Инструменты денежно-кредитной политики

Центральный банк – основной проводник денежно-кредитного регулирования экономики, являющегося составной частью экономической политики правительства, главными целями которой служат достижение стабильности экономического роста, снижение безработицы и инфляции, выравнивание платежного баланса.

Денежно-кредитная политика центрального банка представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов.

Денежно-кредитная политика направлена либо на стимулирование денежно-кредитной эмиссии –кредитной экспансии, то есть оживление конъюнктуры в условиях падения производства, либо на ограничение денежно-кредитной эмиссии в периоды экономических подъемов, сопровождаемых биржевой горячкой, – кредитная рестрикция. Центральный банк использует при проведении денежно-кредитной политики комплекс инструментов, которые различаются:

· по форме (прямые и косвенные);

· по непосредственным объектам воздействия (предложение денег и спрос на деньги);

· по характеру параметров, устанавливаемых в ходе регулирования;

· по характеру влияния (общие и селективные).

Все эти методы используются центральным банком в единой системе. Общие методы влияют на операции всех коммерческих банков, на рынок ссудных капиталов в целом, а выборочные или селективные направлены на регулирование отдельных форм кредитов или кредитование различных отраслей. К ним можно отнести как прямое ограничение банковских кредитов для отдельных банков или ссуд, то есть кредитные потолки, так и регламентацию условий выдачи конкретных видов кредитов, в частности, установление размеров маржи, то есть разницы между суммой обеспечения и размером выданной ссуды, ставками по депозитам и ставками по кредитам и др.

По числу институтов, объему кредитных ресурсов и операций базу всей денежно – кредитной системы составляют коммерческие банки и другие финансово-кредитные учреждения. От 75% до 90 % денежной массы в большинстве стран составляют банковские депозиты и лишь 25-10% – банкноты центрального банка. Поэтому регулирование денежно-кредитной системы может быть успешным лишь в том случае, если государство через центральный банк способно воздействовать на масштабы и характер операций коммерческих банков. Методы этого воздействия разнообразны, но основными инструментами проведения монетарной политики центрального банка являются:

· изменение ставки учетного процента или официальной учетной ставки центрального банка (учетная или дисконтная политика);

· изменение норм обязательных резервов банка;

· операции на открытом рынке;

· регламентация экономических нормативов деятельности коммерческих банков.

Контроль за соблюдением предусматривает соотношение между кассовыми резервами и депозитами, ликвидными активами и депозитами, собственным капиталом банка и заемным, акционерным капиталом и заемным, собственным капиталом и активным, суммой кредитов одному заемщику и капитала и др.

Дисконтная политика относится к прямым методам регулирования качественного параметра рынка, а именно: стоимости банковских кредитов.

Рефинансирование коммерческих банков центральным банком – это предоставление кредитных ресурсов в форме прямых кредитов, переучета векселей, ссуд под залог ценных бумаг (ломбардные кредиты), а также организация кредитных аукционов. Прибегая к рефинансированию, центральный банк выступает кредитором в последней инстанции.

Ломбардные кредиты, предоставляемые центральным банком коммерческим банкам, являются процентными ссудами под залог ценных бумаг. Размеры ссуд устанавливаются в зависимости от вида залога. Такие кредиты предоставляются лишь при кратковременных трудностях, которые испытывают кредитные институты. Процентная ставка ломбардного кредита обычно превышает ставку учетного процента в развитых странах до 1-3%, на Украине значительно выше.

При проведении кредитных аукционов потенциальные заемщики направляют в центральный банк заявки с указанием объемов кредитов и уровня процентной ставки. На основе полученных заявок центральный банк устанавливает общую сумму кредитов аукциона, сроки предоставления кредитов, уровень процентной ставки, минимальную сумму запрашиваемого кредита, способ проведения аукциона (по американской или голландской системе). Национальный банк Украины впервые начал проводить кредитные аукционы в 1994 году.

Повышая или понижая официальную учетную ставку, центральный банк оказывает воздействие на возможности коммерческих банков и их клиентов в получении кредита. Что в свою очередь влияет на экономический рост, денежную массу, уровень рыночного процента. Изменение учетной ставки центрального банка, вызывая изменение рыночного процента, отражается на состоянии платежного баланса и валютного курса. Повышение ставки способствует привлечению в страну иностранного краткосрочного капитала, в итоге активизируется платежный баланс, увеличивается предложение иностранной валюты, соответственно снижается курс инвалюты и повышается национальный. Снижение ставки учетного процента приводит к противоположным результатам.

Политика минимальных обязательных резервов – один из старейших и наиболее распространенных методов регулирования объемов денежной массы в обращении. Это косвенный метод регулирования денежного обращения, основанный на действии рыночных механизмов.

Исходя из необходимости поддержания объема денежной массы в заданных параметрах, регулирования ликвидности коммерческих банков, снижения уровня инфляции центральный банк широко использует этот важный инструмент денежно-кредитной политики. Изменение норм обязательных резервов коммерческих банков, находящихся на счетах в центральном банке в качестве обеспечения их обязательств по депозитам, оказывает существенное воздействие на кредитные ресурсы коммерческих банков, на их возможности предоставлять ссуды. Повышение нормы обязательных резервов означает, что большая часть банковских средств «заморожена» на счетах центрального банка и не может использоваться коммерческими банками для выдачи кредитов. Как следствие, сокращаются банковские ссуды и денежная масса в обращении, повышаются проценты по банковским ссудам. Снижение нормы банковских резервов ведет к расширению кредитов и денежной массы, к снижению рыночного процента. Требования обязательных резервов в развитых странах представлены в таблице 12.2.

Расчет норм обязательных резервов осуществляется на декадной, месячной или квартальной базе, так как величина совокупных вкладов коммерческого банка постоянно меняется, то лишь в конце периода можно точно определить среднюю величину вкладов. Способы установления базы резервных требований различны не только в количественном отношении. Как правило, резервные требования устанавливаются к пассивам банков, либо к объему увеличения пассивов за определенный период, либо к отдельным статьям пассивов. Последний вариант дает возможность исключать из базы исчисления объема резервных требований отдельные статьи. Например, в Германии в базу исчисления резервных требований не включены депозитные сертификаты.

При длительном использовании нормы обязательных резервов в качестве инструмента денежно-кредитной политики возникают следующие последствия для банковской системы:

· повышение конкурентоспособности кредитных учреждений, на которые не распространяются обязательные резервные требования;

· широкое использование операций, которые не включаются в базу исчисления суммы резервных требований.

Таблица 12.2 — Требования обязательных резервов в развитых странах

Показатели Канада Франция Голландия Италия Япония Швеция Швейцария Великобритания США
Плата процентов по резервным счетам в центральном банке
Средняя продолжительность периода, за который рассчитываются резервы по депозитам (в днях)                  
Лаг между сдачей отчета банка о среднесуточной величине вкладов и получением от центрального банка указаний о размерах резервов (в днях) 30/45                
Высшая ставка обязательных резервов по текущим счетам, %     12,1 22,5 2,5   2,5 0,51  
По срочным счетам, % 4,95 22,5 1,75   2,5 0,51  
По сберегательным счетам, % 4,15 22,5   0,5  

В настоящее время наиболее распространенным методом денежно-кредитного регулирования являются операции на открытом рынке, которые влияют на деятельность коммерческих банков через объем имеющихся у них ресурсов. Если центральный банк продает ценные бумаги на открытом рынке, а коммерческие банки покупают их, то ресурсы коммерческих банков и соответственно их возможности предоставлять ссуды клиентам уменьшаются. Это приводит к сокращению денежной массы в обращении и повышению ссудного процента.

Покупая ценные бумаги на рынке у коммерческих банков, центральный банк предоставляет им дополнительные ресурсы, расширяя их возможность по выдаче ссуд. Операции на открытом рынке способствуют регулированию банковских ресурсов, процентных ставок и курса государственных ценных бумаг.

Операции на открытом рынке различаются в зависимости от:

· условий сделки – купля-продажа за наличные или купля на срок с обязательной обратной продажей, так называемые обратные операции (операции РЕПО).

· объектов сделки – операции с государственными или частными бумагами;

· срочности сделки – краткосрочные (до 3-х месяцев) и долгосрочные (от одного года и более) операции с ценными бумагами;

· сферы проведения операций – охватывают только банковский сектор или включают и небанковский сектор;

· способа установления ставок: определяемые или центральным банком или рынком.

Существующие различия в проведении операций на открытом рынке зависят от важнейших факторов:

- институционального, то есть структуры кредитного рынка;

- законодательного, стимулирующего или сдерживающего осуществление операций с ценными бумагами.

В Японии, Франции, Италии правительство стимулирует развитие рынка краткосрочных ценных бумаг.

При незначительных объемах операций на открытом рынке они оказывают скорее качественное, чем количественное воздействие на ликвидность банковской системы и денежное обращение. По мере развития этого инструмента денежно-кредитного регулирования его воздействие на количественные параметры денежного рынка становится более ощутимым.

Особенностью операций на открытом рынке является их способность реагировать на краткосрочные тенденции развития рынка, оказывать стабилизирующее воздействие на состояние денежного обращения и экономики.

Денежно-кредитную политику следует рассматривать в широком и узком смысле.

В широком смысле – денежная политика направлена на борьбу с инфляцией и безработицей, на достижение стабильных темпов экономического развития через регулирование денежной массы, ликвидности банковской системы, долгосрочных процентных ставок.

В узком смысле – монетарная политиканаправлена на достижение оптимального валютного курса с помощью валютной интервенции, проведения учетной политики и других методов регулирования краткосрочных процентных ставок.

Под валютной интервенцией понимается политика купли-продажи центральным банком иностранной валюты на национальную на валютном рынке.

Главными задачами Национального банка Украины при проведении денежно-кредитной политики являются создание условий финансовой стабилизации с обеспечением стабильности национальной денежной единицы и поддержка макроэкономической стабилизации через снижение темпов инфляции. Для выполнения этих задач Национальный банк использует важнейшие инструменты монетарной политики такие, как установление единых норм обязательных минимальных резервов, учетных ставок по кредитам коммерческим банкам; проведение операций с государственными ценными бумагами; утверждение экономических нормативов для коммерческих банков


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow