1. Выделяют следующие этические принципы и нормы психологического консультирования:
• адекватная оценка консультантом уровня и пределов своей профессиональной компетенции;
• запрет на применение диагностических методик и техник, которые еще недостаточно изучены и освоены;
• запрет на использование клиента в качестве испытуемого для проведения научных и практических экспериментов без предварительного обсуждения и согласия с его стороны;
• запрет на двойные отношения, в частности на вступление консультанта в сексуальную связь с клиентом, супружеские отношения и т. п. в процессе всего консультирования;
• предоставление клиенту во время первой встречи максимально полной информации, касающейся процесса и условий консультирования.
Выделяют следующие моменты, которые необходимо обсудить с клиентом:
• основные цели консультирования;
• квалификация и образование консультанта;
• оплата консультирования;
• приблизительная продолжительность консультирования и графики и время встреч;
• контактная информация о консультанте;
• целесообразность и необходимость проведения консультативных встреч;
• возможное временное ухудшение состояния клиента в процессе прохождения психологического консультирования;
• возможность применения в процессе консультирования специальных процедур: аудио- и видеозаписи, наблюдения за третьим лицом через зеркало Геззела;
• допустимые и возможные границы конфиденциальности, которые может соблюдать консультант.
2. В пространстве психологического консультирования существует два уровня конфиденииалъности:
• пределы использования консультантом сведений о клиенте, когда консультант имеет право использовать информацию о клиенте исключительно в профессиональных (например, обсуждение конкретного случая на супервизорской группе) и ни в каких иных целях, а информация о клиенте должна храниться в недоступных для других лиц местах;
• условия использования консультантом информации о клиенте. когда консультанту необходимо поделиться сведениями с окружением клиента — родителями, детьми, учителями, супругом и т. п. Консультанту необходимо предварительно обсудить это с клиентом и обосновать целесообразность таких действий, и только в том случае, если клиент не возражает, консультант может использовать полученную информацию.
Консультант обязан обсудить с клиентом пределы конфиденциальности, которые он может соблюдать, опираясь на правила, определяющие границы конфиденциальности:
• относительность соблюдения правил конфиденциальности;
• конфиденциальность зависит от характера предоставляемой информации, и в первую очередь консультант должен ориентироваться на построение доверительных отношений с клиентом;
• консультант имеет право не соблюдать правила конфиденциальности, если информация, полученная им от клиента, может причинить вред последнему;
• та информация, которую консультант может использовать для повышения эффективности терапевтической работы, например консультация по данному случаю с компетентным специалистом и т. п., не относится к конфиденциальной при условия договоренности с клиентом;
• консультант обязан заботиться в первую очередь о сохранении прав и свобод самого клиента и, если полученная информация не является нарушением прав других людей, должен соблюдать правило конфиденциальности и не разглашать данную информацию;
• ограничение пределов конфиденциальности и неразглашения информации консультантом обусловлено и правом самого консультанта на сохранение своей безопасности и достоинства;
• консультант обязан соблюдать безопасность третьих лиц, и в случае если информация, полученная от клиента, каким-то образом нарушает это, то правило конфиденциальности перестает действовать;
необходимость госпитализации клиента ограничивает пределы соблюдения конфиденциальности;
при совершении клиентом преступных действий, предполагающих уголовную ответственность (насилие, убийство, развращение, инцест и т. п.) и угрожающих чьей-то жизни, консультант обязан сообщить эту информацию в соответствующие инстанции, принять меры по соблюдению безопасности потенциальной жертвы, предупредив ее и ее близких, а также сообщить о своих намерениях клиенту.