УДК 65.0(075.8) ББК 65.290-2я73-1 В19
Рецензенты: доктор экономических наук, профессор Б.А. Давыдов; доктор экономических наук, профессор СИ. Иванов
Главный редактор издательства
кандидат юридических наук,
доктор экономических наук Н.Д. Эриашвили
Васильев, Геннадий Анатольевич. В19 Управленческое консультирование: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 061100 (Менеджмент организации) / Г.А. Васильев, Е.М. Деева. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 255 с. - (Серия «Профессиональный учебник: Менеджмент»). I. Деева, Елена Михайловна.
ISBN 5-238-00717-5 Агентство CIP РГБ
В учебном пособии даны основы управленческого консультирования: характер и цель управленческого консультирования, классификация консультационных услуг, этапы процесса консультирования, деловые игры, маркетинг и качество консультационных услуг.
Для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации», а также практиков-консультантов.
ББК 65.290-2я73-1
ISBN 5-238-00717-5 © Г.А. Васильев, Е.М. Деева, 2004
© ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮНИТИ-ДАНА, 2004. Воспроизведение всей книги или какой-либо ее части любыми средствами или в какой-либо форме, в том числе в Интернет-сети, запрещается без письменного разрешения издательства
|
|
ВВЕДЕНИЕ
Консультант — не волшебная палочка. Это собеседник, который иногда за счет некоторых провокаций в процессе обсуждения проблем выводит руководителя компании на верное решение.
И. Альшулер
Для эффективного функционирования хозяйственного механизма в рыночной экономике, особенно на этапе ее становления, важное значение приобретают переоценка многих практических установок отечественного менеджмента и перестройка существующей системы управления. Особое внимание в этом процессе уделяется формированию инфраструктуры, центральное место в которой должно занять управленческое консультирование (УК).
Мировой опыт функционирования предприятий в условиях рыночной экономики показывает, что отсутствие разрыва между наукой и практикой происходит во многом благодаря наличию такого универсального инструмента, как управленческое консультирование (УК). Задача УК в отличие от традиционных методов передачи теоретических знаний в практику хозяйствования состоит в посредничестве при передаче знаний из теории в практику, знаний и опыта из одной сферы практики в другую. По мере усложнения управленческих задач руководителям предприятий потребуется сторонняя помощь на качественно новом уровне. В этом смысле УК следует рассматривать как важнейший элемент организационного обеспечения экономической реформы.
В настоящее время в России управленческое консультирование находится на такой стадии развития, когда отрабатывается логика теории, т.е. набор правил в рамках этой теории. Управленческому консультированию предстоит преодолеть сложившееся отставание главным образом путем высокой самоорганизации, взаимодействия и интеграции с опытом управленческого консультирования зарубежных стран и практического вклада в создание теории управленческого консультирования.
|
|
Данное учебное пособие раскрывает основы управленческого консультирования и может оказать помощь консультантам в эффективном решении проблем, с которыми сталкиваются в бизнесе их клиенты.
Основная задача учебного курса «Управленческое консультирование» заключается в передаче студентам знаний, умений и навыков специалистами в области управленческого консультирования. Это предполагает
воспитание и развитие у будущих менеджеров творческого подхода к работе, стремления к поиску новых форм организации управления на научной основе, методов оценки результативности консультирования.
Преподавание курса «Управленческое консультирование» имеет следующие цели:
• дать представление о состоянии, проблемах и перспективах использования организациями услуг профессиональных консультантов;
• углубить теоретические, методические и практические знания по вопросам анализа проблем клиентов и выявления оптимальных путей их решения;
• развить у студентов творческие способности, перспективное мышление, вкус к исследовательской деятельности, умение мотивировать научный и новаторский подход к анализу предложений консультантов (консультационных фирм);
• выработать у студентов навыки по проведению практических исследований, анализа проблемных ситуаций, по разработке предложений и рекомендаций, повышающих эффективность управленческой деятельности, научить их устанавливать такие взаимоотношения между клиентной и консультационной организациями (консультантом), которые позволят находить оптимальные решения в заранее установленные сроки.
Учебный курс не только формирует научное представление о консультационной деятельности, но и содержит практические рекомендации по ее методологическому обеспечению, организации и планированию.
Логика построения курса предполагает предварительное рассмотрение ключевых категорий, связанных с пониманием развития, роли, значения и методологии исследовательской деятельности в управленческом консультировании. Затем рассматриваются типология консультирования, этапы процесса консультирования, специфические методы диагностики проблем клиентов, партнерские отношения «консультант — клиент», маркетинговые подходы, наиболее эффективные при изучении курса управленческого консультирования, управление качеством в сфере консультирования.
Активные формы занятий предусматривают проведение семинаров, деловых игр, организацию актуальных тематических дискуссий.
Настоящее пособие подготовлено в соответствии с учебными дисциплинами, входящими в Государственный образовательный стандарт РФ по специальности «Менеджмент организации».
Оно дает представление о состоянии, проблемах и перспективах использования услуг профессиональных консультантов, углубляет теоретические, методические и практические знания по вопросам анализа клиентных организаций.
В составе пособия имеется практикум, включающий тесты по темам учебного курса «Управленческое консультирование» и практические работы (проблемно-деловые игры), которые позволяют студентам проверить свои знания и закрепить их на практике. Небольшой глоссарий поможет разобраться с терминологией в области консалтинга.