С внутримассовыми и фронтальными грозовыми кучево-дождевыми облаками связаны такие опасные явления погоды, как сильные ливни, грозы, град, шквалы.
Из данных повторяемости предпосылок к авиационным происшествиям и летных происшествий видно, что наиболее часто они происходят в конвективных облаках, при этом чаще связаны с ударами молний, градом, обледенением и болтанкой воздушных судов.
По данным исследований, на стадии набора высоты и снижения, наиболее опасен град, болтанка и поражение молнией. В горизонтальном полете резко увеличивается опасность встречи со всеми опасными явлениями. При посадке существенную опасность представляет попадание ВС в зону ливневых осадков и града, сдвига ветра и поражение молнией.
Все случаи поражения молнией произошли в облаках, причем в сплошной облачности - в 87% случаев. Продолжительность полета в облаках и осадках перед поражением колебалась от 2-3 до 15 минут, при этом более 70% случаев поражений имели место при продолжительности полета до 5 минут. В 82,5% случаев наряду с разрядами молний наблюдалось обледенение.
Опасность гроз теплого фронта заключается в том, что они замаскированы облаками среднего и верхнего ярусов, и обнаружить визуально их невозможно.
Фронтальные грозы могут возникать на всех видах атмосферных фронтов, наиболее часто грозы образуются на холодных фронтах, особенно, 2-го рода. Образование гроз обусловлено интенсивным вытеснением теплого неустойчивого воздуха холодным.
Грозовая деятельность на холодных фронтах развивается обычно вдоль фронта и охватывает зону протяженностью до нескольких сот километров и шириной до нескольких десятков, иногда до сотни км. Вертикальная мощность кучево-дождевых облаков довольно значительна и зачастую достигает тропопаузы и даже нижней стратосферы.
Наиболее интенсивная грозовая деятельность на холодных фронтах наблюдается в теплое время, во вторую половину дня, когда термическая конвекция достигает максимального развития. Над обширными водоемами грозы достигают наибольшей интенсивности вечером или ночью.