Синдром гипотиреоза (тиреоидная недостаточность, миксидема) — синдром, характеризующийся низким содержанием гормонов щитовидной железы, в результате гипофункции щитовидной железы, приводящим к обменным и клиническим нарушениям.
Термин «гипотиреоз» введен в 1961 г. на Международном конгрессе в г.Софии. Впервые симптомы гипотериоза у детей описаны Карлингом (B.Th. Curling) в 1850 г.
Гипотиреоз у детей разделяется на первичный кретинизм и вторичный (ювенильный гипотиреоз).
Клиническая картина синдрома характеризуется задержкой психомоторного развития и разнообразной соматической патологией. Основными симптомами врожденного гипотиреоза являются:
· вялость, медлительность и безразличие ребенка, он не узнает мать, не интересуется игрушками;
· длительная желтуха после рождения, позднее обычного отпадание пупочного канатика;
· образование пупочных грыж;
· артериальная гипотония;
· бледность и сухость кожи;
· общая одутловатость;
· увеличение размеров головы;
· увеличение живота, запоры;
· брадикардия (снижение частоты сердечных сокращений);
· задержка моторного развития (дети в обычные сроки не держат голову, не садятся, ходить начинают после 2-3 лет, роднички зарастают лишь к 3 годам, выявляется деформация черепа с образованием втянутого носа, запаздывает прорезание зубов и наблюдается быстрое их разрушение, резко замедляется рост, волосы редкие, сухие и ломкие);
· умственная отсталость (прогрессирующая - от легкой до глубокой степени).
Основным видом лечения является применение тиреодных, йодсодержащих гормонов строго под контролем специалистов.
Умственная отсталость, обусловленная недоношенностью
В эту группу входит ряд синдромокомплексов, возникших в результате недоношенности. Основными клиническими симптомами при этом являются: задержка психического развития, умственная отсталость различной степени тяжести, а также недоразвитие всех органов и систем организма. Под влиянием проведенной терапии состояние новорожденных улучшается, постепенно восстанавливается соматический статус ребенка, но проявления умственной отсталости, как правило, остаются на многие годы. С такими детьми должна проводиться соответствующая коррекционная работа.