1. Утрата понимается как потеря близкого человека в результате различных событий. Выделяют утрату в результате смерти, развода, расставания с партнером – спутником жизни. Утрата часто сопровождается возникновением кризиса у человека. Кризис может оказать влияние на развитие сферы личности и проявляться по-разному.
Можно выделить следующие проявления кризиса, связанного с утратой:
• возникновение депрессии, апатии и безразличия ко всему;
• снижение жизненной активности и жизненного тонуса;
• замкнутость, "уход в себя";
• ощущение потери смысла жизни;
• суицидальные проявления в речи или в поведении;
• обострение старых и возникновение новых соматических заболеваний, имеющих психологическую природу;
• частая смена настроений от гиперактивности до гиппомании;
• повышенная эмоциональная возбудимость, агрессивность, кон-фликтность;
• неряшливость из-за нежелания ухаживать за собой, вплоть до пренебрежения повседневной гигиеной.
2. При переживании утраты в связи со смертью человек испытывает различные эмоции, чувства, состояния. Период переживания утраты называют "работой скорби". Для этого процесса характерны разные стадии, каждая из которых имеет свои отличительные особенности, выражающиеся в поведении и переживаниях человека, понесшего утрату. Переживание утраты может длиться долгое время. Нормой в этом случае является срок до одного года.
Выделяются следующие стадии, которые проходит человек при переживании утраты:
• стадия отрицанияхарактеризуется следующими переживаниями:
- отрицание потери близкого человека и отказ от принятия реальности ситуации;
- отрицание часто проявляется в сниженном проявлении чувств, отсутствии переживаний, невозможности заплакать и др.;
• стадия озлобленности имеет следующие особенности протекания.
- сильно выраженная озлобленность на ситуацию, на других людей;
- обвинение в своем горе кого-то или чего-то, поиск внешних причин произошедшего;. отказ смириться с утратой;
• стадия депрессии, для которой характерны следующие проявления и переживания:
- смирение с утратой, оплакивание;
- тоска по умершему, желание вернуть, воссоздать утраченного человека, которые могут проявляться следующим образом:
= возникновение навязчивых мыслей, фантазий об умершем;
= видения, в которых участвует умерший;
= повышение значимости мест и событий, которые каким-то образом связаны с умершим;
= снижение собственной значимости',
= переосмысление, переоценивание отношений, которые были с умершим при жизни, при этом может возникнуть чувство вины за то, что эти отношения были недостаточно позитивными, глубокими, что что-то не было сделано или сказано и т. п.;
- реакция скорби (на данной стадии имеет важную функцию -помогает преодолеть утрату);
- выход из ситуации (может иметь два варианта):
= постепенное смирение с утратой и принятие факта смерти близкого человека, ведущее на следующую стадию переживаний — адаптацию;
= создание культа умершего, не позволяющее выйти из состояния скорби и усиливающее переживания человека, и в данном случае требуется помощь специалиста;
• стадия адаптации наступает в случае успешного разрешения предыдущей стадии депрессии и имеет следующие характерные переживания:
- уменьшение зависимости от утраты и желания воссоединиться с умершим;
- осознание и принятие смерти близкого человека как факта, адаптация к реальности несчастья;
- возвращение к нормальному ритму жизни, появление, возобновление собственных интересов;
- происходит процесс медленного ослабления связи с умершим, предполагающий не забвение, а сохранение памяти об умершем и интегрирование его образа во внутренний мир человека, понесшего утрату.
В случае неблагополучного исхода «работы скорби», когда этот процесс неудачен или незавершен, существуют следующие патологические варианты развития:
• затяжное, долгое блокирование собственных чувств и эмоций, связанных с переживанием утраты, стремление сделать вид, будто ничего не произошло, чтобы избежать боли, которая связана с переживанием утраты;
• формирование сильнейшей идентификации с умершим человеком, при котором создается культ умершего и происходит отказ от собственной жизни, от любой деятельности, которая не связана с умершим или мешает мыслям о нем, например, при смерти ребенка следующего родившегося могут назвать его именем с целью воссоздания, возрождения образа умершего,
• растягивание переживаний скорби на долгое время, характеризующееся обострениями в значимые даты, связанные с умершим, например, в день рождения, годовщину смерти;
• формирование сильнейшего чувства вины по отношению к умершему с патологическим желаниям собственного наказания, которое в особо тяжелых случаях переживания утраты может реализоваться через самоубийство.
Выделяются следующие правила работы при консультировании в случае утраты в связи со смертью:
• консультант не должен вселять искусственный оптимизм в скорбящего;
• консультант не должен блокировать переживания и чувства клиента, с тем чтобы снизить степень его скорби или смягчить боль от удара, а наоборот, необходимо дать выход этим переживаниям,
• консультант должен оказывать поддержку и не давать советов, как поступить, чтобы стало легче;
• при возникновении переживаний, связанных со стадией озлобленности, консультант должен следовать следующим правилам:
- не вступать в дискуссии, логические споры с понесшим утрату человеком о том, кто прав и кто виноват в случившемся;
- необходимо проследить, чтобы переживания этой стадии были отреагированы, то есть не остались внутри человека и тем самым не углубили бы его депрессию;
• не должен торопить клиента в проявлении им чувств и переживаний. Скорбь нельзя приостановить или форсировать, это необходимый процесс переживания утраты, который должен длиться необходимое количество времени, и длительность процесса скорби зависит от личностных особенностей человека, от характера отношений с умершим, от культурных традиций;
• не разрушать защитные механизмы, которые включаются при переживании утраты и процессе скорби, так как эти механизмы — необходимая составляющая, особенно на ранних стадиях, помогающая преодолеть тяжесть утраты. Функцией защитных механизмов в данном случае является сохранение времени на то, чтобы заново переосмыслить себя, новые обстоятельства жизни, окружающий мир и принять их;
• необходимо проанализировать символическую природу тоски скорбящего, с тем чтобы понять каков ее характер — является ли нормальным этапом протекания процесса скорби или патологичен и преувеличен;
• при патологическом преувеличении тоски необходимо помочь клиенту преодолеть это переживание, так как оно может повлечь за собой ухудшение состояния клиента.
Выделяются следующие задачи консультанта в процессе работы со скорбью клиента:
• оказание поддержки, принятие, особенно на первых стадиях, когда человек находится в ситуации отрицания, невозможности принятия факта смерти;
• активное слушание, которое в данном случае выступает ведущим терапевтическим механизмом работы, облегчающим переживание утраты;
• помощь клиенту в переосмыслении собственного места в жизни, ее смысла, ценностей',
• помощь в принятии факта смерти близкого человека и интеграции его образа во внутренний мир скорбящего.
Консультирование при переживании утраты в связи со смертью считается очень сложным видом консультирования, так как решаются важнейшие экзистенциальные проблемы: понимание и принятие смерти, одиночества, проблема ценностей, смысла жизни.
Поэтому от консультанта требуются особые навыки консультирования:
• выдержка;
• такт, эмоциональная теплота и отдача;
• определенный жизненный опыт;
• собственные проработанные проблемы экзистенциального характера, четко выработанное отношение к смерти.
3. Развод супругов сопровождается переживанием утраты отношений, воспринимаемой как символическая смерть отношений, привычного уклада жизни, установок и норм, связанных со своим социальным статусом, образом жизни до развода. Для переживания утраты в связи с разводом, расставанием партнеров свойственны те же стадии, что и для переживания утраты в связи со смертью близкого человека. При этом существуют и характерные особенности этого процесса, выражающиеся в специфике переживаний, чувств и действий на каждой из стадий.
Выделяются следующие специфические особенности прохождения стадий переживания утраты при разводе1:
• отрицание, характеризующееся обесцениванием важности произошедшего события через механизм рационализации;
• озлобленность, направленная на бывшего супруга, партнера, являющаяся своеобразной защитой от душевной боли, возникшей в результате произошедшего события. Поиск сторонников, которыми часто стараются сделать детей;
• переговоры, которые направлены на восстановление брака, отношений через различные манипуляции: детей, секс, беременность, чувство вины, чувство ответственности и долга и т. п.;
• депрессия, наступающая в том случае, если предыдущие стадии не принесли желаемых результатов по восстановлению отношений. На этой стадии происходит осознание случившегося и переживание различных чувств и эмоций, среди которых могут быть:
1 Кочюнас Р. Указ. соч.
- ощущение пустоты жизни;
- ощущение собственной неполноценности и ненужности;
- снижение уровня самооценки;
- уход в себя, снижение доверия к людям;
- трудности в построении новых отношений;
• адаптация, приспособление к новому положению и изменившимся условиям жизни, включающее в себя:
- умение жить в одиночестве, без поддержки супруга и справляться с возникающими трудностями и проблемами;
- способность самостоятельно решать проблемы бытового уровня, которые ранее решались супругом;
- изменение стиля поведения в социуме, принятие своего статуса;
- формирование новых жизненных целей, смыслов, изменение привычных установок и стереотипов.
Выделяются следующие задачи в работе психолога-консультанта при консультировании в связи с разводом:
• на начальных этапах работы, когда еще сильна боль и отрицание утраты отношений, — это оказание поддержки, при этом консультанту следует постепенно подводить клиента к осознанию своего положения и ситуации (часто у клиента возникает сильная потребность в советах по поводу того, как вернуть супруга. Здесь консультант должен в первую очередь обратить внимание клиента на то, зачем ему это нужно, необходим глубокий анализ переживаний клиента и работа с этими переживаниями);
• на стадии агрессии консультанту также не следует давать советов, а сосредоточить свое внимание на осознании клиентом своих истинных мотивов и чувств, чтобы клиент понял, что данная стадия является неотъемлемой частью прохождения всего процесса переживания разрыва отношений (иногда клиент может испытывать сильное чувство вины из-за того, что не смог сохранить отношения. В этом случае консультант должен помочь проанализировать истинную природу этих чувств и проработать чувство вины клиента),
• переход на следующую стадию — стадию адаптации возможен только в том случае, если у клиента произошло осознание своих чувств и переживаний по поводу случившегося, и проработка этих чувств.
При работе с клиентом, находящимся на первых трех стадиях, важно подвести его к переходу на стадию адаптации через осознание своего нового статуса, понимание своих будущих возможностей, ответственности за свою жизнь и возможность самостоятельно делать выбор. Если работа на первых трех стадиях была успешной и клиент перешел на четвертую стадию, то задача консультанта — помощь и поддержка клиента в сложном и трудном процессе адаптации и выработки нового взгляда на ситуацию, жизнь, свое место в ней и тех качеств, которые способствует успешной адаптации в ситуации развода.