И купли-продажи лесных насаждений

Лесной кодекс РФ 2006 г. предусматривает несколько способов заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и договора купли-продажи лесных насаждений. При реализации приоритетных инвестиционных проектов освоения лесов и осуществлении видов землепользования, предусмотренных ст. ст. 43 - 45 ЛК РФ, заключение договора аренды осуществляется обычным способом - путем направления одной стороной предложения заключить договор (оферты) и принятия другой стороной данного предложения (акцепта).

Согласно ч. 3 ст. 77 ЛК РФ граждане заключают договоры купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации <1>. Законами субъектов Российской Федерации устанавливается, что граждане заключают договор купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд на основании решения уполномоченного органа в соответствии с утвержденными нормативами заготовки древесины для использования в конкретных целях (отопления, строительства, ремонта жилых домов и др.). Законами регулируется порядок подачи гражданами заявлений, состав документов, порядок и сроки рассмотрения заявлений и заключения договоров.

--------------------------------

<1> Указ. Закон Тамбовской области (ст. 6); Указ. Закон Алтайского края (ст. 10); Указ. Закон Тверской области (ст. 3); Указ. Закон Республики Коми (ст. 4(2)) и др. // СПС "КонсультантПлюс".

В соответствии с ч. 3 ст. 19 ЛК РФ в случаях, когда при размещении заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов одновременно осуществляется продажа лесных насаждений для заготовки древесины, размещение заказа и заключение договора происходят в порядке, предусмотренном упоминавшимся Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Особенности размещения таких заказов и заключения договоров установлены Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 г. N 418 "Об утверждении Положения об особенностях размещения заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и заключению договоров" <1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2007. N 28. Ст. 3433.

Заказчиками на размещение заказа выступают:

а) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления - в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся соответственно в собственности субъектов Российской Федерации или в собственности муниципальных образований;

б) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации - в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по организации и обеспечению охраны, защиты и воспроизводства которых передано в соответствии с ч. 1 ст. 83 ЛК РФ органам государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) Федеральное агентство лесного хозяйства - в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по организации и обеспечению охраны, защиты и воспроизводства которых не передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с ч. 2 ст. 83 ЛК РФ;

г) Федеральная служба по надзору в сфере природопользования - в отношении лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения;

д) федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные в области обороны, безопасности, - в отношении лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, находящихся в федеральной собственности.

Объемы работ по охране, защите и воспроизводству лесов определяются исходя из лесохозяйственных регламентов лесничеств (лесопарков), лесоустроительной документации, результатов лесопатологических и иных обследований.

При заключении договора, помимо условий государственного или муниципального контракта, предусмотренных упомянутым Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", указываются:

а) местоположение лесных насаждений (лесничество, лесопарк, лесной квартал, лесотаксационный выдел), где планируется вырубка лесных насаждений;

б) предельный объем заготовки древесины;

в) стоимость (цена) подлежащих выполнению работ по охране, защите и воспроизводству лесов, а также плата за заготовку древесины.

В случае если договор не был заключен, осуществляется размещение заказа с заключением государственного или муниципального контракта на выполнение отдельных видов работ по охране, защите и воспроизводству лесов без продажи лесных насаждений для заготовки древесины. Одной из особенностей заключенного договора по сравнению с "обычными" государственными контрактами является то, что в нем наряду с другими условиями указываются также обязанности лица, с которым заключается контракт, по учету и хранению заготовленной древесины, а также по передаче этой древесины заказчику по приемо-передаточному акту.

Однако основным способом заключения договоров аренды лесного участка и купли-продажи лесных насаждений следует считать аукцион, правилам об организации и проведения которого посвящена гл. 8 ЛК РФ (ст. ст. 78 - 80), причем на лесных аукционах происходит продажа права на заключение договора аренды или права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений. Предусмотренные данной главой правила соответствуют общим положениям о проведении торгов, установленным ст. ст. 447 - 449 ГК РФ. Признание аукциона в качестве основного способа заключения договоров соответствует общей направленности ЛК РФ на внедрение рыночных принципов и конкуренции в лесное хозяйство.

В соответствии с ГК РФ аукцион является одной из форм торгов. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену (ч. 4 ст. 447 Кодекса). В отличие от конкурса никаких других дополнительных условий (опыт работы по использованию лесов, его социальное значение и др.) от победителя аукциона не требуется.

Организатором аукциона является продавец права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, или продавец права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений либо действующая на основании договора с этим продавцом специализированная организация. В качестве продавцов права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в пределах земель лесного фонда, выступают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым переданы соответствующие полномочия Российской Федерации (п. 2 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ).

Лесной кодекс РФ 2006 г. предусматривает проведение открытого лесного аукциона <1>. В подготовке и проведении аукциона можно выделить несколько этапов.

--------------------------------

<1> Существует практика проведения лесных аукционов. Например, см.: В лесу раздалось эхо скандала // Российская газета. 2008. 16 янв.

На первом этапе организатор аукциона публикует извещение о его проведении в периодическом печатном издании, определяемом высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, он также должен разместить это извещение на официальном сайте высшего органа исполнительной власти субъекта Федерации в сети Интернет. Частью 3 ст. 79 ЛК РФ предусмотрено, что информация о проведении аукциона должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам; таким образом, обеспечивается реализация принципов гласности и доступности проведения торгов.

Установленные ЛК РФ сроки публикации извещения - не менее чем за 60 дней до дня проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды и не менее чем за 15 дней - в отношении договора купли-продажи.

Извещение о проведении аукциона должно содержать следующие сведения:

1) об организаторе аукциона;

2) о предмете аукциона, в том числе о местоположении лесных участков или лесных насаждений, площади и границах лесных участков, об объеме подлежащих заготовке лесных ресурсов, обременениях лесных участков, ограничении использования лесов, о кадастровых номерах лесных участков, видах и об установленных лесохозяйственным регламентом параметрах использования лесов;

3) о месте, датах начала и окончания срока подачи заявок на участие в аукционе и дате проведения аукциона;

4) о начальной цене предмета аукциона (начальном размере арендной платы или начальной цене заготавливаемой древесины), определяемой в соответствии со ст. ст. 73, 76 ЛК РФ, но не ниже минимального размера арендной платы или минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений;

5) об официальном сайте, на котором размещена документация об аукционе;

6) о сроке, в течение которого по результатам аукциона должен быть заключен договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо договор купли-продажи лесных насаждений (ч. 4 ст. 79 ЛК РФ). Таким образом, в извещении содержится информация 2 видов: относящаяся к порядку проведения аукциона и относящаяся к предмету договора.

Извещение о проведении аукциона следует рассматривать в качестве оферты, из которой возникает обязанность заключить договор с любым отозвавшимся на проведение аукциона <1>.

--------------------------------

КонсультантПлюс: примечание.

Монография М.И. Брагинского, В.В. Витрянского "Договорное право. Общие положения" (Книга 1) включена в информационный банк согласно публикации - Статут, 2001 (издание 3-е, стереотипное).

<1> Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право: Общие положения. С. 179 - 180 (автор главы - М.И. Брагинский).

Часть 3 ст. 448 ГК РФ предоставляет организатору торгов право на отказ от их проведения. Лесной кодекс РФ 2006 г. устанавливает сроки отказа: в отношении договора аренды - не позднее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе; в отношении договора купли-продажи - не менее чем за 10 дней (ч. 5 ст. 79 Кодекса). Извещение об отказе в течение 3 дней опубликовывается организатором аукциона в периодическом печатном издании и в течение 2 дней размещается на официальном сайте. Организатор аукциона в течение 2 дней обязан известить участников аукциона о своем отказе от проведения аукциона и в течение 5 дней возвратить им внесенные задатки.

Одновременно с размещением извещения о проведении аукциона его организатор обеспечивает размещение на официальном сайте в сети Интернет документации об аукционе.

Документация об аукционе, помимо сведений, указанных в извещении о проведении аукциона, должна содержать:

1) сведения, касающиеся лесного участка или подлежащих заготовке лесных ресурсов;

2) кадастровый план лесного участка или сведения о местоположении лесных насаждений;

3) сведения о величине повышения начальной цены предмета аукциона ("шаге аукциона"). "Шаг аукциона" устанавливается в размере, не превышающем 5 процентов от начальной цены предмета аукциона (начального размера арендной платы или начальной цены заготавливаемой древесины);

4) сведения о форме заявки на участие в аукционе, порядке и сроках ее подачи;

5) сведения о размере задатка, сроке и порядке его внесения, реквизиты счета для перечисления задатка. При этом задаток устанавливается в размере от 10 до 100 процентов от начальной цены предмета аукциона (начального размера арендной платы или начальной цены заготавливаемой древесины);

6) проект договора аренды лесного участка или договора купли-продажи насаждений.

В качестве второго этапа проведения аукциона можно рассматривать подачу заявок на участие в аукционе. В заявке указываются: наименование, организационно-правовая форма, местонахождение - для юридического лица; фамилия, имя, отчество, паспортные данные, место жительства - для физического лица. К заявке прилагаются выписка из государственного реестра или нотариально удостоверенная ее копия и документы, подтверждающие факт внесения задатка (ч. ч. 10, 11 ст. 79 ЛК РФ). Заявитель вправе подать только одну заявку.

Для отказа в допуске к участию в аукционе предусмотрены следующие основания:

1) представление заявки, не соответствующей установленным требованиям;

2) представление заявки лицом, которому в соответствии с федеральными законами не могут быть предоставлены лесные участки;

3) осуществление в отношении заявителя (юридического лица или индивидуального предпринимателя) процедур банкротства;

4) нахождение заявителя - юридического лица в процессе ликвидации или прекращение заявителем-гражданином деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

5) непоступление задатка на счет, указанный в документации об аукционе, после окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.

При этом нужно обратить внимание на то, что перечень оснований для отказа в допуске к участию в аукционе носит исчерпывающий характер. Отказ в допуске к участию в аукционе по иным основаниям не допускается (ч. 9 ст. 79 ЛК РФ).

Организатор ведет протокол приема заявок, требования к содержанию которого установлены ч. 15 ст. 79 ЛК РФ. Протокол приема заявок подписывается организатором в течение 1 дня после даты окончания срока подачи заявок. С этого момента заявитель становится участником аукциона. Можно считать, что с этой даты организатор аукциона и заявитель заключили договор о проведении аукциона. Организатор обязан провести аукцион, определить победителя и подписать протокол о результатах аукциона.

Третий этап - этап непосредственного проведения аукциона - регулируется ст. 80 ЛК РФ. Аукцион проводится в соответствии с принципом открытости. Организатор аукциона обязан осуществлять аудиозапись аукциона. Любое лицо, присутствующее при проведении аукциона, вправе осуществлять аудио- и видеозапись аукциона. Аукцион проводится путем повышения начальной цены предмета аукциона (начального размера арендной платы или начальной цены заготавливаемой древесины) на "шаг аукциона". В случае если после троекратного объявления последнего предложения о цене предмета аукциона ни один из участников не предложил более высокую цену, организатор аукциона объявляет победителя аукциона. Если же после троекратного объявления начальной цены предмета аукциона (начального размера арендной платы или начальной цены заготавливаемой древесины) ни один из участников не заявил о своем намерении приобрести предмет аукциона по начальной цене, аукцион признается несостоявшимся.

Аукцион также признается несостоявшимся, если в нем было менее 2 участников. В этом случае не позднее чем через 10 дней после проведения аукциона единственный участник аукциона обязан заключить договор купли-продажи или договор аренды, а орган государственной власти или орган местного самоуправления, по решению которого проводился аукцион, не вправе отказаться от заключения договора по начальной цене предмета аукциона. В соответствии с п. 5 ст. 448 ГК РФ в случае уклонения одной из сторон от заключения договора другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от его заключения.

Последним этапом является подведение итогов аукциона и подписание соответствующего договора. Результаты аукциона оформляются протоколом, который подписывается организатором аукциона и победителем аукциона в день проведения аукциона. Поскольку на лесных аукционах осуществляется продажа права на заключение соответствующего договора, то протокол о результатах аукциона можно рассматривать как предварительный договор <1>. В течение 3 рабочих дней со дня подписания протокола о результатах аукциона организатор передает один экземпляр протокола победителю, а в течение 5 рабочих дней организатор обязан возвратить задатки участникам, которые не стали победителями.

--------------------------------

КонсультантПлюс: примечание.

Монография М.И. Брагинского, В.В. Витрянского "Договорное право. Общие положения" (Книга 1) включена в информационный банк согласно публикации - Статут, 2001 (издание 3-е, стереотипное).

<1> Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право: Общие положения. С. 184.

Лесной кодекс РФ 2006 г. устанавливает срок подписания договора аренды лесного участка или договора купли-продажи лесных насаждений - 10 дней со дня подписания протокола аукциона.

В 3-дневный срок со дня подписания протокола о результатах аукциона организатор должен опубликовать информацию о результатах аукциона в печатном издании, где было опубликовано извещение о проведении аукциона, и разместить эту информацию на официальном сайте в сети Интернет.

Выводы

1. Если сравнить способы заключения договора аренды участков лесного фонда по Лесному кодексу РФ 1997 г. и лесных участков согласно действующему ЛК РФ, то можно сделать следующие выводы. По Лесному кодексу РФ 1997 г. участки лесного фонда предоставлялись в аренду по результатам лесных конкурсов с учетом интересов населения, проживающего на соответствующей территории (ст. 34). В отличие от аукциона, победителем которого признается участник, предложивший наиболее высокую цену, победителем конкурса признается лицо, которое предложило лучшие условия (п. 4 ст. 447 ГК РФ). Зарубежный опыт свидетельствует, что критериями отбора претендентов должны быть компетентность и профессионализм, наличие производственных мощностей, которые не должны исключать состязательность и участие малого предпринимательства <1>. Основным видом использования лесов, который осуществляется на арендованном лесном участке, является заготовка древесины. Выше были рассмотрены Правила заготовки древесины, утвержденные Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 16 июля 2007 г. N 184, устанавливающие достаточно жесткие требования и к квалификации заготовителей, и к наличию у них материально-технической базы, однако данный вид деятельности лицензированию не подлежит, и Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" <2> на лицензирование природных ресурсов не распространяется. Поэтому, как представляется, предусмотренное ранее действовавшим законодательством проведение конкурса является оптимальным способом заключения договора аренды, поскольку арендаторы на арендованных лесных участках осуществляют постоянную профессиональную предпринимательскую деятельность и для ее эффективного ведения должны обладать всеми необходимыми ресурсами, которые возможно выявить только с помощью конкурса. Аналогичной точки зрения по этому вопросу придерживается М.И. Васильева, которая считает, что передача лесных участков по единственному критерию может привести к монополизации лесопользования крупными предприятиями, вытеснению среднего и малого бизнеса, банкротству градообразующих предприятий и, как следствие, к росту безработицы в многолесных регионах страны. Кроме того, в условиях отсутствия каких-либо специальных требований к участникам аукциона не исключено, что победителями окажутся структуры, не имеющие прямого отношения к лесному хозяйству и передающие затем свои арендные права в субаренду профильным предприятиям, которые тем самым будут поставлены в экономически невыгодные условия <3>.

--------------------------------

<1> Боголюбов С.А. Новый Лесной кодекс Российской Федерации // Хозяйство и право. 2007. N 4. С. 28.

<2> СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3930.

<3> Васильева М.И. Правовое регулирование лесных отношений в новом Лесном кодексе Российской Федерации.

2. В ЛК РФ не реализован провозглашенный п. 7 ст. 1 Кодекса принцип участия граждан, общественных объединений в подготовке решений, реализация которых может воздействовать на леса при их использовании; не предусмотрены формы и порядок участия граждан в подготовке таких решений. Массовая передача лесных участков, находящихся в государственной собственности, на длительный срок в аренду требует учета мнения местного населения.

3. Поскольку договор купли-продажи является неосновным договором, оформляющим отношения сторон по использованию лесов, и заключается на непродолжительный срок (не более 1 года), продажа права на его заключение может осуществляться на аукционе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: