Игры для детей старшей и подготовительной к школе групп

Наблюдая явления природы и общественной жизни, участвуя в жизни семьи и детского сада, играя и приуча­ясь к организованным занятиям, дети старшего дошколь­ного возраста (6—7 лет) приобретают в меру своих воз­можностей сравнительно широкий круг знаний, которые должны составить основу последующего умственного раз­вития и помочь им при обучении в школе.

Вместе с расширением круга знаний происходят из­менения в характере умственной деятельности, возникают новые формы мышления. В основе выполнения ре-. бенком умственной работы лежит процесс понимания, ко­торый строится на анализе и синтезе. В результате разви­тия мышления анализ становится все более дробным, а синтез все более обобщенным и точным. Дети хотят по­нять связь между окружающими предметами и явления­ми, причины наблюдаемых явлений, их особенности. С развитием логического мышления развивается способ­ность устанавливать, раскрывать разнообразные связи, существующие в действительности между предметами и явлениями и внутри каждого из них.

Детям 6—7 лет свойственны большая любознатель­ность, наблюдательность, пытливость, интерес ко всему новому, необычному. Самому отгадать загадку, высказать суждение, придумать рассказ или его конец, начало, об­общить предметы по определенным признакам — вот да­леко не полный перечень интересных умственных задач, решаемых детьми этого возраста.

Решать головоломки, соблюдать определенные прави­ла игры детям этого возраста увлекательнее, чем играть и выигрывать без выдумки и без усилия. Главным в умст­венной деятельности становится стремление узнать новое. Большее, чем раньше, место приобретают мотивы сорев­нования. У детей старшего дошкольного возраста появля­ются новые мотивы умственной деятельности, интенсивно развивается словесно-логическое мышление.

Что же представляет собой словесно-логическое мыш­ление детей 6—7 лет?

Обобщение чувственного опыта, расширение кругозо­ра в связи с образующимися представлениями создают возможность думать не только о непосредственно воспри­нимаемых предметах, но и об отсутствующих. В возрасте 6—7 лет ребенок при рассматривании картин, слушании рассказов, сказок, в различных видах деятельности мо­жет выделить, абстрагировать более или менее сущест­венные признаки объектов, синтезировать их, обобщать, относить предметы к определенным категориям, класси­фицировать.

В пределах имеющегося опыта дети высказывают пра­вильные суждения об окружающих предметах и явлени­ях, объединяют их между собой, переходят от общего к частному и от частного к общему, делают умозаключения, в которых правильно раскрывают доступные для них причинно-следственные и другие связи явлений, учатся замечать противоречия в своих рассуждениях и устранять их в зависимости от глубины знаний о предметах. Способ­ность ребенка к таким разнообразным умственным дейст­виям свидетельствует о том, что в этом возрасте у него ак­тивно развивается словесно-логическое мышление.

Словесные игры, имеющие целью развивать мышление детей, условно разделены на четыре группы. В каждой группе определены общие мыслительные задачи. Так, на­пример, известно, что сравнивать предметы детям легче, чем обобщать и классифицировать их, поэтому игры и а сравнение предметов предлагаются раньше, чем на клас­сификацию и обобщение. И внутри групп игры располо­жены по степени трудности игровых задач.

При проведении словесных игр со старшими детьми меняется и роль воспитателя: он больше советует, помо­гает, поощряет находчивых, больше уделяет внимания ин­дивидуальной работе с детьми застенчивыми, медлитель­ными, менее сообразительными.

Детям представляется большая самостоятельность не только в выборе самой игры, но и в творческом решении её задач.

1. ИГРЫ, ВОСПИТЫВАЮЩИЕ УМЕНИЕ ВЫДЕЛЯТЬ

СУЩЕСТВЕННЫЕ, ГЛАВНЫЕ ПРИЗНАКИ ПРЕДМЕТОВ, ЯВЛЕНИЙ

Что значит находить наиболее характерные признаки предмета? Это значит находить те признаки, которые от­личают один предмет от других. Если, например, нужно указать, чем стол и стул отличаются друг от друга, то не­обходимо будет сказать об их назначении, т. е., что за столом едят, занимаются, работают и т. д., на стуле сидят. Но если нужно выделить признаки, отличающие стул от табуретки, то признак, что на стуле сидят, не бу­дет главным, отличающим его от табуретки. Главным от­личительным признаком в данном случае будет наличие спинки. Или, если сравнивать диван и стул, главным при­знаком, различающим их, будет то, что на стуле может сидеть один человек, а на диване — несколько.

Прежде чем приступить к играм первой группы, реко­мендуется провести занятие-беседу. Содержание этого занятия сводится к следующему: воспитатель говорит детям, что людей окружает много предметов, что пред­меты бывают сходные и отличающиеся друг от друга, каждый имеет свою форму, цвет, он для чего-то нужен человеку и т. д. Предметы сами как бы рассказывают о себе. «Давайте придумаем, что могла бы рассказать о себе книга»,— предлагает воспитатель.

Дети рассказывают: «Я сделана из бумаги, сшита из листиков, умею интересно рассказывать сказки, рассказы. У меня красивая обложка, яркие картинки». «Как инте­ресно рассказала о себе книга! Мы сразу узнали ее»,— говорит воспитатель. Так можно предложить «рассказать о себе» телевизору, яблоне и т. д. Окончить занятие мож­но загадками об овощах, цветах, животных и др.

Когда воспитатель убедится, что дети поняли, как нуж­но описывать характерные признаки предметов, он пред­лагает игру «Отгадай-ка».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: