Фрейд, или «Оно говорит с другой сцены»

Фрейд изучал трансформации мысли в зрительные образы: «репрезентативное содержание возникает не посредством мышления, а трансформируется в чувственные образы, которым верят и которые считают живыми (S. Freud, Interpretation des reves, p. 454).

Повторяя фразу Фехнера (Elements de Physiques, 1889, t. II, 520) о снах, которые проходят как бы на другой сцене («Szene»), Фрейд, пытаясь сформулировать, как функционирует бессознательное (Standard Edition, vol 4:48 ё L'Interpretation des reves, 1900, trad, fr., p. 455), описывает тонкую работу бессознательного, сравнивая ее с «местом психики», «не локализованным анатомически». Это как бы идеальная (а не реальная) точка микроскопа, где локализуется образ [...], не соответствующая никакой осязаемой части прибора».

Эту «другую сцену» широко комментировали французские психоаналитики: Жак Лакан (личные конспекты лекций в больнице Святой Анны) и его ученики, такие, как Дельрие, Пьер Кауфманн (L'Apportfreudien, Paris, Bordas, 1993, p. 603), Джойс МакДугалл ((Pour une certaine anormalitu), Октав Маннони (Clefs pour I'lmaginaire ou I'Autre scene, Paris, Seuil, 1969, et Points, 1985,97-99).

Фраза «это говорит с другой сцены» стала классическим объяснением того, почему так трудно описать функционирование бессознательного, которое можно представить как невидимую часть айсберга, управляющую поведением, в то время как сам субъект и его окружение этого не знают.


Синдром годовщины, «столкновение времен» и национальные трансгенерационные травмы в истории


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: