1. Контрперенос представляет собой ответные чувства консультанта по отношению к клиенту. Контрперенос можно определить как эмоциональные и поведенческие реакции терапевта, консультанта, возникающие в результате проецирования им своих проблем на проблемы клиента, и это проецирование может быть связано или не связано с переносом клиента.
Причинами контрпереноса могут быть:
• тревожность консультанта, которая была активизирована в результате предъявленной клиентом проблемы и может быть трех видов:
- тревожность, связанная с непроработанными личностными проблемами самого консультанта;
- тревожность, вызванная ситуационным напряжением;
- тревожность, являющаяся эмпатической реакцией консультанта на проблематику клиента и взаимопроникновение их чувств;
• реакция защиты, вызванная тематикой беседы или личными страхами консультанта;
• стремление консультанта к формированию у клиента "правильной" жизненной позиции и системы ценностей, уверенность в том, что консультант знает, как надо вести себя в той или иной ситуации.
Консультант обязан следить за своими контртрансферными чувствами и уметь их понимать. Исходя из того, что замечает и осознает консультант по поводу своих чувств и эмоций, он может определить у себя наличие или отсутствие контрпереноса.
Существуют следующие признаки наличия у консультанта контрпереноса:
• внешние проявления:
- скука;
- сонливость;
- невнимательность;
- физическая зажатость во время консультативной встречи с клиентом;
• сознательное отрицание консультантом факта своей тревожности, успокоение себя тем, что он не чувствует тревожности, хотя должен;
• слишком сильное проявление заботы по отношению к клиенту, слишком сильное переживание его проблем;
• бессознательное использование для интерпретации определенных материалов, фактов и чувств клиента и недоумение по поводу своего выбора впоследствии;
• осознание своего отрицания, невнимательности или поверхностного отношения к определенным чувствам клиента;
• проявление необоснованной антипатии или симпатии по отношению к клиентам;
• осознание отсутствия своей эмоциональной реакции на глубокие чувства клиента, ощущение безразличия к клиенту в определенные моменты консультирования;
• неадекватная реакция на критику или проявление самостоятельности со стороны клиента, возникновение желания спорить или демонстрировать другие формы защиты;
• оценка клиента как "лучшего" или "худшего" в своей практике;
• воображаемое общение с клиентом вне консультативного пространства, присутствие клиента в снах консультанта;
• частый выход за временные рамки консультирования с конкретным клиентом;
• проявление чрезмерной активности и постоянное интерпретирование клиента;
• постоянное стремление давать советы клиенту о том, как ему следует поступить в той или иной ситуации, с использованием высказываний типа "Я бы на вашем месте".
2. Контрперенос является важной составляющей процесса психологического консультирования и выполняет следующие функции:
• сигнала, оповещающего консультанта о наличии у него непроработанных личностных проблем, которые могут серьезно повлиять на результаты консультирования того клиента, который спровоцировал возникновение контрпереноса;
• способа, помогающего консультанту через свои внутренние переживания прочувствовать и понять, какое влияние оказывает поведение клиента на него и на других людей, с тем чтобы в дальнейшем использовать этот материал для терапевтической работы с данным клиентом.
3. В случае осознавания консультантом негативного влияния его контртрансферных чувств на процесс консультирования консультант обязан прорабатывать и регулировать эти чувства.
Существуют следующие способы регулирования и контроля консультантом своих контртрансферных чувств:
• обнаружение источников чувств, то есть консультант должен ответить на вопрос, почему у него возникли те или иные чувства, мысли, действия, например почему клиенту был задан тот или иной вопрос или почему консультант слишком сильно подбадривает или, наоборот, фрустрирует клиента;
• прохождение супервизии, то есть обращение к коллеге за профессиональными рекомендациями и консультацией с целью:
- анализа и проработки своих внутренних конфликтов, вызванных, действиями клиента;
- профессионального анализа своих действий по отношению к конкретному клиенту другим специалистом и получения рекомендаций;
• переадресация клиента другому специалисту;
• обсуждение своих действий с клиентом, когда консультант объясняет то или иной свое поведение с целью прояснить ситуацию и не вызвать у клиента ненужной тревоги и недоверия к консультанту;
• личностное развитие консультанта, то есть анализ им своих контртрансферных чувств и дальнейшая их проработка как самостоятельно, так и на личной терапии.