Билет №9 «взлет и заход на посадку в условиях сильного сдвига ветра запрещаются»

1. Приземные сдвиги ветра, их классификация. Условия их образования. Влияние их на взлёт и посадку ВС.

2. Приземные синоптические карты, их содержание, назначение, сроки составления.

3. Прогнозы по маршрутам, районам полетов

1.Сдвигом ветра - называется изменение направления и скорости ветра в пространстве, включая восходящие и нисходящие воздушные потоки.

Сдвиг ветра - изменение вектора ветра, т.е. изменение ветра по направлению и по числовой величине скорости, или по тому и другому вместе от одного слоя атмосферы к другому либо в горизонтальном направлении.

Вертикальный сдвиг ветра - разность между векторами ветра в двух точках на одной вертикали или на единицу расстояния по вертикали (ветер вверху минус ветер внизу).

Горизонтальный сдвиг ветра - это изменение ветра в горизонтальном направлении между разными точками измерений ветра (различными стартами у ВПП, точками вокруг летного поля).

Для оценки интенсивности сдвига ветра пользуются терминами и их численными критериями, рекомендованными ИКАО. Они пригодны к использованию как при наличии данных измерений (или оценок), так и для сведений, полученных от экипажей ВС.

Размерность сдвига ветра выражают в более крупных единицах: м/с на 30м - для вертикального сдвига ветра и в м/с на 600м - для горизонтального сдвига ветра. В международных документах и зарубежной литературе сдвиги ветра часто выражают и через другие единицы измерений ветра (узлы, мили/ч, фут/с и др.).

Критерии интенсивности сдвига ветра:

Слабый 0-2,0

Умеренный 2,1-4,0

Сильный 4,1-6,0

очень сильный >6,0

Сдвиг ветра увидеть невозможно, но очень часто могут быть видны результаты его воздействия. В перечень признаков наличия сдвига ветра можно включить следующие:

-движение прилежащих слоев облаков в разных направлениях;

-сдвиг шлейфов дыма и их движение в разных направлениях;

-шквалистое облако впереди надвигающейся линии шквалов;

-сильный порывистый приземный ветер, воздействующий на деревья, флаги и т.п.;

-реакция ветровых конусов вокруг аэродрома на ветер с одновременным указанием его различных направлений;

-пыль, поднимающаяся (особенно кольцеобразно) в результате воздействия нисходящих потоков под конвективным облаком;

-пыль, поднимаемая фронтом порывов впереди линии шквалов-

«Вирга» (свисающие столбы испаряющегося в воздухе дождя), особенно в сочетании с конвективным облаком; чечевицеобразное облако, указывающее на наличие стоячих волн и т.п.;

-воронкообразные облака; водяные смерчи; торнадо.

«Взлет и заход на посадку в условиях сильного сдвига ветра запрещаются».

В предупреждения о сдвиге ветра следует включать краткую информацию о наблюдаемом или ожидаемом сдвиге ветра, который может оказать неблагоприятное воздействие на воздушное судно на траектории захода на посадку или взлета в пределах между уровнем ВПП и 500 м (1600 фут) над этим уровнем. Предупреждения подготавливаются и рассылаются метеорологическим органом, назначенным для обеспечения обслуживания на аэродроме, в соответствии с местным соглашением, заключаемым с соответствующим полномочным органом ОВД и заинтересованными эксплуатантами.

Примечание 1. В тех случаях, когда известно, что местные топографические условия вызывают значительный сдвиг ветра на высотах более 500м (1600фут) над уровнем ВПП, высоту 500м (1600фут) не следует считать предельной.

Примечание 2. Условия сдвига ветра, как правило, связаны с одним или несколькими из следующих явлений:

-грозы, микропорывы и воронкообразные облака (торнадо или водяные смерчи);

-холодные или теплые фронты;

-сильный приземный ветер, усугубляемый местными топографическими условиями;

-фронты морского бриза;

-горные волны;

-температурные инверсии на малых высотах.

Рекомендация. Ввиду того, что в настоящее время сдвиг ветра на траекториях захода на посадку и взлета невозможно достаточно удовлетворительно наблюдать с земли, данные о его наличии следует получать из наблюдений с борта воздушных судов на этапе набора высоты или захода на посадку, выполняемых в соответствии с рекомендациями ИКАО. Кроме того, в тех случаях, когда это практически возможно, сведения о наличии сдвига ветра следует получать из другой метеорологической информации, например, с соответствующих датчиков, установленных на имеющихся вблизи аэродрома или на близлежащих возвышенных участках, мачтах или вышках, либо, с системы датчиков приземного ветра и/или датчиков давления, расположенных по периметру аэродрома.

Примечание 1: после получения донесений о наличии сдвига ветра как с борта прибывающего, так и вылетающего ВС, могут существовать два разных предупреждения о сдвиге ветра: одно для прибывающих ВС, другое для вылетающих.

Примечание 2: требования относительно сообщения данных об интенсивности сдвига ветра пока находятся в стадии разработки. Признается, однако, что пилоты в донесениях о сдвиге ветра могут использовать такие классифицирующие термины, как "умеренный", "сильный" или "очень сильный", основанные в значительной степени на их субъективной оценке интенсивности имеющегося сдвига. Такие донесения подлежат включению в предупреждения о сдвиге ветра без изменений.

Рекомендация. Предупреждения о сдвиге ветра для прибывающих и/или вылетающих ВС следует аннулировать в тех случаях, когда в сообщениях с ВС отмечается отсутствие сдвига ветра, или по прошествии согласованного периода времени. Критерии аннулирования предупреждения о сдвиге ветра следует устанавливать на месте для каждого аэродрома по согласованию между полномочным метеорологическим органом, соответствующим полномочным органом ОВД и заинтересованными эксплуатантами.

2. На приземные карты погоды условными знаками (символами) наносятся данные одновременных метеорологических наблюдений, отражающие условия у поверхности земли и сведения об облаках. При этом используются данные, переданные кодом КН-01, применяются специальные значки или цифры кода. Каждый метеорологический элемент при нанесении на карту имеет определенное место, в соответствии со схемой наноски.

Обработка приземных карт погоды включает в себя следующие операции:

1. проведение изобар и выявление областей высокого и низкого давления;

2. проведение линий равных барических тенденций (изотенденций);

3. обозначение центров циклонов, антициклонов, областей роста и падения давления;

4. выделение особых явлений погоды (туманов, осадков, гроз и т.д.);

5. проведение линий атмосферных фронтов;

3.Прогнозы по маршрутам и районам полетов включают в себя информацию о ветре и температуре воздуха по высотам (включая информацию о тропопаузе и максимальном ветре), особых явлениях погоды, облачности, видимости, а также о других элементах, в зависимости от характера полетов и вида выполняемых авиационных работ.

«К особым явлениям погоды относятся: гроза, шквал, умеренная и сильная турбулентность, обледенение, град, пыльная или песчаная буря, переохлажденные осадки (гололед), туман, осадки, а также другие явления, ухудшающие видимость до значений менее 10км.»

Основной формой представления прогнозов по маршрутам и районам полетов являются:

а) прогностические карты;

б) таблицы;

в) открытый текст, с принятыми сокращениями.

Метеорологические органы, составляющие зональные прогнозы и прогнозы по маршруту (району) полетов осуществляют постоянный контроль за прогнозами и, по мере необходимости, выпускают коррективы к ним.

Перечень критериев для выпуска коррективов к зональным прогнозам и прогнозам по маршруту (району) полетов включает следующие параметры:

Ветер на высотах. Изменения в направлении 300 и более при условии, что до или после изменения скорость ветра равна 60км/час (30уз) или более; изменение скорости ветра равно 40км/час (20уз) или более.

Температура на высотах. Изменение более чем на 50С.

Обледенение воздушного судна и турбулентность. Вновь ожидаемое явление; ошибка в ожидаемом местоположении явления; интенсивность увеличивается; интенсивность уменьшается от сильной до слабой или отсутствия явления или от умеренной до отсутствия явления.

Струйное течение. Вновь ожидаемое явление или прекращение явления; ошибка в ожидаемом местонахождении >400км; ошибка в скорости >20%; ошибка в высоте оси >900м (3000фут).

Другие особые явления погоды по маршруту полета и любая новая информация о вулканических извержениях или аварийном выбросе радиоактивных материалов в атмосферу, имеющие значения для производства полетов воздушных судов. Вновь ожидаемое явление; явление более не ожидается.

Прогнозы особых явлений погоды, подготовленные ВЦЗП, выпускаются четыре раза в день для установленных периодов действия 00.00, 06.00,12.00 и 18.00UTC. Передача каждого прогноза завершается за 9 час до установленного периода действия, когда прогноз выпускается в форме карты, и за 12 час до установленного периода действия, когда прогноз выпускается в кодовой форме BUFR.

В прогноз погоды по маршруту (району) полета открытым текстом с принятыми сокращениями включаются следующие данные:

- вид прогноза (по маршруту или району);

- маршрут (район) полетов;

- срок действия (от – до);

- краткая характеристика синоптической обстановки;

- ветер и температура воздуха у поверхности земли (только для районов АХР) и на высотах;

- видимость у поверхности земли и явления, ее ухудшающие (для ПВП);

- особые условия погоды и облачность;

- высота уровня нулевой изотермы (00С) (для ПВП);

- минимальное давление по маршруту (району) полета, приведенное к уровню моря (для ПВП);

- высота тропопаузы (для ППП);

- при наличии струйного течения – высота оси СТ, направление скорость максимального ветра (для ППП).

Примечание. Указанная информация для ППП включается в том случае, если ожидается, что полет будет проходить вблизи или выше зоны тропопаузы и/или оси струйного течения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: