Наименование и содержание блока
| Психокоррекционные задачи и приемы
| Формы дизонтогенеза
| |
Мотивационный
Неумение ребенка: выделить, осознать и принять цели действия
| Формирование познавательных мотивов:
— создание проблемных учебных ситуаций;
— Стимулирование активности ребенка на занятии;
— анализ типа семейного воспитания (при доминантном типе снижается познавательная активность у ребенка). Приемы:
— создание игровых учебных ситуаций;
— дидактические и развивающие игры
| Задержанное развитие (дети с двигательными нарушениями) обусловленное социально-педагогической запущенностью
| |
Операционно-регуляторный
Неумение планировать свою деятельность по времени и содержанию
| Обучение ребенка планированию деятельности во времени. Предварительная организация ориентировки ребенка в задании. Предварительный анализ с ребенком используемых средств деятельности Прием:
обучение ребенка продуктивным видам деятельности: (конструирование, рисование, лепка, моделирование)
| Повреждено развитие (дети с ревматоидным артритом). Задержка психического развития при ДЦП (диплегическая и гемипаретическая формы)
| |
Блок контроля
Неумение ребенка контролировать свои действия и вносить необходимые коррективы
| Обучение контролю по результатам деятельности. Обучение контролю по способу деятельности.
Обучение контролю по ходу выполнения деятельности. Приемы:
— дидактические игры и упражнения на внимание, память, наблюдательность;
— обучение конструированию и рисованию по моделям
| Задержанное развитие у детей с вялыми параличами и детей с ДЦП. Поврежденное психическое развитие детей с ревматоидным артритом
| |
Психокоррекционные занятия с детьми по развитию познавательных процессов могут проводиться как индивидуально, так и в группе. Важным является единство требований к ребенку со стороны педагога, психолога и других специалистов, особенно при коррекции способности контролировать свои действия. Это успешно достигается при соблюдении режима дня, четкой организации повседневной жизни ребенка, исключении возможности незавершения начатых ребенком действий.