Проблемы

Интеллектуальная деятельность индивидуума может интерпретироваться как работа с проблемами: выявление и формулирование их, оперирование ими (ранжирование, классифицирование и пр.), решение их.

В отношении проблем можно утверждать следующее:

1. Наличие проблем у субъекта - нормальное его состояние. Отсутствие проблем - состояние ненормальное и опасное. При отсутствии или недостаточной тяжести проблем деградируют навыки работы с ними.

2. У всякого субъекта обычно имеется больше проблем, чем этот субъект в состоянии решить.

3. Работа с проблемами не сводится к их решению: также требуется выявлять и формулировать проблемы, исследовать связи между ними, ранжировать проблемы по значимости и по очередности решения и т. д.

4. Многие проблемы исчезают не потому, что были реализованы их решения, а потому что изменились условия или были реализованы решения других проблем.

5. Состав проблем и их тяжесть зависят от точки зрения. Если изменить систему ценностей, стратегию, то изменится и видение проблем.

6. Большинство проблем порождается взаимным непониманием людей.

7. Люди любят решать проблемы. Когда им не хватает ЕСТЕСТВЕННЫХ проблем, они создают ИСКУССТВЕННЫЕ.

8. Нередко люди извлекают выгоду из своих и чужих проблем. Поэтому они явно или неявно сопротивляются их устранению.

9. Для выработки решений проблем в большинстве случаев оказывается достаточно естественных человеческих способностей. Использование ВНЕШНИХ (компьютерных и пр.) технологий может привести к деградации этих способностей.

10. Можно развить в себе способность решать проблемы путем упражнений, но невозможно приобрести ее путем заучивания некоторых правил.

Возможная последовательность действий при решении сложной проблемы:

1. Попробовать найти одно или несколько решений интуитивно, не привлекая способности рассуждать и по возможности обходясь теми сведениями, которые уже имеются.

2. Попробовать найти решение путем рассуждения.

3. Узнать мнения других людей, о возможных решениях проблемы.

4. Расширить свои представления о предметной области - путем чтения, наблюдений и т. д.

5. Повторить пункты 1 и 2.

6. Сделать выбор варианта решения - сначала интуитивно, потом путем рассуждений. При неудовлетворенности решением вернуться к пункту 4.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: