Косово: 28 июня 1389 г. - 28 июня 1914 г. - 28 июня 1989 г

История и ее чудовищные преступления повторяются, когда память изменяет некоторым политикам и они, игнорируя прошлое, сталкивают целые народы и культуры. Есть и другая разновидность руководителей, которые слишком часто предаются воспоминаниям и постоянно оплакивают исторические травмы прошлого («селективный травматизм») или же эксплуатируют их.

История Косово является наглядным тому подтверждением. Это трагический пример «столкновения времен» (time collapse), «синдрома годовщины» в политике и развязывания геноцида, как следствие не совершённого траура и «селективности травм» (регулярно напоминаемых).

Вошедшая в историю битва в Косово (1389) весьма значима для понимания того, почему Первая мировая война разразилась в 1914 г., а также для понимания недавних (1989 — 1998) событий — резни и волнений в Косово, Албании, Сербии и бывшей Югославии.

В средние века оттоманцы (мусульмане, турки, пришедшие из средней Азии) и балканские христиане (православные сербы, а также иногда и хорваты, румыны и албанцы) сражались между собой за власть на Балканах и в Центральной Европе.

Битва на Косовом поле длилась десять часов (но до сих пор неясны все исторические аспекты) и закончилась разгромом сербов (православных) и их союзников-христиан мусульманами и турками 28 июня 1389 г. (см.: Vamik Volkan, Bloodlines, 1997,1. Kadare,1998) (Гипотезы из выступлений доктора В. Волкан и профессора А. Шутценбергер на открытии международного конгресса по групповой психотерапии в Лондоне 26 августа 1998 г.).

Сербский лидер князь Милош Коболлич путем предательства убивает султана Мурада, который, умирая, в отместку приказывает обезглавить своего зятя, сербского князя Лазаря (причисленного с тех пор к лику святых) и более сотни сербов — 28 июня 1389.

С падением Константинополя (1453), взятого турками (от-томанцы-мусульмане), и закатом «Великой Сербии» косовское поражение становится в некотором смысле символом национального траура и особой исторической травмой для сербов, сопровождаемой культом святого Лазаря с молитвами, песнопениями, святыми образами, ленточками с надписями, а также экспрессивными песнями и легендами, которые рассказывают веками. Все это отмечено «столкновением времен», т.е. проживается, как если бы это было вчера.


Когда в очередную годовщину косовского поражения 1389 г. эрцгерцог Франсуа Фердинанд, наследник австро-венгерского трона, приезжает в Сараево, 28 июля 1914 года его убивает сербский активист (Гаврило Принсип) в отмщение за оскорбление Сербии (в Косове 28 июня 1389 г., т.е. более 500 лет тому назад!), что приводит к развязыванию Первой мировой войны (1914 — 1918) и миллионам смертей.

28 июня 1948 г. Тито исключают из Коминтерна, он отказывается приносить извинения и 4 июля разрывает отношения с СССР.

28 июня 1989 г. сербский лидер Слободан Милошевич дает указания вернуть в Косово останки святого Лазаря. В своем выступлении по поводу открытия памятника с надписью «1389 — 1989» он напоминает о призыве (святого) принца Лазаря взяться за оружие и восстать против мусульманско-оттоманского ига: «Никогда больше мусульмане не покорят сербов», — что вызовет убийства мусульман в Албании, Косове и Сербии, начиная с 1989 г. и по сегодняшний день (1998 — 1999 гг.). По мнению И. Кадаре, именно в этот день и начался развал Югославии.

28 июня 1992 г. французский президент Франсуа Миттеран приезжает в бывшую Югославию в Сараево, чтобы предпринять (неудачную) миротворческую попытку.


Семейное и групповое со-бессознательное (Дж.Л.Морено)

Социальное и межличностное

бессознательное

(Эрих Фромм, Карен Хорни, С.Х.Фулкс)

На стыке веков Фрейд описывает индивидуальное бессознательное, а затем Юнг открывает коллективное бессознательное. Дж.Л. Морено в 1940-х годах говорит о семейном и групповом со-сознательном и со-бессознательном (которое члены группы частично разделяют сообща, исходя из совместной групповой жизни).

Эрих Фромм, начиная с 1930г., говорит о социальном бессознательном (основываясь на классических социологических работах Эмиля Дюркгейма, Макса Вебера, Карла Маркса и Роберта Мертона).

Карен Хорни в 1937 г. применяет социологическое и антропологическое понятие социального бессознательного в психотерапевтической клинике. С.Х. Фулкс об этом говорит в 1964 г. (с. 512, социальное и межличностное бессознательное) и Д. Винникотт предположительно попал под влияние этого понятия, говоря об «обычной преданной матери» (1965). Эта же идея встречается у многих английских авторов, как и у Джейн Остин (1811).

Похожее понятие встречается у новых юнгианцев в виде «shared unconscious» (разделенное бессознательное у Зинкина, 1979, культурное бессознательное у Этель Спектор-Персон (1 992), у Отто Кенберга (1 993), у Ирла Хоппера, 1 996, и Рене Кэса. Ада Абрахам вводит понятие со-Я (единение мать-ребенок до и сразу после рождения), а Рапперт Шелдрик — понятие «морфогенического поля» (общение бессознательного с бессознательным).


Типовая рамка для семейной геносоциограммы

(для каждого указывают: имя, возраст, дату рождения,

профессию, черты характера [например, работящий, веселый, музыкант и т. д.])



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: