Высота, в пределах которой атмосферное давление изменяется на одну единицу (мм.рт.ст. или гПа), называется барической ступенью

Барическая ступень – величина, обратная вертикальному барическому градиенту.

При Р=1000гПа и Т= 00С барическая ступень приблизительно равна 8,25 метрам/гПа (или 11 метрам/мм.рт.ст.), увеличиваясь на 0,4% с возрастанием температуры на 10.

С высотой величина барической ступени увеличивается. На уровне 5 км величина барической ступени равна 15метров/гПа (мб).

В качестве одного из параметров СА принято атмосферное давление на уровне моря при температуре +150, которое равно 1013.25 гПа (760мм.рт.ст.) (обозначается QNE (англ.)). Давление 1013,25 гПа используется для указания эшелонов полета.

Эшелон полета – поверхность постоянного атмосферного давления, отнесенная к установленной величине давления 1013,2 гПа и отстоящая от других таких поверхностей на величину установленных интервалов давления. (См. Приложение Рис.9, Рис.10.)

В соответствиис требованиями Стандартов и процедур ИКАО и нормативныхдокументовРеспублики Казахстан метеорологические органы предоставляют авиационным потребителям, в том числе органам ОВД, информацию о давлении на аэродроме (QFE) и давлении приведенном к уровню моря по стандартной атмосфере (QNH).

QFE -атмосферное давление на аэродроме на уровне порога ВПП. Единицами измерения являются миллиметры ртутного столба (мм. рт. ст.) или миллибары (мб), гектоПаскали (гПа). Если барометр установлен на уровне 2м и выше (ниже) порога ВПП, то в измеренное значение вводится поправка на разность высот.

QNH - атмосферное давление, приведенное к уровню моря, рассчитывается по формуле изменения давления с высотой для стандартной атмосферы, т.е с вертикальным градиентом температуры 0,650/100м.

Приведение давления к уровню моря осуществляется по фактически наблюдаемому атмосферному давлению на уровне порога ВПП (QFE) и по температуре воздуха с прибавлением давления, которое создавалось бы столбом воздуха от уровня станции до уровня моря. (См. Приложение Рис.10а.)

Плотность воздуха ρ – отношение массы воздуха к его объему. Измеряется в г/м3. Непосредственно плотность воздуха не измеряется, она вычисляется с помощью уравнения состояния газа.

ρ = Р/RT,

где Р- атмосферное давление,

R - универсальная газовая постоянная, 287,053Дж/кгК

Т- температура воздуха в 0К.

Плотность воздуха тем больше, чем больше атмосферное давление и чем ниже температура воздуха. В целом плотность воздуха с высотой уменьшается, так с высотой атмосферное давление падает значительно быстрее, чем понижается температура. В СА плотность воздуха на уровне моря равна 1,225кг/м3, а с высотой изменяется следующим образом: 5км – 0,736; 10км – 0,414; 15км – 0,195; 20км – 0,04; 50км –0,001.

Плотность воздуха зависит как от атмосферного давления и температуры, так и от влажности. Водяной пар легче сухого воздуха, поэтому, чем больше в воздухе водяного пара, тем меньше будет плотность воздуха. Однако плотность в холодном воздухе из-за содержания в нем водяного пара может уменьшиться лишь незначительно (меньше чем на 1%). Практически учитывать влияние влажности на плотность воздуха приходится лишь в очень теплом воздухе с температурой выше +250С. Уменьшение плотности воздуха из-за содержания в нем водяного пара при температуре +300С равносильно повышению температуры на 50С, а при температуре +400С – почти на 90С.

2. Неустойчивой - называется воздушная масса, в которой есть условия для развития восходящих движений воздуха (конвекция). К неустойчивым обычно относятся холодные массы. Свою неустойчивость они приобретают в двух случаях:

- когда воздух летом в дневные часы в областях высокого давления малоподвижен, а земля под ним прогревается; в этом случае погода характеризуется развитием мощно-кучевых и кучево-дождевых облаков большой вертикальной мощности, ливневыми осадками, местными (теплыми) грозами;

- когда холодный воздух перемещается над теплой подстилающей поверхностью; в этом случае характерны сильные порывистые и даже шквалистые ветры, быстро перемещающаяся и резко меняющаяся по количеству мощно-кучевая и кучево-дождевая облачность с ливневыми осадками и грозами.

3.«Предупреждения о сдвиге ветра в зоне взлета и захода на посадку ВС – это краткая информация о фактическом или ожидаемом сдвиге ветра на высотах от уровня ВПП до 500м.

На аэродромах с местными орографическими условиями, которые вызывают значительные сдвиги ветра выше 500м, высота уровня для предупреждения может быть повышена».

«Для составления предупреждений о сдвиге ветра используется информация экипажей ВС на этапах набора высоты и захода на посадку, а также показания дополнительных датчиков ветра, установленных на аэродромных мачтах и сооружениях».

«Предупреждения об ожидаемом сдвиге ветра составляются тогда, когда метеорологическая обстановка в районе аэродрома по аэросиноптическим материалам в сочетании с местными географическими особенностями способствует возникновению сдвига ветра. Предупреждения о сдвиге ветра составляются открытым текстом с принятыми сокращениями и передаются диспетчерам УВД и включаются в передачу ATIS и радиовещательные передачи по ОВЧ-радиоканалам (кроме VOLMET) и распространяются за пределы аэродрома».

«Предупреждения о фактическом сдвиге ветра передаются экипажам с использованием терминов «умеренный», «сильный» или «очень сильный», в соответствии с субъективной оценкой воздействия на полет».

«Предупреждения о сдвиге ветра автоматически отменяются через 30 минут после его передачи, если новая информация о его наличии не поступила».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: