Методика и технология реабилитация детей в ситуации развода родителей

Развод родителей – потенциальный фактор десоциализации детей, источник других проблем. Переживание детьми разрыва родителей изменяется в диапазоне от вялой депрессии, апатии до резкой гиперактивности, негативизма и демонстрирование разногласия с их мнением.

Доказано, что на психологические травмы несовершеннолетнего влияет не столько распад семьи, сколько конфликтные отношения между родителями. Особенно сложная жизнь в «распадающейся» семье, где обострена конфликтная ситуация.

Среди факторов, влияющих на адаптацию детей к родительскому разводу выделены:

– характер взаимодействия между родителями и детьми;

– эмоциональное состояние родителей;

– ранее существовавщие проблемы детей;

– недостаток внимания к ребенку;

– внезапность развода и др.

Ситуация развода обусловливает возникновение и обострение множества проблем:

а) психолого-педагогические (усложнение и деформация вхождения ребенка в социальную среду, нарушение социальной адаптации, формирование дефектов характера и нравственного развития, детская безнадзорность);

б) материально-бытовых (низкое материальное обеспечение).

Технология работы социального педагога по реабилитации детей в ситуации развода родителей включает следующие направления:

1) социальная диагностика (определение проблемы ребенка и поиск средств её разрешения);

2) социальная профилактика (предупреждение развода, причины психологического напряжения и дискомфорта; предупреждение дальнейшего развития возникших в результате распада семьи проблем);

3) социальное посредничество:

а) посредничество в разрешении психологических, педагогических, медико-социальных проблем семьи и отдельных её членов;

б) посредничество в решении социально-правовых, жилищных, бытовых сложностей;

в) в поиске социальных служб и учреждений, способных оказать клиенту необходимую помощь и поддержку;

4) социальное консультирование – с целью повысить качество внутрисемейное взаимодействие; в ситуации развода проводятся следующие виды консультирования:

а) социально-психологическое – с целью устранения взаимного непонимания, непродуктивных видов брачно-семейного взаимодействия, конфликтности во взаимоотношениях;

б) социально-правовое – позволяет семье осознать и научиться отстаивать свои права;

в) педагогическое консультирование – содействует преодолению трудностей в процессе социализации и воспитании ребенка;

г) медико-социальное – повышение уровня информированности членов семьи о негативном влиянии развода на здоровье, о методах его терапии;

5) социальная коррекция:

а) восстановление тех качеств социального объекта, которые преобладали до появления проблемы;

б) стимулирование – активизация положительных качеств, формирование определенных ценностных ориентаций, создание положительного эмоционального фона, отношений в микросоциуме;

в) исправление качеств – отрицательных на положительные.

6) социальная терапия – врачевание каких-либо социальных явлений, отношений.

Семейный Кодекс РФ: ребенок имеет право на жизнь и воспитание в семье, на совместное проживание с родителями, на общение с обоими родителями. Расторжение брака родителей не влияет на права ребенка и др.

Сами дети могут по разному реагировать на ситуацию развода родителей:

1) шантаж (уйти из дома, не общаться с родителями и др.);

2) отклоняющееся поведение как способ объединить родителей;

3) демонстрация своих успехов, которыми родители будут гордиться и захотят жить вместе;

4) организация семейных праздников и досуга для родителей.

Можно выделить способы примирения родителей, используемых детьми.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: