Структура ЦБ РФ

1) Центральный аппарат.

2) Территориальные учреждения (Главные управления и Национальные банки, осуществляющие свои полномочия в субъектах Российской Федерации).

3) Расчетно-кассовые центры.

4) Полевые учреждения и вычислительные центры.

5) Учреждения инфраструктуры.

Территориальные учреждения, как правило, создаются на территории субъектов Российской Федерации. Территориальными учреждениями Банка России являются его Главные управления в краях, областях и автономных округах РФ, городах Москве и Санкт-Петербурге, а также Национальные банки республик в составе РФ. Главные управления Центрального банка и Национальные банки по статусу не отличаются друг от друга.

В составе территориальных учреждений находятся структурные подразделения: в первую очередь, это расчетно-кассовые центры, а кроме того, подразделения, обеспечивающие деятельность территориального учреждения (учебные заведения, лечебно-профилактические, оздоровительные учреждения, столовые и т.д.).

Территориальные учреждения – это представители ЦБ РФ в регионах. Перед ними поставлены такие же задачи, как и перед Банком России в целом, только на уровне субъектов Федерации.

Территориальные учреждения не имеют статуса юридического лица, не имеют права принимать решения, носящие нормативный характер; выдавать гарантии, поручительства и обязательства без разрешения Совета директоров ЦБР.

Расчетно-кассовые центры Центрального банка являются его структурными подразделениями. Именно на них лежит основная нагрузка по осуществлению безналичных расчетов в России. Достижение цели эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов происходит во многом благодаря работе расчетно-кассовых центров.

В РКЦ открывают корреспондентские счета все кредитные организации, имеющие лицензию Банка России на проведение банковских операций. РКЦ являются посредниками в безналичных расчетах между кредитными организациями. Они осуществляют кассовое обслуживание кредитных организаций. Кроме этого РКЦ осуществляют расчетно-кассовое обслуживание представительных и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, их учреждений и организаций, счетов бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, органов федерального казначейства и некоторых других клиентов Банка России.

Полевые учреждения Банка России – это учреждения Банка России, функционирующие на территории воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны РФ и других силовых ведомств. Они предназначены для банковского обслуживания государственных органов и юридических лиц, обеспечивающих безопасность Российской Федерации, а также физических лиц, проживающих на территориях объектов, обслуживаемых полевыми учреждениями.

Высшим органом управления Банка России является Совет директоров. Совет директоров состоит из 12 членов и Председателя ЦБР. Все они назначаются и освобождаются от должности Государственной Думой Федерального Собрания по представлению Президента. Срок их полномочий – 4 года.

Именно Совет директоров разрабатывает и обеспечивает выполнение денежно-кредитной политики. Так как эта политика не должна противоречить налоговой или бюджетной политике, проводимой Министерством финансов, она разрабатывается и проводится во взаимодействии с Правительством.

Председатель Банка России или один из его заместителей участвуют в заседаниях Правительства при разработке экономической политики. В то же время, министры финансов и экономического развития и торговли или их заместители участвуют в заседаниях Совета директоров с правом совещательного голоса. Банк России и Правительство информируют друг друга о предполагаемых действиях, проводят регулярные консультации (график выпуска государственных ценных бумаг, бюджетные расходы, погашение госдолга, изменение денежной базы), тем самым, координируя свою политику.

Государственная Дума, кроме назначения и освобождения руководства ЦБР от должности, выполняет еще и ряд контрольных функций. На заседаниях Госдумы рассматривается годовой отчет ЦБР и аудиторское заключение его деятельности, по которым выносится решение. Соответствующий комитет Думы рекомендует аудиторскую фирму для проведения аудиторской проверки Банка России. Кандидатура этой фирмы утверждается на заседании Госдумы. Два раза в год Председатель ЦБ РФ выступает с докладом в Думе о деятельности Банка России. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики также рассматриваются Думой. Хотя реальных механизмов скорректировать или изменить эти направления в момент рассмотрения у Думы нет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: