Міністерство освіти, науки, молоді та спорту України
Одеська національна академія харчових технологій
Кафедра маркетингу та логістики
М Е Т О Д И Ч Н І В К А З І В К И
до виконання лабораторної роботи з дисципліни
" маркетинг продовольчих товарів "
На тему «Визначення місткості ринку»
Галузь знань: 0306 «Менеджмент і адміністрування»:
Напрям підготовки: 6.030601 «Менеджмент»
Затверджено
на засіданні кафедри маркетингу та логістики
протокол № ____
від "____"________2013 р.
Схвалено
________________________
________________________
протокол № ____
від "____"________2013 р.
Одеса, ОНАХТ, 2013
Методичні вказівки до практичного заняття з дисципліни «Маркетинг продовольчих товарів» на тему «Визначення місткості ринку»/Укладач: к.е.н., ас. А.В. Лазуткіна - Одеса: ОНАХТ, 2013. - 7 с.
Методичні вказівки складено на основі методичних вказівок до виконання дипломних робіт з модулю «Оцінка місткості ринку харчових продуктів» спеціалістів 7.050201 всіх форм навчання/Укладач: к.т.н., доцент А.К. Макаров.
|
|
Укладач: к.е.н., ас. А.В. Лазуткіна
Відповідальний за випуск зав. кафедрою маркетинга та логістики І.І.Савенко, д.е.н., доцент
Теоретическая часть
Одним из важнейших разделов маркетинговых исследований является оценка размеров рынка.
Знание емкости рынка необходимо для:
- разработки маркетинговой стратегии;
- формирования плана продаж и плана производства;
- оценки доли фирмы и долей главных конкурентов;
- принятия решения о выходе на новый рынок;
- оценки проектов выхода на рынок с новым товаром;
- оценки экономической целесообразности дополнительных инвестиций;
- принятия решения об организации нового бизнеса или его расширении и др.
Рыночный спрос может определяться на различных территориальных, товарных и временных уровнях.
В качестве территориальных уровней могут рассматриваться:
- страна (Украина);
- регион (область либо несколько областей);
- город, населенный пункт;
- группа потребителей;
Товарный уровень включает:
- класс продовольственных товаров;
- товарную линию (групповой ассортимент);
- товарную единицу (отдельное изделие расширенного ассортимента);
В качестве временного уровня могут рассматриваться:
- краткосрочный (день, неделя, декада);
- среднесрочный (месяц, квартал, год);
- долгосрочный (два года и более).
Как правило, в качестве временного уровня принимают период продолжительностью один год.
Особым случаем является определение емкости целевого рынка, выделенного по демографическому, психографическому или поведенческому принципу.
Прогноз емкости рынка является основной для выработки стратегии и тактики деятельности предприятия на рынке. Различают следующие методы прогнозирования развития рынка [2, с. 10].
|
|
1. Анкетирование предполагает выявление мнений (потребителей) и экспертов с целью получения оценок прогнозного характера. Метод используется, когда отсутствует необходимый статистический материал и нет возможности отразить с помощью формального математического аппарата закономерности развития рынка.
2. Экстраполирование основано на предположении о продолжении в будущем сложившихся ранее тенденций развития рынка. Используется, когда информация о прошлом имеется в достаточном количестве и выявлены устойчивые тенденции.
3. Аналитическое моделирование предполагает построение и использование модели, отражающей внутренние и внешние взаимосвязи в процессе развития рынка. Используют, когда информация о прошлом минимальна, но имеются некоторые гипотетические представления о рынке, позволяющие оценить будущее состояние рынка, воспроизвести
альтернативные варианты его развития.