Сбор и обработка
предварительной
информации
Принятие решения о консультировании
2. Диагностика
Построение дерева проблем
Сбор
дополнительной
информации,
декомпозиция,
анализ, диагноз,
синтез, систематика
3. Проблематизация и целеполагание
Целеполагание, ранжирование целей
Построение дерева целей
Рис 3.1. Блок-схема диагностики [47]
В условиях динамичного развития российской экономики фактор времени становится определяющим. С учетом этого значительно возрастает роль экспресс-диагностики, что вынуждает консультантов по управлению искать новые формы ее проведения. Одной из таких форм диагностики, хорошо проявившей себя в последние годы, является экспресс-диагностика в виде деловой игры. Сопоставив содержание обычной диагностики и экспресс-диагностики в форме деловой игры можно увидеть существенные преимущества активной диагностики (табл. 3.2).
Этап диагностики, как правило, выявляет различие позиций и взглядов на ту или иную организационную проблему у сотрудников предприятия. На данном этапе на предприятии, может быть, впервые оформляются коллективные позиции, зачастую расположенные
|
|
в разных плоскостях. Важно, что содержание этих позиций, ранее высказываемых кулуарно, выносится на коллективное обсуждение, что позволяет авторам не только оценить свои взгляды с рефлексивных позиций, но и получить импульс к дальнейшей мыследея-тельности по поводу развития или неразвития данной точки зрения.
Таблица 3.2 Отличия обычной диагностики от экспресс-диагностики в управленческом консультировании [47]
Этапы обычной диагностики | Этапы экспресс-диагностики в форме деловой игры |
Сбор и обработка предварительной информации (2—3 дня), анализ этой информации (2 дня) | Групповая работа с «микрофоном по кругу», опросы, тесты, анкеты, дискуссии в группах (2—3 ч) |
Принятие решения о развитии консультирования — обсуждение результатов у первого руководителя (0,5 дня) | Межгрупповая дискуссия с активным участием ведущих менеджеров и специалистов, выводы и рекомендации (1,5—2,0 ч) |
Сбор дополнительной информации, декомпозиция, анализ, прогноз последствий (1—2 дня) | Проблематизация в рабочих группах, подготовка докладов, анализ и ранжирование проблем (3—4 ч) |
Построение дерева проблем (1 день) | Структурирование ложных и истинных проблем, выбор генеральной проблемы (4 ч) |
Целеполагание, ранжирование, построение дерева целей (1 день) | Построение дерева проблем, дерева целей по группам и межгрупповая дискуссия (4—6 ч) |
Разработка программы действий на следующем этапе управленческого консультирования (1—2 дня) | Разработка программы действий на следующем этапе управленческого консультирования (1 день) |
Вся диагностическая работа проходит в четыре стадии:
|
|
• первая — выработка концептуальной основы диагноза, т.е. определение структуры проблемы и принятие решения о сборе необходимых фактических данных;
• вторая — выявление необходимых фактических данных;
• третья — анализ фактов;
• четвертая — установление обратной связи с клиентом (вклю-чая составление отчета на основе диагноза).