Этапы | Программа | Задания | |
1. Подгото- | Знакомство детей со строи- | Конструирование «башни» | |
вительный | тельным материалом, Обучение | из трех-пяти кубиков разно- | |
простым конструктивным | го цвета. Конструирование | ||
действиям. Обучение планомер- | «дорожки» из кирпичиков | ||
ному обследованию образцов и | разного цвета. Конструиро- | ||
деталей. Обучение словесному | вание «забора» из кирпичи- | ||
обозначению пространственных | ков разного цвета (верти- | ||
отношений предметов (рядом, | кальное расположение | ||
на, над, под, около и т.п.). | деталей). Конструирование фигур из одинаковых, до величине и форме блоков в вертикальном и горизонтальном направлениях | ||
2. Мо- | Обучение детей планомерному | Конструирование объемных | |
дельное | рассматриванию образцов- | образцов-моделей из дета- | |
конст- | моделей и выделению их | лей одинаковой величины | |
руирова- | существенных компонентов. | и формы (модель заклеена | |
ние | Обучение эффективным спосо- | белой плотной бумагой). | |
бам конструирования с | Конструирование объемных | ||
использованием развернутых | построек из деталей разной | ||
действий с деталями в виде | величины и формы. Конст- | ||
прикладывания, приставления, | руирование плоскостных | ||
примеривания. Обучение ис- | моделей из деталей, одина- | ||
пользованию пространственных | ковой величины и формы. | ||
и метрических признаков пред- | Конструирование плос- | ||
метов. Обогащение словаря | костных моделей из деталей | ||
специальной пространственной | разной формы и величины. | ||
терминологией (квадрат, круг, | |||
треугольник и пр.). | |||
3. Конст- | Обучение детей рассматриванию | Конструирование построек | |
руирование | образцов-рисунков, выделение их | в вертикальном горизон- | |
с нерасчле- | существенных элементов. Обуче- | тальном направлениях с | |
ненных | ние детей называнию простран- | различными деталями по | |
образцов | ственных отношений. Обучение | величине и форме | |
объемных | детей правильному воспроизведе- | ||
рисунков | нию в постройках пропорцио- нальных отношений деталей | ||
4. Конст- | Обучение детей воспроизведению | Конструирование построек | |
руирова- | в постройках пропорции, количе- | с символического рисунка | |
ние с сим- | ства и величины деталей | с учетом количества деталей, | |
волических | формы и величины | ||
рисунков |
смысловой организации запоминаемого материала. В связи с этим важными направлениями психокоррекции памяти являются:
|
|
— Увеличение объема памяти в зрительной, слуховой,осязательной модальностях.
|
|
— Развитие приемов ассоциативного и опосредованного запоминания предметов в процессе игровой деятельности.
Недоразвитие мышления является ядерным признаком у детей с данной формой дизонтогенеза. Их мышление отличается kohk ретностью, невозможностью образования понятий, трудностям переноса и обобщения. Развитие мышления у них непосредственно связано с развитием деятельности и восприятия. Важным направлением психокоррекции является развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. В связи с этим психологическая коррекция должна решать следующие задачи:
— Обучение детей многообразным предметно-практаческим| манипуляциям с предметами различной формы, величины, цвета.
— Обучение использованию вспомогательных Предметов (орудийные действия).
— Формирование наглядно-образного мышления в процесс конструктивной и изобразительной деятельности.
Процесс психокоррекции должен проходить в ходе того вида:; деятельности, который доступен ребенку с интеллектуальной недостаточностью. Если у ребенка не сформирована игровая деятельность, то психокоррекцию необходимо проводить в контексте предметно-практической деятельности, доступной ребенку. При) этом необходим тесный контакт психолога со специальным педагогом, логопедом, воспитателем и родителями. Психолог в процессе коррекции должен ориентироваться не только на уровень актуального развития ребенка, но и на его потенциальные возможности.
У детей с церебральным параличом наблюдаются варианты задержанного развития. Для них характерно недоразвитие мышления, а именно: внимания, памяти, пространственного гнозиса. Важно при психологической коррекции познавательных процессов и личности у этих детей является учитывать форму и степени задержки психического развития.
Для удобства анализа нарушения познавательной деятельности у детей с ЗПР при церебральном параличе целесообразно выделить три ее основных блока; мотивационный, операционно-регуляторный и блок контроля (табл.3).
Таблица 3