Интеллектуальная деятельность индивидуума может интерпретироваться как работа с проблемами: выявление и формулирование их, оперирование ими (ранжирование, классифицирование и пр.), решение их.
В отношении проблем можно утверждать следующее:
1. Наличие проблем у субъекта - нормальное его состояние. Отсутствие проблем - состояние ненормальное и опасное. При отсутствии или недостаточной тяжести проблем деградируют навыки работы с ними.
2. У всякого субъекта обычно имеется больше проблем, чем этот субъект в состоянии решить.
3. Работа с проблемами не сводится к их решению: также требуется выявлять и формулировать проблемы, исследовать связи между ними, ранжировать проблемы по значимости и по очередности решения и т. д.
4. Многие проблемы исчезают не потому, что были реализованы их решения, а потому что изменились условия или были реализованы решения других проблем.
5. Состав проблем и их тяжесть зависят от точки зрения. Если изменить систему ценностей, стратегию, то изменится и видение проблем.
|
|
6. Большинство проблем порождается взаимным непониманием людей.
7. Люди любят решать проблемы. Когда им не хватает ЕСТЕСТВЕННЫХ проблем, они создают ИСКУССТВЕННЫЕ.
8. Нередко люди извлекают выгоду из своих и чужих проблем. Поэтому они явно или неявно сопротивляются их устранению.
9. Для выработки решений проблем в большинстве случаев оказывается достаточно естественных человеческих способностей. Использование ВНЕШНИХ (компьютерных и пр.) технологий может привести к деградации этих способностей.
10. Можно развить в себе способность решать проблемы путем упражнений, но невозможно приобрести ее путем заучивания некоторых правил.
Возможная последовательность действий при решении сложной проблемы:
1. Попробовать найти одно или несколько решений интуитивно, не привлекая способности рассуждать и по возможности обходясь теми сведениями, которые уже имеются.
2. Попробовать найти решение путем рассуждения.
3. Узнать мнения других людей, о возможных решениях проблемы.
4. Расширить свои представления о предметной области - путем чтения, наблюдений и т. д.
5. Повторить пункты 1 и 2.
6. Сделать выбор варианта решения - сначала интуитивно, потом путем рассуждений. При неудовлетворенности решением вернуться к пункту 4.