double arrow

Профессиональная подготовка консультанта

1. Выделяются следующие профессиональные установки в работе психолога -консультанта:

• уникальность и неповторимость каждого консультационного взаимодействия, так как каждый человек и его проблема уни­кальны;

• динамичность, отсутствие статичных ситуаций в процессе кон­сультирования, постоянные изменения и клиента и консультан­та сообразно развивающимся между ними терапевтическим отношениям;

• доверие к клиенту: клиент является лучшим экспертом своих проблем и поэтому должен увидеть их сам, а консультант — подвести его к этому видению, а не называть проблемы за клиента;

• безопасность — важнейшим в процессе консультирования явля­ется чувство безопасности клиента и ощущение у него чувства доверия по отношению к консультанту; и консультант должен уметь согласовывать свои требования с созданием атмосферы безопасности;

· ограниченность, несовершенность — консультант в первую оче­редь человек и поэтому не может полностью отвечать за жизнь и трудности своего клиента, но обязан сформировать у клиента чувство ответственности за себя;

• адекватность оценки себя — знание и понимание консультан­том уровня своих профессиональных возможностей и соблю­дение им профессиональной этики;

• эклектичность — нет универсальной теории, объясняющей всю феноменологию клиента, поэтому консультанту необходимо использовать различные терапевтические подходы в процессе кон­сультирования;

• экзистенциалъность бытия — консультант должен помочь кли­енту в понимании и принятии неразрешимых проблем и противо­речий, экзистенциальных вопросов;

• сотрудничество, то есть эффективное психологическое кон­сультирование, — это процесс, который выполняется вместе с клиентом, а не вместо него.

2. Психолог-консультант должен обладать следующими профессио­нальными умениями:

· слушать и "слышать" клиента, что включает в себя восприятие как вербальной, так и невербальной информации, ее анализ и интерпретацию. Консультант должен обращать внимание на особенности речи клиента, слова и выражения, которые он ис­пользует, метафоры и образы, к которым прибегает, паралингвистические особенности языка клиента, то есть темп, интона­цию, тембр голоса, "язык тела" — жесты, позы, положение тела в пространстве, общую ориентацию клиента в пространстве, выражение лица;

· оптимально строить свою речь, чтобы она была понятна кли­енту и не изобиловала большим количеством профессиональ­ных терминов, но в то же время была профессионально гра­мотной, использование тезауруса клиента;

· понимать психологические особенности и состояния других лю­дей, опираясь при этом не эмпатию и невербальные проявле­ния себя и клиента;

· устанавливать и поддерживать психологический контакт с партнером (клиентом) или группой;

· оказывать поддержку клиенту, выступать в роли сопровож­дающего, оставляя клиенту право самому сделать выбор той стороны, в которую он будет двигаться, и оказывать поддержку независимо от того, соответствует ли выбор клиента ценностям и установкам самого консультанта;

• быть жестким в те моменты, когда это действительно необ­ходимо и будет иметь терапевтический эффект, и использова­ние таких психотерапевтических приемов, как фрустрация, то есть отказ терапевта в удовлетворении требований и ожида­ний, предъявляемых ему клиентом, или в проигрывании тера­певтом ожидаемых от него ролей, и конфронтация, то есть предъявление терапевтом в форме утверждения неосознаваемых клиентом установок, стереотипов и т. п. с целью их осознания и проработки;

• "разговорить" клиента, используя для этого специальные тех­ники и процедуры, чтобы помочь ему вербализовать свои мысли и чувства, а также чтобы лучше понять и прочувствовать про­блему клиента и его самого;

• предоставить информацию, необходимую клиенту в данный момент (например, по вопросам учебы, работы, бизнеса, карь­ерного роста, по личным вопросам — вступление в брак, раз­вод, развитие самосознания), при этом не оказывая давления и не давая ему советов, а использовать самораскрытие;

• выразить свое мнение и отношение к чему-либо без возбуждения негативных эмоций у клиента;

• адекватно понимать и оценить себя и свои проявления и пси­хологические особенности;

• управлять своим поведением и проявлять свои эмоции адекват­но ситуации.

3. В работе психолога-консультанта (психотерапевта) существует множество факторов, оказывающих негативное влияние на его личность.

Возможны следующие аспекты профессиональной деформации личности психолога:

• утрата собственной идентичности и полное "растворение" в проблемах клиентов;

• отрицательные последствия для личной жизни, семьи, друзей и т. п., связанные с "таинственностью" работы консультанта, то есть соблюдением им этического принципа конфиденциально­сти, со снижением эмоциональной отдачи близким людям;

• возможность возникновения психических нарушений у самого психолога (психотерапевта), обусловленных постоянным кон­тактом с проблемами и болезнями других людей, с негативны­ми аспектами жизни;

• синдром больного общества, то есть восприятие всех людей как имеющих различного рода отклонения;

• синдром сгорания, то есть эмоциональное, умственное и физи­ческое истощение из-за длительной эмоциональной нагрузки на психику.

Выделяются следующие причины возникновения "синдрома сгорания":

• ощущение монотонности работы и отсутствия в ней всякого смысла;

• несоответствие между вкладываемыми в работу ресурсами и получаемой отдачей в виде недостаточного признания и поло­жительной оценки;

• временные рамки, ограничивающие творческий процесс;

• работа с "немотивированными" клиентами, для которой харак­терны низкие результаты при высокой отдаче консультанта из-за постоянной сопротивляемости клиента воздействию и помощи;

• профессиональные конфликты и напряженность с коллегами;

• подавление творческих идей, спонтанности и новаций со сторо­ны руководства;

• отсутствие возможностей для профессионального роста и со­вершенствования своих профессиональных навыков;

• серьезные неразрешимые личностные проблемы и конфликты са­мого психолога-консультанта (психотерапевта). Существуют следующие способы предотвращения "синдрома сго­рания":

• принятие личной ответственности за свою работу и отказ от пассивной позиции, направление усилий и внимания на реа­лизацию уже существующих возможностей и изменение самих условий;

• развитие других профессиональных интересов помимо консуль­тирования — чтение лекций, научная работа, написание статей, учеба и т. п.;

• постоянное разнообразие своей работы: создание новых проек­тов, идей и т. п., не требующих вмешательства руководства;

• поддержание профессиональных контактов и обмен опытом с коллегами, посещение семинаров, конференций, супервизорских групп, тренингов и т. п.;

• прохождение личной психотерапии, тренингов личностного рос­та и т. п. перед началом профессиональной деятельности и консультативной практики, обращение к специалисту по мере необходимости в процессе своего профессионального и лично­стного развития;

• поддержание своего здоровья, использование медитации и т. п.;

• активная социальная жизнь вне работы, наличие друзей и близких, с которыми возможно плодотворное, ресурсное об­щение, хобби и занятий, не связанных с работой;

• открытость новому опыту,

• ориентация на собственную адекватную оценку себя и своих профессиональных и личностных возможностей, избавление от невротической потребности в позитивной оценке окружающих;

• обдуманные обязательства по отношению к клиентам, руково­дству и т. п., которые консультант в состоянии выполнить без ущерба для себя;

• умение организовать свое время, не спешить и давать себе необ­ходимое количество времени для достижения желаемых ре­зультатов в профессиональной и личной жизни;

• понимание и стремление к тому, чего хочется на самом деле, а не следование ожиданиям окружающих в личной и профес­сиональной сферах;

• проработка и снятие невротической установки на победу любой ценой и ощущение собственного всемогущества, формирование умения проигрывать и быть несовершенным в каких-то вопросах.

4. Выдвигаются следующие требования к профессиональной подго­товке психолога-консультанта.

• серьезная теоретическая подготовка консультанта и психотера­певта, на основе которой формируются его профессиональные знания и навыки, теоретические взгляды, профессиональное мышление, стиль работы и т. п.;

• прохождение личной терапии (групповой и/или индивидуаль­ной), которая позволяет'.

- проработать серьезные личностные конфликты и проблемы, с тем чтобы потом они не проецировались в консультативное поле и психолог не удовлетворял бы за счет клиента свои невроти­ческие потребности и т. п.;

- развить необходимые для профессиональной работы навыки и умения;

- осуществить познание себя, продолжить процесс личностного роста и зрелости;

- увидеть процесс консультирования изнутри и, находясь в роли клиента, понять различные чувства, эмоции и состояния, ко­торые он испытывает;

- познакомиться со стилем работы коллег;

• личностная зрелость психолога, означающая наличие у него необ­ходимых для успешной профессиональной работы качеств лич­ности, а также понимание психологом зрелости не как ста­тичного, а как динамичного, постоянно развивающегося процес­са, требующего усилий с его стороны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: