиц, осуществляющих использование лесов для ведения сельского хозяйства. Граждане и юридические лица, использующие леса для ведения сельского хозяйства, имеют право:

получать информацию о лесном участке, переданном в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование или в аренду;

размещать согласно ч. 2 ст. 38 ЛК РФ ульи и пасеки, возводить изгороди, навесы и другие временные постройки;

другие права, если их реализация не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации.

Лица, использующие леса для ведения сельского хозяйства, обязаны:

составлять при предоставлении лесов в постоянное (бессрочное) пользование или аренду проект освоения лесов;

осуществлять использование лесов в соответствии с проектом освоения лесов и лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка);

не допускать нанесения вреда здоровью граждан, окружающей природной среде;

предотвращать при использовании лесов возникновение эрозии почв, исключать или ограничивать негативное воздействие на состояние и воспроизводство лесов, а также на состояние водных и других природных объектов;

соблюдать правила пожарной и санитарной безопасности в лесах, правила лесовосстановления и ухода за лесами;

представлять ежегодный отчет об использовании лесов, охране и защите лесов, о воспроизводстве лесов в установленном порядке;

предоставлять в обязательном порядке документированную информацию, предусмотренную ч. 2 ст. 91 ЛК РФ;

выполнять другие обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

В рассматриваемых Правилах содержатся требования к каждому отдельному виду использования лесов для ведения сельского хозяйства (сенокошению, выпасу животных, пчеловодству, выращиванию сельскохозяйственных культур и осуществлению иной сельскохозяйственной деятельности). Например, для сенокошения используются нелесные земли, а также необлесившиеся лесосеки, прогалины и другие не покрытые лесной растительностью земли до проведения на них лесовосстановления. В необходимых случаях для сенокошения могут использоваться пригодные для этой цели участки малоценных насаждений, не намеченные под реконструкцию. Выращивание сельскохозяйственных культур и иная сельскохозяйственная деятельность осуществляются на нелесных землях, а также необлесившихся лесосеках, прогалинах и других не покрытых растительностью землях до проведения на них лесовосстановления (п. 16 указанных Правил).

Следует отметить, что использование лесов для ведения сельского хозяйства должно осуществляться в ограниченных объемах и соответствовать одному из основных принципов, установленных п. 4 ст. 1 ЛК РФ - принципу рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества именно в лесах и лесных ресурсах, а не в получении сельскохозяйственной продукции, для выращивания которой предназначены земли сельскохозяйственного назначения (ст. 78 ЗК РФ).

Использование лесов для выращивания лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений по своему характеру близко к рассмотренному выше виду использования лесов - ведению сельского хозяйства на землях лесного фонда, поскольку согласно ч. 1 ст. 39 ЛК РФ выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с получением плодов, ягод, декоративных растений, лекарственных растений и подобных лесных ресурсов. В Лесном кодексе РФ 1997 г. этот вид использования лесов не был предусмотрен. Данная деятельность осуществляется на лесных участках, расположенных в том числе на землях лесного фонда.

Выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений следует отличать от создания и эксплуатации лесных плантаций (ст. 42 ЛК РФ). К лесным насаждениям определенных (целевых) пород относятся лесные насаждения искусственного происхождения, за счет которых обеспечивается получение древесины с заданными характеристиками. Этот вид использования лесов, представляющий, по сути, плантационное лесовыращивание, близок к деятельности по лесовосстановлению, поскольку в результате данной деятельности создаются лесные насаждения. По этой причине создание лесных плантаций и их эксплуатацию можно отнести к деятельности по лесопользованию, а не к виду землепользования, осуществляемому на землях лесного фонда.

Как и большинство других видов предпринимательской деятельности по использованию лесов, использование лесов для выращивания различных растений осуществляется на основании договора аренды лесного участка. В большинстве случаев выращивание лесных плодовых, ягодных растений невозможно за короткий срок, и это обстоятельство обуславливает заключение договора аренды лесного участка на длительный срок.

В соответствии с ч. 1 ст. 20 ЛК РФ выращенные лесные плодовые, ягодные, декоративные растения, лекарственные растения являются собственностью арендатора. Следует обратить внимание на то, что ЛК РФ не предусматривает выращивание растений для собственных нужд граждан в лесах. Для собственных нужд согласно ч. 1 ст. 11 ЛК РФ граждане могут осуществлять лишь заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов. Выращивать же для собственных нужд плодовые, ягодные, декоративные, лекарственные растения граждане могут на принадлежащих им земельных участках в соответствии с целевым назначением земель и разрешенным использованием конкретного земельного участка.

Для выращивания плодовых, ягодных, декоративных и иных растений разрешено размещение построек на землях лесного фонда. При этом ч. 2 ст. 39 ЛК РФ содержит указание на их временный характер.

Правила использования лесов для выращивания лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений утверждены Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 10 апреля 2007 г. N 85 "Об утверждении Правил использования лесов для выращивания лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений" <1>. Согласно п. 9 Правил они распространяются на все лесные районы Российской Федерации без ограничений. Пунктом 10 Правил закреплены следующие права арендатора:

--------------------------------

<1> БНА федеральных органов исполнительной власти. 2007. N 27.

осуществлять использование лесов в соответствии с условиями договора аренды;

создавать согласно ч. 1 ст. 13 ЛК РФ лесную инфраструктуру (лесные дороги, лесные склады и др.);

размещать согласно ч. 2 ст. 39 ЛК РФ на предоставленных лесных участках временные постройки;

возможность иметь другие права, если их реализация не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации.

Права арендатора, арендующего лесной участок для выращивания лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений, отличаются от прав арендатора, осуществляющего сельскохозяйственную деятельность на землях лесного фонда. Их объединяет принадлежащее арендатору право размещать на землях лесного фонда временные постройки. Обязанности арендатора в данном случае практически совпадают с его обязанностями при осуществлении использования лесов для ведения сельского хозяйства.

Раздел III Правил содержит требования к использованию лесов для выращивания лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений. Для этого используют в первую очередь нелесные земли из состава земель лесного фонда, а также необлесившиеся лесосеки, прогалины и другие не покрытые лесной растительностью земли, на которых невозможно естественное возобновление леса до посадки на них лесных культур; земли, подлежащие рекультивации (выработанные торфяники и др.). Для данной деятельности могут использоваться участки малоценных насаждений, не намеченные под реконструкцию.

Правила запрещают выращивать лесные плодовые, ягодные, декоративные растения и лекарственные растения в защитных лесах и на участках особо защитных лесов (п. 16). Кроме того, согласно ст. 59 ЛК РФ и п. 15 указанных Правил запрещено использовать лесные участки, на которых встречаются виды растений, занесенные в Красную книгу Российской Федерации, красные книги субъектов Российской Федерации, для рассматриваемого вида использования лесов.

Согласно п. 11 ч. 1 ст. 25 ЛК РФ использование лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых представляет собой один из видов использования лесов. Основные правила по осуществлению данного вида использования лесов содержит ст. 43 ЛК РФ. По сути, ЛК РФ объединяет эти два вида по использованию лесов: геологическое изучение недр и разработка полезных ископаемых - это разные виды деятельности, осуществляемые на землях лесного фонда. О.И. Крассов, ссылаясь на ст. 6 уже упоминавшегося Закона РФ "О недрах" <1>, обоснованно относит геологическое изучение недр и разработку месторождений полезных ископаемых к видам пользования недр <2>.

--------------------------------

<1> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 16. Ст. 834 (с послед. изм.).

<2> Крассов О.И. Комментарий к Лесному кодексу Российской Федерации. С. 190.

Соглашаясь с данным выводом, следует, однако, отметить, что использование лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых возможно только при условии осуществления геологического изучения недр и разработки полезных ископаемых в лесах. При этом правовое регулирование использования лесов осуществляется лесным и земельным законодательством, а не законодательством о недрах.

Использование лесов при выполнении работ по геологическому изучению недр и при добыче полезных ископаемых следует отнести к видам землепользования, поскольку используется свойство земельного участка быть пространственным базисом, а не полезные природные функции лесов.

В специальной литературе обращено внимание на проблему взаимосвязи недропользования и землепользования. При пользовании недрами возникают отношения, связанные с использованием и охраной земель, вод, растительного и животного мира, которые регулируются соответствующими отраслями права <1>. В первую очередь, как отмечается, право недропользования соприкасается с использованием земли, так как используется участок земельной поверхности. При выяснении соотношения недропользования и землепользования исследователи пришли к выводу, что основным является недропользование, поскольку землепользование служит тому, чтобы создать условия для осуществления права недропользования <2>.

--------------------------------

<1> Федорова Ю.Н. Правовой режим земель, предоставленных для пользования недрами // Право и экономика. 2007. N 1.

<2> Земельное право России: Учебник / Под ред. Б.В. Ерофеева. М., 2000. С. 544 - 545.

Использование природных качеств леса при выполнении работ по геологическому изучению недр и для разработки месторождений полезных ископаемых не осуществляется. Однако это не означает, что рассматриваемые отношения не должны регулироваться лесным законодательством. Недропользование происходит на земельном участке, на котором произрастает лес, поэтому правовой режим использования лесов устанавливается лесным и земельным законодательством. Данный вывод согласуется с положениями Закона РФ "О недрах", которым предусмотрено, что отношения, связанные с использованием и охраной земель, вод, растительного и животного мира, возникающие при пользовании недрами, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и субъектов Федерации (ст. 1 указанного Закона).

В п. п. 7, 8 ч. 2 ст. 22 указанного Закона установлена обязанность недропользователя по соблюдению стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами, а также приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования.

В настоящее время вопросы геологического изучения недр и добычи полезных ископаемых частично включены в предмет лесного законодательства. Это, по мнению О.И. Крассова, порождает массу правовых проблем. Главной проблемой является определение соотношения лесного законодательства и законодательства о недрах. "Совершенно недостаточно урегулировать только порядок предоставления земель лесного фонда для нужд недропользования, необходимо еще урегулировать сам процесс использования недр. Либо законодательство о недрах больше не будет регулировать использование недр на землях лесного фонда, либо лесное законодательство должно само регулировать эти вопросы" <1>.

--------------------------------

<1> Крассов О.И. Комментарий к Лесному кодексу Российской Федерации. С. 191.

Представляется, что лесное законодательство не должно регулировать вопросы геологического изучения недр и добычи полезных ископаемых. Но оно не может не регулировать вопросы использования лесов, поэтому лесное законодательство должно регулировать правовые отношения по геологическому изучению недр и разработке полезных ископаемых лишь в части, в которой они касаются использования и охраны лесов. Роль лесного законодательства состоит в обеспечении необходимой охраны и защиты лесов при осуществлении недропользования. Поэтому лесное законодательство должно устанавливать порядок предоставления участков земель лесного фонда для геологического изучения недр и добычи полезных ископаемых для предотвращения необоснованного уничтожения лесов и закрепления обязательного лесовосстановления.

Данный вид использования лесов осуществляется в соответствии со ст. 21 ЛК РФ, допускающей на землях лесного фонда (без перевода в земли другой категории) строительство, реконструкцию и эксплуатацию объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для осуществления работ по геологическому изучению недр и разработки месторождений полезных ископаемых.

Существуют два различных порядка использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр в зависимости от того, влекут ли такие работы проведение рубок лесных насаждений. Если выполнение таких работ не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений, то допускается выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда без предоставления лесного участка на основании разрешений органов государственной власти, органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. ст. 81 - 84 ЛК РФ <1> (ч. 3 ст. 43 ЛК РФ). В противном случае необходимо заключение договора аренды лесного участка в порядке, установленном ст. 74 ЛК РФ. В порядке исключения ч. 3.1 ст. 43 ЛК РФ разрешает использование лесов для вырубки деревьев, кустарников и лиан без предоставления лесных участков в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр и разработкой месторождений полезных ископаемых, в том числе в охранных зонах указанных объектов.

--------------------------------

<1> В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ полномочия по выдаче разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Порядок использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых установлен Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 24 апреля 2007 г. N 109 <1>. Использование лесов для выполнения рассматриваемых работ осуществляется в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации и лесохозяйственным регламентом лесничества.

--------------------------------

<1> БНА федеральных органов исполнительной власти. 2007. N 24.

В соответствии со ст. 21 ЛК РФ при использовании лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых на землях лесного фонда допускается строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, в соответствии с проектом освоения лесов.

Пункт 8 указанного Порядка установил требования к размещению таких объектов. В этих целях используются прежде всего нелесные земли, а при отсутствии на лесном участке таких земель - участки невозобновившихся вырубок, гарей, пустырей, прогалины, а также площади, на которых произрастают наименее ценные лесные насаждения. Использование иных лесных участков для указанных целей допускается в случае отсутствия других вариантов возможного размещения объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр, разработкой месторождений полезных ископаемых.

Важное требование содержится в п. 9 данного Порядка; согласно ему обустройство объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр, разработкой месторождений полезных ископаемых, должно исключать развитие эрозионных процессов на занятой и прилегающей территории. В охранных и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр, разработкой месторождений полезных ископаемых, рубка лесных насаждений осуществляется в соответствии с установленным режимом указанных зон по согласованию с предоставившими лесной участок органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. ст. 81 - 84 ЛК РФ.

Имеются особенности использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр и разработки месторождений полезных ископаемых в притундровых лесах и редкостойной тайге. Согласно п. 11 Порядка в зоне притундровых лесов и редкостойной тайги механизированная валка деревьев, трелевка древесины, уборка порубочных остатков, а также перебазировка подвижного состава и грузов, способные нарушить растительный и почвенный покровы, должны осуществляться преимущественно в зимний период.

Требования к деятельности по использованию лесов в данных целях закреплены п. 12 Порядка. При осуществлении использования лесов в рассматриваемых целях не допускаются валка деревьев и расчистка лесных участков от древесной растительности с помощью бульдозеров, захламление древесными остатками приграничных полос и опушек, повреждение стволов и скелетных корней опушечных деревьев, хранение свежесрубленной древесины в лесу в летний период без специальных мер защиты; затопление и длительное подтопление лесных насаждений; захламление лесов строительными, промышленными, древесными, бытовыми и иными отходами, мусором; загрязнение лесов химическими и радиоактивными веществами; проезд транспортных средств и иных механизмов по произвольным, неустановленным маршрутам.

Обязанности лиц, осуществляющих использование лесов в целях выполнения работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых, закреплены п. 13 указанного Порядка. На них возлагаются обязанности по:

регулярному проведению очистки используемых лесов и примыкающих опушек леса, искусственных и естественных водотоков от захламления строительными, промышленными, древесными, бытовыми и иными отходами, мусором;

восстановлению нарушенных производственной деятельностью дорог, осушительных канав, дренажных систем, мостов, других гидромелиоративных сооружений, квартальных столбов, квартальных просек, аншлагов, элементов благоустройства территории лесов;

консервации или ликвидации объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр, разработкой месторождений полезных ископаемых, по истечении сроков выполнения соответствующих работ, и рекультивации земель, которые использовались для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации указанных объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

принятию необходимых мер по устранению аварийных ситуаций и лесных пожаров, а также ликвидации их последствий, возникших по вине указанных лиц;

максимальному использованию земель, занятых квартальными просеками, лесными дорогами, и других не покрытых лесом земель в целях планирования и проведения сейсморазведочных работ, в том числе перебазировки подвижного состава и грузов.

Использование лесов для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов в действующем ЛК РФ в отличие от Лесного кодекса РФ 1997 г. рассматривается как самостоятельный вид использования лесов. Согласно ст. 44 ЛК РФ данный вид использования лесов, как и при выполнении работ по геологическому изучению недр, осуществляется в соответствии со ст. 21 ЛК РФ.

Строящиеся водохранилища, иные искусственные водные объекты, гидротехнические сооружения, специализированные порты не связаны с созданием лесной инфраструктуры. По истечении срока их эксплуатации они подлежат консервации или ликвидации. Земли, которые использовались для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов, подлежат рекультивации (ч. 6 ст. 21 ЛК РФ). В соответствии с ч. 4 ст. 21 ЛК РФ водное законодательство регулирует вопросы консервации или ликвидации гидротехнических сооружений.

Часть 2 ст. 44 ЛК РФ устанавливает, что лесные участки используются для строительства и эксплуатации искусственных водных объектов в соответствии с водным законодательством. Однако ст. 63 Водного кодекса РФ содержит отсылочную норму к лесному законодательству. В ней предусмотрено, что использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в водоохранных зонах, осуществляется в соответствии с лесным законодательством. Таким образом, водное законодательство не регулирует отношения в сфере использования лесов. Правовое регулирование указанных отношений осуществляются ЛК РФ, ч. 5 ст. 21 которого предусмотрено, что в указанных целях допускается вырубка деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов.

Частью 3 ст. 44 ЛК РФ закреплено, что лесные участки для данных целей предоставляются гражданам, юридическим лицам в соответствии со ст. 9 ЛК РФ. Вид предоставляемого права может быть любым: право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками. При этом они возникают и прекращаются по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.

Использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов является новым видом использования лесов для лесного законодательства. Лесной кодекс РФ 1997 г. в первоначальной редакции не рассматривал проведение различных работ по строительству дорог, трубопроводов и других линейных объектов в качестве вида лесопользования, но предусматривал правила проведения указанных работ на период строительства линейных объектов. Статья 66 Кодекса называлась "Порядок проведения в лесном фонде работ, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования". Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 154-ФЗ <1> в ЛК РФ были внесены изменения, и эти работы стали рассматриваться как вид использования участков земель лесного фонда с передачей их в аренду и переводом лесных земель в нелесные.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. I). Ст. 3453.

Статьей 45 действующего ЛК РФ предусмотрено, что использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов осуществляется в том же порядке, что и для объектов, предусмотренных ст. ст. 43, 44 ЛК РФ, в соответствии со ст. 21 ЛК РФ, которая регулирует вопросы строительства, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры на землях лесного фонда. Линейными объектами являются линейные элементы организации территории: полевые и магистральные дороги, инженерные коммуникации и другие объекты, которые характеризуются протяженностью, шириной, координатами начальных, конечных и промежуточных точек <1>. Статья 21 ЛК РФ разрешает строительство, реконструкцию и эксплуатацию объектов для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов (п. 4 ч. 1 ст. 21 ЛК РФ). В данных целях допускается вырубка деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов (ч. 5 ст. 21 ЛК РФ). При этом земли, которые использовались для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, подлежат рекультивации. Кроме того, ч. 2.2 ст. 45 ЛК РФ разрешает вырубку деревьев при данном виде использования лесов без предоставления лесного участка в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, в том числе в охранных зонах указанных линейных объектов.

--------------------------------

<1> См.: Нагаев Р.Т. Недвижимость. Энциклопедический словарь. Казань, 2003. С. 156.

В соответствии с ч. 2 ст. 45 ЛК РФ лесные участки для строительства линий электросвязи, линий связи, трубопроводов, дорог и других линейных объектов предоставляются гражданам, юридическим лицам в соответствии со ст. 9 ЛК РФ, т.е. на праве постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, либо на праве ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), либо на праве аренды лесных участков, либо на праве безвозмездного срочного пользования лесными участками. Лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линии электропередачи, линии связи, дороги, трубопроводы и другие линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных ст. 9 ЛК РФ, гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении указанные линейные объекты (ч. 2.1 ст. 45 ЛК РФ).

Как отмечает А.Ю. Пуряева, определение конкретного титула пользования лесного участка затруднено из-за имеющихся противоречий земельного и специального законодательства о газоснабжении <1>. Во всяком случае, как отмечается в специальной литературе, поскольку размещение линейных объектов лишь частично ограничивает права собственника земельного участка, на котором они расположены, оформление аренды на такие земельные участки нецелесообразно <2>.

--------------------------------

<1> Пуряева А.Ю. Комментарий к Лесному кодексу Российской Федерации (постатейный). М., 2007. С. 96.

<2> Мосенков А. Оформление прав на землю под линейными объектами // ЭЖ-Юрист. 2005. N 45.

Использование лесных участков в составе земель лесного фонда для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов без перевода в земли других категорий является "непрофильным". Для этих целей используются земли энергетики (ст. 89 ЗК РФ), земли транспорта (ст. 90 ЗК РФ), земли связи (ст. 91 ЗК РФ). Для обеспечения деятельности организаций, осуществляющих строительство, реконструкцию и эксплуатацию указанных объектов, ЗК РФ предусмотрена возможность установления охранных зон с особым режимом использования этих территорий. При этом согласно новой редакции пп. 3 п. 3 ст. 90 ЗК РФ на полосах отвода автомобильных дорог, за исключением предусмотренных законодательством случаев, запрещаются распашка земельных участков, покос травы, рубки и повреждение лесных насаждений и иных многолетних насаждений, снятие дерна и выемка грунта. Таким образом, как отмечает С.А. Боголюбов, повышена охрана придорожных лесных насаждений <1>.

--------------------------------

<1> Боголюбов С.А. Введение в действие Лесного кодекса Российской Федерации // Хозяйство и право. 2007. N 6. С. 11.

В соответствии с ч. 3 ст. 45 ЛК РФ правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В развитие данной нормы Министерством природных ресурсов РФ 17 апреля 2007 г. N 99 приняты Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов <1>.

--------------------------------

<1> БНА федеральных органов исполнительной власти. 2007. N 22.

В соответствии с п. 3 указанных Правил в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов используются прежде всего нелесные земли, а при отсутствии на лесном участке таких земель - участки невозобновившихся вырубок, гарей, пустырей, прогалины, а также площади, на которых произрастают низкополнотные и наименее ценные лесные насаждения. Использование иных лесных участков для указанных целей допускается при отсутствии других вариантов возможного размещения линейных объектов. Пунктом 6 Правил установлено, что в охранных и санитарно-защитных зонах, предназначенных для создания необходимых условий эксплуатации линейных объектов, рубка лесных насаждений осуществляется в соответствии с установленным режимом указанных зон. Таким образом, налицо тесная взаимосвязь лесного и земельного законодательства.

Важно, что при использовании лесов в целях строительства, реконструкции и эксплуатации автомобильных и железных дорог исключаются случаи, вызывающие нарушение поверхностного и внутрипочвенного стока вод, затопление или заболачивание лесных участков вдоль дорог. Осуществление строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов должно исключать развитие эрозионных процессов на занятой и прилегающей территориях.

Пунктом 9 Правил установлено, что при использовании лесов в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов должны исключаться случаи:

повреждения лесных насаждений, растительного покрова и почв за пределами предоставленного лесного участка;

захламления прилегающих территорий за пределами предоставленного лесного участка строительным и бытовым мусором, отходами древесины, иными видами отходов;

загрязнения площади предоставленного лесного участка и территории за его пределами химическими и радиоактивными веществами;

проезда транспортных средств и иных механизмов по произвольным, неустановленным маршрутам за пределами предоставленного лесного участка.

Пункт 10 указанных Правил гласит, что лица, осуществляющие использование лесов в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, обеспечивают:

регулярное проведение очистки предоставленного лесного участка, примыкающих опушек леса, искусственных и естественных водотоков от захламления строительными, лесосечными, бытовыми и иными отходами, от загрязнения отходами производства, токсичными веществами;

восстановление нарушенных производственной деятельностью дорог, осушительных канав, дренажных систем, шлюзов, мостов, других гидромелиоративных сооружений, квартальных столбов, квартальных просек;

принятие необходимых мер по устранению аварийных ситуаций и лесных пожаров, а также ликвидации их последствий, возникших по вине указанных лиц.

Переработка древесины и иных лесных ресурсов как вид использования лесов предусмотрена п. 14 ч. 1 ст. 25, ст. 46 ЛК РФ. Согласно ч. 1 ст. 46 ЛК РФ использование лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с производством лесоматериалов и иной продукции такой переработки. Это согласуется со ст. 14 ЛК РФ, которая посвящена регулированию деятельности по созданию лесоперерабатывающей инфраструктуры. Из этого следует, что использование лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов и создание лесоперерабатывающей инфраструктуры взаимно связаны. Более того, использование лесов для данной цели означает создание соответствующей производственной инфраструктуры, например, биоэнергетического, целлюлозно-бумажного комбината, деревообрабатывающего завода и др. Таким образом, на лесном участке осуществляется промышленное производство изделий из древесины. В отличие от объектов лесной инфраструктуры объекты лесоперерабатывающей инфраструктуры носят капитальный характер.

Правила использования лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов установлены в соответствии с ч. 3 ст. 46 ЛК РФ Министерством природных ресурсов РФ, которое 10 мая 2007 г. Приказом N 123 утвердило Правила использования лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов <1>.

--------------------------------

<1> БНА федеральных органов исполнительной власти. 2007. N 24.

Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам, юридическим лицам для переработки древесины и иных лесных ресурсов на праве аренды (ч. 2 ст. 46 ЛК РФ). Строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, осуществляются в соответствии с утвержденным проектом освоения лесов.

Лесной кодекс РФ 2006 г. ограничил создание инфраструктуры по переработке древесины в лесах определенной категории. Согласно ч. 2 ст. 14 ЛК РФ создание лесоперерабатывающей инфраструктуры запрещается в защитных лесах, а также в иных предусмотренных ЛК РФ, другими федеральными законами случаях. В лесах, расположенных в водоохранных зонах, лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесах и лесах, расположенных на особо защитных участках лесов, запрещается создание лесоперерабатывающей инфраструктуры <1>.

--------------------------------

<1> Часть 3 Приказа Министерства природных ресурсов РФ от 22 января 2008 г. N 13 "Об утверждении Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах, лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов, а также лесов, расположенных на особо защитных участках лесов" // Российская газета. 2008. 1 марта.

Крайне важно требование Правил по поводу того, что в целях размещения объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры используются прежде всего нелесные земли, а при отсутствии на лесном участке таких земель - участки невозобновившихся вырубок, гарей, пустырей, прогалины, а также площади, на которых произрастают низкополнотные и наименее ценные лесные насаждения. Использование иных лесных участков для указанных целей допускается в случае отсутствия других вариантов возможного размещения объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры. Данное требование важно для сохранения лесов. Как уже отмечалось, земли лесного фонда состоят из лесных и нелесных земель. В нормативном акте более высокого уровня, чем рассматриваемые Правила (в ЛК РФ), необходимо закрепление требования осуществлять строительство на нелесных землях в целях недопущения уничтожения лесов.

Пункт 7 рассматриваемых Правил содержит ограничения прав арендатора при использовании лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов. Так, при использовании лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов исключаются случаи:

проведения работ и строительства сооружений, вызывающих нарушение поверхностного и внутрипочвенного стока вод, затопление или заболачивание лесных участков;

захламления предоставленного лесного участка и прилегающих территорий за пределами предоставленного лесного участка строительным и бытовым мусором, отходами древесины и иными видами отходов;

загрязнения площади предоставленного лесного участка и территории за его пределами химическими и радиоактивными веществами;

проезда транспортных средств и иных механизмов по произвольным, неустановленным маршрутам за пределами предоставленного лесного участка.

Обязанности арендатора содержатся в п. 8 Правил. Лица, использующие леса для переработки древесины и иных лесных ресурсов, обеспечивают:

регулярное проведение очистки предоставленного лесного участка, примыкающих опушек леса, искусственных и естественных водотоков от захламления и загрязнения строительными, древесными, промышленными, бытовыми и иными отходами, токсичными веществами;

восстановление нарушенных производственной деятельностью дорог, осушительных канав, дренажных систем, шлюзов, мостов, других гидромелиоративных сооружений, квартальных столбов, квартальных просек;

принятие необходимых мер по устранению аварийных ситуаций и лесных пожаров, а также ликвидации их последствий, возникших по вине указанных лиц.

Арендатор в случае нарушения или (и) загрязнения земель лесного фонда при использовании лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов обязан провести их рекультивацию в срок не более 1 года после завершения соответствующего этапа работ. На лесных участках с нарушенным почвенным покровом при угрозе развития эрозии должна проводиться рекультивация земель с посевом трав и (или) посадкой кустарников.

В новом ЛК РФ появился новый вид использования лесов - использование лесов для осуществления религиозной деятельности (ст. 47 ЛК РФ). Леса могут использоваться религиозными организациями для осуществления религиозной деятельности в соответствии с уже упоминавшимся Федеральным законом "О свободе совести и о религиозных объединениях" <1>. В соответствии со ст. 8 данного Федерального закона религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.

--------------------------------

<1> Российская газета. 1997. 1 окт.

Особенностью данного вида использования лесов по сравнению с другими видами их использования является то, что на лесных участках, предоставленных для осуществления религиозной деятельности, допускается возведение зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения (ч. 2 ст. 47 ЛК РФ), включая капитальные строения.

Другой особенностью является основание возникновения права на лесной участок. Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются религиозным организациям на праве безвозмездного срочного пользования (ч. 3 ст. 47 ЛК РФ). При этом необходимо учитывать и нормы земельного законодательства.

Нужно отметить, что перечень видов использования лесов является открытым. В соответствии с ЛК РФ могут устанавливаться иные виды использования лесов, не указанные в ст. 25 ЛК РФ, в зависимости от целевого назначения земель, на которых эти леса располагаются. Например, согласно п. 3 ч. 1 ст. 97 ЗК РФ защитные леса расположены на землях природоохранного назначения. Их использование осуществляется исходя из их природоохранного назначения. В пределах земель природоохранного назначения вводится особый правовой режим использования земель, ограничивающий или запрещающий виды деятельности, которые несовместимы с основным назначением этих земель (ч. 4 ст. 97 ЗК РФ).

Выводы

1. Лесной кодекс РФ 2006 г. предусматривает осуществление различных по содержанию видов деятельности по использованию земельных участков, занятых лесами, которые, по существу, являются видами землепользования, поскольку при их осуществлении не используются полезные функции лесов и лесные участки предоставляются для проведения на них соответствующих работ. Правовое регулирование использования лесов при осуществлении землепользования осуществляется лесным и земельным законодательством.

2. В целях сохранения лесов предлагается дополнить ч. 6 ст. 21 ЛК РФ следующим предложением: "Для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, используются прежде всего нелесные земли лесного фонда, и лишь при невозможности их использования - лесные земли".

Глава 3. ДОГОВОРНЫЕ ФОРМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЕСОВ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: