Механизмы реализации концепции

Основные понятия и принципы современной социо-культурной политики:

Социо-культурная политика обеспечивает создание, сохранение и устойчивый характер определённых условий и норм жизни для общества и отдельных его представителей; прежде всего, тех или иных типов практик и соответствующих им культурных форм, а также набора правил и установок, нормирующих эти практики. Эти практики вытекают из актуальных и перспективных укладов (в современном случае — позднего индустриального и когнитивного) и сами, в свою очередь, работают на усиление и развитие этих укладов.

Основные компоненты «условий жизни и деятельности»:

— система личностных ценностей и установок представителей данного общества, влияющих на выстраивание их поведения, жизненной стратегии, приоритеты и принципы принятия решений в значимых ситуациях выбора;

— культурные нормы и образы, значимые для всего общества, которые влияют на выбор отдельными людьми той или иной деятельности (в том числе создают рациональные и ценностные основания для выбора), на отношение к своему делу, на общественную позицию граждан;

— экономические, организационные, нормативно-правовые возможности реализации тех или иных типов жизнедеятельности (в том числе деятельности профессиональной);

— наличие в обществе опыта и устойчивой способности к тому или иному виду деятельности, в том числе наличие отработанных технологий и способов овладения ими.

Очевидно, что такая политика не может реализовываться простым набором административных действий. Для выстраивания системы ценностей, идеалов и норм, необходима систематическая работа по созданию и распространению, присвоению обществом культурных образцов, несущих данные ценности и обрисовывающих идеалы (прежде всего, художественных и публицистических произведений), а также по созданию и распространению практик, типов деятельности, реализующих данные ценности.

В современном обществе социокультурная политика с необходимостью должна учитывать множественность субъектов и агентов влияния, форм коммуникации, в том числе наличие у целевой группы собственных интересов, ценностей, целей, установок (не всегда явно выраженных). В особенности это касается такой сложно организованной и одновременно в социальном отношении аморфной целевой группе, как молодёжь.

В обозначенном подходе можно выделить следующие основные единицы социо-культурной политики в отношении к молодёжи.

Инициатива: основная единица организации деятельности субъектов, составляющих целевую группу. Инициатива в наиболее общем смысле включает в себя:

— наличие образа желаемого будущего, по какому-либо существенному параметру отличного от настоящего, и образа преобразования действительности, позволяющего достичь этого желаемого будущего;

— наличие субъекта преобразования (носителя инициативы — это может быть один человек, группа, организация, общественное движение, профессиональное или творческое сообщество) и наличие у этого субъекта определённого эмоционально подкреплённого мотива и эмоциональной установки, позволяющей начать действовать;

— наличие представления о том, для кого, кроме самого носителя инициативы, такое будущее является желаемым.

Инициативы могут различаться как по содержанию (например, общественная, культурная, профессиональная инициатива), так и по масштабу, от обустройства детской площадки в конкретном дворе или создания местного литературного клуба до создания новых научных школ, направлений в искусстве, новых общественных институтов. Отметим, что масштаб задуманного преобразования не обязательно совпадает с масштабом носителя инициативы. Так, новые художественные направления создавались небольшими, часто камерными творческими объединениями, научные школы — объединением рабочих групп и образованием клубов молодых учёных или даже студентов вокруг «мэтра», готового работать с новыми идеями, политические партии и движения — из политических клубов.

Инициативу необходимо отличать, с одной стороны, от мечты — образа желаемого будущего, из которого не вытекают никакие конкретные действия («как же сделать, чтоб всем было хорошо»). С другой — от активности, чисто эмоционального побуждения к действию, не основанного ни на каком собственном содержании. Применительно к «активной молодёжи» такое побуждение выражается в готовности принимать участие в любом, выражаясь на молодёжном сленге, «движняке». Именно такая активная молодёжь наполняет, в основном, с одной стороны, лояльные, с другой стороны, оппозиционные молодёжные движения. «Активисты» могут быть ресурсом для реализации определённой инициативы, но не её субъектами.

Проект: оформленная инициатива, включающая в том числе понимание необходимых ресурсов, коммуникаций и коопераций.

Образ будущего в проекте оформляется как цель, которую можно представить в системе измеримых и наблюдаемых параметров и которую можно достичь за определённый временной промежуток, и как совокупность эффектов, порождённых достигнутой целью. Принципиально важно это различать. Так, целью может быть построенная детская площадка или снятый художественный фильм, но цель достигается ради эффекта, ради детей, играющих на площадке, или впечатления от фильма у зрительской аудитории.

Образ необходимых преобразований превращается в перечень задач и шагов достижения цели, совокупность необходимых ресурсов и способов их привлечения, вплоть до организационного плана и схемы действий. Принципиально важно, что проект не сводится к организационному плану (в социо-культурной политике, в том числе и в молодёжной политике, существует достаточно много организационных планов, за которыми отсутствует какой-либо образ желаемого будущего).

Представление о том, кого затрагивают достигнутые результаты и эффекты, в проекте превращается в описание группы благополучателей (например, дети и родители конкретного двора, зрители, соскучившиеся по «сказке со счастливым концом»).

Площадка: точка привлечения, актуализации и поддержки инициатив.

Могут различаться локальные площадки (действующие, например, в масштабе муниципалитета) и сетевые площадки, объединяющие вокруг себя сетевые сообщества (общественные движения, профессиональные и творческие объединения).

Площадка осуществляет следующие функции:

ресурсная функция: обеспечение ресурсов для осуществления инициативы либо привлечение ресурсов — применительно к локальным инициативам, например, за счёт связи с местными сообществами и органами власти;

аналитическая функция, точное понимание, в какой ситуации действует носитель инициативы и осуществляется задуманное им преобразование, насколько результат позволяет достичь ожидаемого эффекта;

консультационно-методическая функция: помощь в оформлении инициативы в проект, оформления результатов и эффектов проекта; трансляция опыта успешных проектов и анализ ошибок и дефицитов в неуспешных проектах и инициативах;

функция развития общественных связей: позиционирование и продвижение конкретных инициатив, создание информационной среды вокруг инициативных сообществ, создание «моды на инициативы», вовлечение в деятельность новых инициатив и их носителей.

По своей схеме включает в себя:

Организационную структуру, обеспечивающую привлечение и распределение ресурсов, организационные условия для выполнения содержательных функций (с привлечением соответствующих специалистов как постоянных сотрудников либо на основе аутсорсинга). Организационная структура площадки может быть обеспечена как молодёжным центром (либо бюджетным учреждением вне отрасли молодёжной политики, например, образовательным учреждением и ли учреждением культуры), так и общественной организацией (в том числе с привлечением бюджетных средств в форме грантов и адресных субсидий).

В организационной структуре площадки принципиально важно различать содержательных сотрудников и сотрудников, выполняющих, по преимуществу, административные функции.

Поле: совокупность неформальных объединений (клубов, инициативных и проектных групп), реализующих инициативы, формирующих проекты и программы в режиме интенсивного общения между собой и с привлечёнными организационной структурой специалистами.

Площадка может функционировать как стационарно, в режиме постоянных встреч и совместного использования ресурсов по заранее составленному расписанию, так и в режиме чередования интенсивных проектных и аналитических сессий (конференций, семинаров, фестивалей) с относительно автономной работой инициативных групп между сессиями.

Сеть: способ организации сложной деятельности, основанный на множественности субъектов и способов их взаимодействия, обеспечивающий достижение определённой цели или движение к общему желаемому будущему. Как примеры, можно привести сети патриотических клубов, сети творческих объединений, сети инновационно-технологических и научно-исследовательских групп.

Сетевые организационные структуры, как правило, противопоставляются иерархическим, основанным на координации сложной деятельности, разбитой на отдельные задачи и осуществляемые разными исполнителями, из единого центра, удерживающего общую схему и направления деятельности.

Иерархические структуры доказали свою эффективность в решении задач индустриального типа (в том числе в социо-культурной политике, соответствующей формированию индустриальных укладов и связанной с формированием массовых движений, запуском масштабных проектов, подчинённых единой логике). Но в современной социо-культурной политике, требующей сорганизовать заведомо различных субъектов с различными целями, иерархические структуры (за пределами решения простых инфраструктурных задач класса распределения ресурсов) оказываются контр-продуктивны, поскольку приводят к конфликтам целей и общей организационной неразберихе.

Сетевая организация включает в себя набор узлов, которые явно обозначают содержание, направление, приоритеты своей деятельности, и инфраструктуру (минимум — коммуникативную, а в общем случае — такую, по которой происходит обмен ресурсами).

Отношения между узлами в сети — партнёрство и кооперация для осуществления конкретных проектов. Если направление общего для сети проекта совпадает с направлением деятельности одной из площадок — именно эта площадка становится в рамках проекта управляющей единицей, чем, очевидно, снимается опасность превращения сети в иерархию. (Такая опасность в реальных сетях связана с тем, что инфраструктура может претендовать на роль ресурсного центра.)

Сеть как система соорганизации и управления общим делом, открыта новым содержаниям деятельности, партнёрским и кооперативным отношениям. Единственное ограничение на включение в сеть новой площадки и нового содержания связано с тем, насколько они соответствуют общей рамке сети («общему делу»).

Подобно тому, как современные технологии коммуникации (например, «социальные сети») представляют собой, фактически, «сети сетей», в которых возможно появление новых «узлов» (групп по интересам) и возникновение новых сообществ (за счёт связей между группами по интересам), структура управления молодёжной политикой может мыслиться именно как «сеть сетей». Отличие от известных социальных сетей, развивающихся хаотически, должно состоять в наличии определённых рамок для появления узлов (узлами в данном случае являются инициативные группы и площадки, обеспечивающие их деятельность) и для формирования сообществ.

Программа: совокупность проектов, объединённых общей целевой рамкой.

Программа является основным инструментом управления в сетевой форме организации деятельности. Программа включает в себя:

— обозначенные приоритеты деятельности, определяющие содержание конкретных проектов и инициатив, составляющих программу;

— способы привлечения и распределения ресурсов на основе приоритетов программы и содержательных требований к проектам и инициативам;

— формы кооперации и коммуникации, направленные на усиление проектов и инициатив, составляющих программу, и появление новых узлов (инициативных групп и площадок) в рамках программы;

— условия возможности самоорганизации сообщества, реализующего программу.

В региональной социо-культурной политике содержание и приоритеты программ определяются общей региональной ситуацией и векторами её развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: