Схема работы с человеческим потенциалом включает в себя три пространства и два перехода и может быть развёрнута как в рамках краевых программ, так и на локальных площадках на базе молодёжных центров и общественных организаций.
1. Пространство оформления и поддержки инициативы.
Для этого пространства содержание и масштаб инициативы сами по себе не важны (безусловно, в рамках законности и здравого смысла). Важно проживание полного цикла жизни инициативы, от обнаружения дефицитов и точек роста, через проектирование и организацию проектной команды, к реализации проекта и обозначению его результата.
Образ результата как составляющая содержания инициативы чрезвычайно важен, поскольку именно его наличие и понимание того, где и кем такой результат будет полезен и востребован, отличает инициативу от простой активности.
По завершении цикла жизни инициативы необходим рефлексивный такт для инициативной группы, позволяющий оформить как реальные достижения, так и дефициты участников.
|
|
Инициативная группа, успешно реализовавшая хотя бы одну инициативу, может претендовать на переход во второе пространство с включением в систему флагманских программ. Условия для этого перехода («порог входа») включают в себя:
— экспертная оценка и рефлексивная самооценка достигнутого результата как соответствующего не только сформулированному образу будущего, так и субъективным, не всегда явно выраженным ожиданиям инициативной группы;
— содержательное изменение масштаба инициативы, ответ на вопрос, чем значима инициатива не только для её носителей и каким образом её содержание работает на развитие территории и краевых сообществ, а также субъективная готовность участвовать в экспертных и аналитических коммуникациях, в которых ставятся эти вопросы и ищутся ответы на них;
— рефлексивная самооценка собственных дефицитов носителей инициативы (неспособность обнаружить эти дефициты свидетельствует о отсутствии критичности мышления) и субъективная готовность учиться, осваивать более сложные схемы деятельности и взаимодействия.
2. Пространство кооперации.
Включает в себя:
— формы экспертной, консультационной, ресурсной поддержки за счёт сообществ, консолидированных системой молодёжной политики;
— включение в сетевые коммуникации и кооперации, включая образование консорций (сообществ, объединённых общим содержанием и императивом, не обязательно институционально оформленных) и горизонтальных связей;
— оформление инициативы как деятельности, потенциально содержащей новую норму, схему, способ, которые могут быть капитализированы как ресурс для деятельности не только самих носителей инициативы.
|
|
Следующий переход осуществляется через капитализацию нормы.
Прецеденты подобной капитализации существуют в развивающихся профессиональных сообществах, в которых именно молодёжь (но молодёжь, овладевшая набором культурных схем мышления) является источником новых идей.
3. Пространство нормирования.
В этом пространстве консорции должны трансформироваться в сообщества (профессиональные и общественные объединения, движения), становящиеся субъектами развития уже на уровне «взрослых» требований, в том числе источником идей для новых инициатив и местом появления новых субъектов инициативы.