Культура безопасности жизнедеятельности

культура безопасности жизнедеятельности (КБЖ) - состояние общественной организации человека, обеспечивающее определенный уровень его безопасности в процессе жизнедеятельности.

Для разработки методических основ формирования КБЖ требуется определить объекты, у которых необходимо формировать культуру безопасности жизнедеятельности и которые должны быть ее носителями, и методы воздействия на эти объекты в целях достижения желаемых их качеств и свойств.

Очевидно, что в качестве объекта формирования КБЖ начального уровня целесообразно рассматривать личность как совокупность достаточно устойчивых и значимых качеств человека, приобретаемых в процессе развития в социуме и проявляемых в ходе жизнедеятельности. Не вызывает сомнения, что качества личности, проявляемые в повседневной жизни и при воздействии опасностей, являются определяющими факторами с точки зрения недопущения развития опасных и чрезвычайных ситуаций (ЧС), минимизации их негативных последствий. Кроме того, безусловным является и тот факт, что доминанта безопасного поведения коллективов людей, социальных групп, общества в целом будет в существенной степени зависеть от качеств и свойств составляющих их людей.

В то же время из системного анализа известно, что свойства системы не определяются только свойствами составляющих ее элементов. Поэтому такие социальные системы, как корпорации (коллективы) людей, общество в целом, будут обладать свойствами более высокого уровня - так называемыми «системными» свойствами. В этой связи необходимо дополнительно установить объекты формирования КБЖ более высокого уровня.

Местом, где человек наиболее полно реализует свои качества и способности, профессиональный потенциал, вступает в определенные отношения с коллективом, является производственная сфера. Статистика показывает, что именно производственная сфера является источником огромного количества масштабных угроз и опасностей. В ней вырабатываются «приемы и правила решения проблемы внешней адаптации и внутренней интеграции работников, правила, оправдавшие себя в прошлом и подтвердившие свою актуальность в настоящем», которые и составляют так называемую корпоративную культуру. Наряду с технологией производства и системой управления корпоративная культура является ключевым фактором, влияющим на эффективность функционирования предприятий, учреждений и организаций, профессиональных коллективов. В связи с тем, что безопасность является одной из необходимых составляющих эффективности функционирования предприятий, учреждений и организаций, то очевидно, что важнейшим элементом системы корпоративной культуры должна являться КБЖ. Поэтому в качестве объекта формирования культуры безопасности жизнедеятельности более высокого уровня необходимо рассматривать трудовые коллективы (корпорации).

И, наконец, не вызывает сомнения то, что именно система социальных и государственных ценностей и приоритетов (т.е. того, что является наиболее социально значимым, по мнению большинства членов общества, с точки зрения личного и общественного благосостояния, стабильного существования, долгосрочного развития и совершенствования социальных отношений, государственной внутренней и внешней политики страны и т.п.) является системообразующим фактором обеспечения безопасности жизнедеятельности. Поэтому необходимо рассматривать КБЖ и на общественно-государственном уровне.

Другим существенным фактором является подготовленность человека, уровень знаний, умений и навыков. Глубина и прочность усвоения способов и средств защиты от опасных ситуаций и ЧС, развития умений и навыков безопасного поведения в различных условиях является основой снижения рисков жизнедеятельности людей.

Немалую роль в этом процессе играют качества людей. Под ними понимают индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Это темперамент, характер (черты характера), воля, эмоциональная сфера, способности человека и др. Часть из них генетически предопределены и слабо изменяются под влиянием социальной среды, например темперамент, тип высшей нервной деятельности, характеристики процессов восприятия, запоминания и т.п. Другие формируются социальной средой и зависят от степени достигнутого обществом, человеческой цивилизацией исторического развития, индивидуального и коллективного социального опыта. Это черты характера, воля, эмоциональный настрой, морально-психологическая устойчивость, физическое состояние человека, социальные и индивидуальные стереотипы безопасного поведения.

Кроме того, из психологии известно, что успех в любой деятельности зависит, кроме того, от мотивации, стремления, желания осуществлять деятельность, достигать высоких результатов. Мотивация безопасной жизнедеятельности заключается в понимании жизненной необходимости и полезности осуществления правильных действий по обеспечению собственной безопасности, безопасности окружающей среды, общества и государства.

Таким образом, развитие КБЖ на индивидуальном уровне должно включать формирование идеала и ценностей в области безопасности жизнедеятельности, развитие врожденных и формирование приобретенных качеств личности, обеспечивающих возможность действенного предупреждения реализации угроз и опасностей, а также защиты от них, привитие знаний, умений и навыков обеспечения безопасности во всех сферах жизнедеятельности, мотивирование безопасной жизнедеятельности.

И, наконец, на общественно-государственном уровне развитие КБЖ должно осуществляться путем формирования системы социальных ценностей и приоритетов, социального сознания в области безопасности жизнедеятельности, развития нормативного правового поля, проведения политики обеспечения безопасности общества и человека, природной и техногенной сфер, развития науки и искусства в области экологии, снижения рисков, защиты от ЧС, привлечения религиозных институтов, совершенствования системы духовно-нравственного и патриотического воспитания, пропаганды, социальной рекламы, общественного и государственного стимулирования в области безопасности жизнедеятельности, страховых механизмов обеспечения безопасности и др.19

Важнейшими социальными ценностями, формируемыми на общественно-государственном уровне, являются следующие. Во-первых, это общечеловеческие ценности. Их содержание составляют научно-мировоззренческие знания и представления российских граждан о противоречивом, но целостном и взаимосвязанном мире, необходимости обеспечения выживания человеческой цивилизации перед угрозой гуманитарной, экологической, техногенной и другими возможными катастрофами. Наиболее важными из них являются: признание человека, его жизни, прав и свобод высшей ценностью, отказ от войны как средства разрешения межгосударственных противоречий, широкое внедрение в практику международных, в том числе и политико-правовых, отношений, мер доверия, сотрудничества, норм международного гуманитарного права, решительное осуждение всех форм человеконенавистничества, расизма, национализма, религиозного и идеологического фанатизма, активные совместные действия по защите и оздоровлению биосферы, обеспечению безопасности окружающей среды, признание ненасилия как основы жизни человеческого общества.

Вторую группа составляют государственные ценности. Основными из них являются: защита политических, социально-экономических, геополитических, духовных интересов россиян, интересов в сфере экологии, сохранение ресурсов для потомства, суверенитета и целостности страны, верность Конституции, соблюдение положений нормативных правовых актов в области безопасности жизнедеятельности.

Третья группа - ценности личности как гражданина своей страны. Главными составляющими этой группы должны быть: патриотизм, верность Конституции Российской Федерации, державность, готовность служить Отечеству, в том числе на ниве обеспечения безопасности, уважение к законам государства, нормам права и общественной морали, национальное самосознание, гордость за принадлежность к России как стране с уникальным сочетанием героической истории, географического положения, богатства ресурсов и т.п., уважение национальных чувств, языка и культуры народов России, религиозно-конфессиональная терпимость, высокая культура поведения, этика общения, эстетическое отношение к действительности, забота об охране окружающей среды.

И четвертая группа - это профессиональные ценности. Это прежде всего те, которые определяют смысл и значение отношения гражданина России к выполнению конституционного долга - обеспечению безопасности своей Родины. Это высокое профессиональное мастерство, профессиональная культура, служебная компетентность, стремление осуществлять профессиональную деятельность на высоком уровне безопасности, крепкая дисциплина и организованность, чувство профессиональной чести и достоинства, уважение к истории и лучшим традициям Российского народа и др.

Таким образом, комплексное и системное развитие КБЖ на всех указанных уровнях позволит повысить уровень образованности людей не только в области безопасности жизнедеятельности, но и в других смежных областях знаний, усилить сплоченность общества перед природными (в том числе экологическими), техногенными и иными опасностями, повысить уровень духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи, имидж государства, государственных служб, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности населения. Кроме этого, эффект от развития КБЖ будет связан с развитием науки, передовых наукоемких информационных технологий, промышленности, систем связи и телекоммуникации, созданием новых рабочих мест для производства оборудования, разработки информационного контента и т.п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: