Организационно-деятельностные игры в управленческом консультировании

Процедурный формализм процессов приватизации в России под­тверждается фактически полным отсутствием в практике отечест­венного консалтинга такого мощного инструмента, как организаци­онно-деятельностные игры. Это было особенно заметно в период перестройки, в рамках которой проводилось значительное количе­ство ОД И, на которых отрабатывалась смена парадигм приватиза­ции. Чрезмерное увлечение количественными показателями прива­тизации способствовало потере качества, что выразилось в затяги­вании по времени процесса становления собственника и освоения населением рыночных механизмов хозяйствования. Из двух воз-; можных путей перестройки хозяйственного механизма — через свой опыт и через мировой опыт (что можно было бы сделать только ис­пользуя игровую имитацию) — был выбран не самый рациональ-* ный опыт проб и ошибок.

Организационно-деятельностные игры эффективны в силу широ! кого круга участников, отстаивающих собственные позиции, способ*! ных рассуждать и думать, соглашаться и убеждать. Участников подоб­ных игр подбирают специально, руководствуясь, с одной стороны, ка-» чеством интеллекта, культурой и инновационной восприимчивостью^ с другой — абсолютно произвольным набором характеристик лично-* сти. ОДИ были разработаны под руководством Г.П. Щедровицког в НИИ обшей и педагогической психологии АПН СССР с привле­чением специалистов из ряда других НИИ и вузов. Такие игры ши­роко применяются при разработке крупных региональных проекто и программ.

В основе организационно-деятельностных игр лежит систем мыследеятельностная методология (СМД-методология), разрабат ваемая в Московском методологическом кружке с 1952 г. По эт методологии, «идея деятельности снижает релятивизм знания, об словленный различием позиции: продолжая и развивая традиц философского рационализма и диалектики, СМД-методология


качестве центральной проблемы рассматривает проблему действи­тельного и действующего знания» [47]. Анализируя причины перс-хода на рельсы рыночной экономики, экономисты и публицисты отмечают роль естественных процессов исторического развития, кото­рые в нашей стране были грубо нарушены. Соглашаясь с этим ут­верждением, нельзя в тоже время отказываться и от искусственно технической политики, оптимизируя соотношение «искусственных* и «естественных» процессов исторического развития с помощью но­вых средств и приемов. Такие средства и приемы предоставляет СМД-методология, позволяющая посредством ОДИ проводить ис­следования различных сфер деятельности. Практика ОДИ, по сути, есть одно из направлений прикладной методологии.

Основоположники ОДИ утверждают, что ОДИ и ПДИ (проблем­но-деловые игры) не имеют точек соприкосновения и отличаются принципиально тем, что результат ОДИ — новое знание, а резуль­тат ПДИ прогнозируется заранее по вполне определенной схеме и нового знания не дает. На этом основании делается вывод о невоз­можности какой-либо коммуникации между ними. Однако, на наш взгляд, с этим нельзя согласиться. Для того чтобы продемонстриро­вать возможность коммуницирования ОДИ и ПДИ, можно провес­ти сравнительный анализ на основании данных табл. 5.4.

Таблица 5.4 Компоненты ПДИ и ОДИ [47]

Компоненты игры Проблемно -деловая игра Организационно-деятелъностная игра
  2  
Продолжитель­ность игры 1—3 дня 5—12 дней и более
Количество уча­стников 15—80 человек 80-200 человек
Численность ра­бочих групп 10—25 человек 3—10 человек
Продолжитель­ность дневной работы 10-12ч 12-14ч
Состав участников Персонал предприя­тий и игротехники Рабочие группы в составе: 1) представителей предпри­ ятий разных отраслей; 2) профессиональные группы (экологи, медики, власть, проектировщики и т.д.)

Окончание табл. 5.4

1 *    
Организацион­ные документы Сценарий игры и регламент Оргпроект и программа
Организаторы Организатор игры и игротехники Организационно-методическая группа с руко­водителем и главным коор­динатором
Длительность ор­ганизационного периода От одной недели до месяца 1—3 месяца и более
Содержание под­готовительного периода 1. Диагностика объ­ екта 2. Организационная подготовка 3. Заключение дого­ вора 4. Издание приказа по предприятию 5. Встречи с коллек­ тивом 1. Анализ замысла и концеп­ ции игры 2. Методологическая и тео­ ретическая проработка темы 3. Оргпроектирование 4. Программирование 5. Планирование 6. Диагностика объекта 7. Формирование групп уча­ стников 8. Оргподготовка
Структура игры 1. Групповая работа 2. Пленарные заседа­ ния 3. Межгрупповые дис­ куссии 1. Групповая работа 2. Пленарные заседания 3. «Круглые столы» 4. Методологические кон­ сультации

Из табл. 5.4 видно, что различия в компонентах игры весы* существенны. ОДИ гораздо более сложный вид игровой деятельна сти, чем ПДИ, и это видно из продолжительности игры, численно сти и состава участников, содержания подготовительного периода, также самой структуры игры.

Существенные различия просматриваются в результате сравн: тельного анализа элементов конструкции и технологий (табл. 5. но и в этом случае отдельные элементы технологии ОДИ могут бы транслированы в технологию ПДИ. Это касается таких приемов, к рефлексия участников игры, создание искусственной конфликта ситуации, освоение основ СМД-методологии.

Из методических принципов ОДИ в практике проблемно-дел; вых игр применимы в первую очередь принципы рефлексии и к фликтности. Так, в условия конкретной производственной игров


Таблица 5.5

Конструктивные и технологические различия между ПДИ и ОДИ [47]

Элементы конструкции и технологии ПДИ Элементы конструкции и технологии ОДИ
Состав участников — пред­ставители различных про­фессиональных групп пред­приятия. Коллектив однороден и раз­личия в системах мыследея-тельности минимальны Состав участников — представители раз­личных профессиональных групп народно­хозяйственного комплекса, властных структур, ученые, общественные организа­ции и т.д. Коллектив неоднородный, зачастую с прин­ципиальными различиями в системах мыс­ледеятельности
Правила игры не допускают конфликтов и иных разры­вов игрового процесса. Ис­ключается взаимная критика Взаимодействие различных систем мысле­деятельности неизбежно порождает кон­фликты, возникают противоречия, игровой процесс может прерваться, а затем развер­нуться совсем в другой плоскости
Групповая работа строится на взаимопонимании через дискуссию, где наработанные предложения обсуждаются, корректируются. Рефлексия фактически отсутствует Конфликты и иные разрывы игрового пространства приводят к переформирова­нию первоначально созданных рабочих групп и выходу участников на новые реф­лексивные позиции
Результаты групповой рабо­ты соотносятся с позицией организатора игры. В резуль­тате индивидуальной и кол­лективной мыследеяельности происходит процесс закреп­ления полученного знания В групповой работе происходит осознание своего места в игровом пространстве. Уча­стники самоопределяются, возможно по­явление нового оргпроекта игры. Усвоение участниками техники коллективной мыс­ледеятельности приводит к «распредмечи­ванию», т.е. к выходу за рамки своей про­фессиональной принадлежности
Происходит осознание эф­фективности коллективной работы при индивидуальной мыследеятельности Процесс самоопределения приводит к пе­рестройке индивидуальных систем мысле­деятельности с целью повышения коллек­тивной. Происходит осознание необходи­мости адаптации мыследеятельности каж­дого к коллективной
Игра не создает нового зна­ния, реализуя в основном уже известные алгоритмы Осуществляется созидательная работа по проектированию нового знания посредст­вом получения эмерджентного эффекта от коллективной мыследеятельности

*i Управленческое консультирование



Окончание табл.

     
Организацион- Сценарий игры и Оргпроект и программа
ные документы регламент  
Организаторы Организатор игры и Организационно-
  игротехники методическая группа с руко­водителем и главным коор­динатором
Длительность ор- От одной недели до 1—3 месяца и более
ганизационного месяца  
периода    
Содержание под- 1. Диагностика объ- 1. Анализ замысла и концеп-
готовительного екта ции игры
периода 2. Организационная 2. Методологическая и тео-
  подготовка 3. Заключение дого- ретическая проработка темы 3. Оргпроектирование
  вора 4. Издание приказа по предприятию 5. Встречи с коллек- 4. Программирование 5. Планирование 6. Диагностика объекта
  тивом 7. Формирование групп уча­ стников 8. Оргподготовка
Структура игры 1. Групповая работа 1. Групповая работа
  2. Пленарные заседа- 2. Пленарные заседания
  ния 3. «Круглые столы»
  3. Межгрупповые дис- 4. Методологические кон-
  куссии сультации

Из табл. 5.4 видно, что различия в компонентах игры вес существенны. ОДИ гораздо более сложный вид игровой деятель сти, чем ПД И, и это видно из продолжительности игры, числет сти и состава участников, содержания подготовительного период также самой структуры игры.

Существенные различия просматриваются в результате срав тельного анализа элементов конструкции и технологий (табл. но и в этом случае отдельные элементы технологии ОДИ могут б транслированы в технологию ПДИ. Это касается таких приемов, рефлексия участников игры, создание искусственной конфлш ситуации, освоение основ СМД-методологии.

Из методических принципов ОДИ в практике проблемно-дс вых игр применимы в первую очередь принципы рефлексии и фликтности. Так, в условия конкретной производственной игро


Таблица 5.5

Конструктивные и технологаческие различия между ЦДИ и ОДИ [47]

Элементы конструкции и технологии ИДИ Элементы конструкции и технологии ОДИ
Состав участников — пред­ставители различных про­фессиональных групп пред­приятия. Коллектив однороден и раз­личия в системах мыследея-тельности минимальны Состав участников — представители раз­личных профессиональных групп народно­хозяйственного комплекса, властных структур, ученые, общественные организа­ции и т.д. Коллектив неоднородный, зачастую с прин­ципиальными различиями в системах мыс­ледеятельности
Правила игры не допускают конфликтов и иных разры­вов игрового процесса. Ис­ключается взаимная критика Взаимодействие различных систем мысле­деятельности неизбежно порождает кон­фликты, возникают противоречия, игровой процесс может прерваться, а затем развер­нуться совсем в другой плоскости
Групповая работа строится на взаимопонимании через дискуссию, где наработанные предложения обсуждаются, корректируются. Рефлексия фактически отсутствует Конфликты и иные разрывы игрового пространства приводят к переформирова­нию первоначально созданных рабочих групп и выходу участников на новые реф­лексивные позиции
Результаты групповой рабо­ты соотносятся с позицией организатора игры. В резуль­тате индивидуальной и кол­лективной мыследеяельности происходит процесс закреп­ления полученного знания В групповой работе происходит осознание своего места в игровом пространстве. Уча­стники самоопределяются, возможно по­явление нового оргпроекта игры. Усвоение участниками техники коллективной мыс­ледеятельности приводит к «распредмечи­ванию», т.е. к выходу за рамки своей про­фессиональной принадлежности
Происходит осознание эф­фективности коллективной работы при индивидуальной мыследеятельности Процесс самоопределения приводит к пе­рестройке индивидуальных систем мысле­деятельности с целью повышения коллек­тивной. Происходит осознание необходи­мости адаптации мыследеятельности каж­дого к коллективной
Игра не создает нового зна­ния, реализуя в основном уже известные алгоритмы Осуществляется созидательная работа по проектированию нового знания посредст­вом получения эмерджентного эффекта от коллективной мыследеятельности

правленческое консультирование



имитации участник, выполняющий определенную роль, должен пе­риодически как бы смотреть на себя со стороны, оценивая свои дей­ствия и внося необходимые коррективы. Конфликтность же в ПД И не допускается только в коллективных «мозговых атаках», а в осталь­ных случаях она присутствует и обогащает игру.

Если же сравнить методические принципы ПДИ и ОДИ, то оче­видно, что у них много общего (табл. 5.6).

Таблица 5.6 Различия методических принципов ПДИ и ОДИ [47]

Проблемно-деловые игры Организационно-деятельностные игры
Проигрывается так называемое «уз­кое место» как элемент производст­венной ситуации. Полнота и цело­стность сферы деятельности одно­сторонние Строго соблюдается принцип полноты и целостности имитации сферы дея­тельности
Преобладает принцип бесконфлик­тности Принцип конфликтности — один из базовых принципов
Принцип проблемности по заранее известному прототипу Принцип проблемности в зависимости от обстоятельств, т.е прототип отсут-[ ствует
Принцип имманентности в органи­зации, т.е. игровые ситуации, буду­чи изначально организованными, меняются редко и незначительно Принцип перманентности в организа! ции, т.е. игровые ситуации непредска­зуемы, и это требует постоянной само­организации
Принцип постоянства позиции Принцип постоянной рефлексии
Принцип полноты протокола — выполняется частично, в зависимо­сти от типа игры Принцип полноты протокола — все наработанное в игре фиксируется для последующего анализа
Принцип равенства — все участни­ки равноправны независимо от до-игрового статуса Принцип равенства — все участники равноправны независимо от доигрово! го статуса
Принцип непрерывности игры Принцип непрерывности игры
Принцип непрерывного участия в игре Принцип непрерывного участия в игре

Таким образом, при формировании оргтехнологии управленч ского консультирования от консультанта требуется особое вним


ние к инструментарию, центральное место в котором занимает де­ловая игра. Анализ игровых характеристик, взаимообогащение ОДИ и ПД И, многовариантность применения деловых игр на всех уров­нях УК — свидетельство неисчерпанных возможностей их эффек­тивного практического применения. В этом плане классификация деловых игр по уровням УК, анализ конструктивных вариантов ДИ с позиций их возможного и рационального применения в консал­тинге, сравнение компонентов, технологических этапов и методиче­ских принципов представляют практический интерес для студентов старших курсов вузов, преподавателей, научных работников и для консультантов.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение организационно-деятельностной игры в управ­ленческом консультировании.

2.Раскройте базовые архитектуры деловых игр и их распределе­ние по процедурам управленческого консультирования.

3.Дайте характеристики деловых игр и их место в управленче­ском консультировании.

4. В чем различия методических принципов ПДИ и ОДИ?


лава




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: