1. Психологическая работа психолога с детьми осуществляется:
• в школе;
• детском саду;
• других воспитательно-образовательных учреждениях.
Детский психолог осуществляет свою работу в следующих направлениях:
· консультативная работа с родителями;
· консультативная работа с педагогами;
· консультативная работа с детьми различных возрастов.
Консультативная работа с родителями предполагает индивидуальное или групповое консультирование родителей по проблемам их детей, среди которых можно выделить:
• предоставление психологической информации о различных аспектах развития детей;
• развитие навыков успешного родителя;
• работа с группой родителей, имеющих схожие проблемы со своими детьми;
• индивидуальное консультирование родителя по проблемам ребенка.
Консультативная работа с педагогами подразумевает индивидуальное или групповое консультирование, ц елью которого может являться:
• предоставление информации;
• работа с конкретной проблематикой, связанной с поведением одного или нескольких детей;
|
|
• обучение, выработка успешной и эффективной стратегии работы с детьми.
Консультативная работа с детьми различных возрастов предполагает групповое или индивидуальное консультирование детей, включающее в себя следующие функции:
• диагностическую, предполагающую изучение следующих характеристик:-
- способности и задатки ребенка;
- актуальные возможности и умения ребенка, или зона актуального развития;
- зона ближайшего развития, понимаемая как способность ребенка выполнять какие-либо задания не самостоятельно, но с помощью взрослого; семейная проблематика и ситуация;
- особенности протекания возрастных кризисов, прохождения тех или иных возрастных периодов развития; проблемы в учебе;
- проблемы и особенности социальной адаптации в детском коллективе;
• развивающую, позволяющую сформировать и развить у ребенка различные умения, способности, навыки, необходимые ему для успешной адаптации и успешного развития;
• коррекционную, ориентированная на коррекцию возникающих у ребенка трудностей, обусловленных внешними и внутренними причинами.
Коррекция может осуществляться в следующих сферах личности ребенка:
- познавательной, где могут возникнуть проблемы, связанные с развитием у ребенка различных когнитивных процессов: внимания, мышления, памяти, восприятия, воображения;
- эмоционально-волевой, нарушения в развитии которой могут привести к различным проблемам:
= трудности в обучении;
= двигательная и эмоциональная расторможенность;
= отсутствие самоконтроля;
|
|
= проблемы в социальной адаптации;
- работа с проблемами, связанными с акцентуациями характера;
- проблемы со здоровьем, имеющие психосоматический характер;
• информационную, ориентированную на предоставление различной информации, которая может быть связана с профессиональным выбором учащегося, различной психологической информации, ориентированной на познание и изучение себя, своих качеств и способностей.
Психолог-консультант может работать со следующими возрастными группами детей:
• дети дошкольного возраста;
• дети младшего школьного возраста;
• подростки;
• юношество.
3. Для эффективной работы с детьми психолог-консультант должен обладать определенным набором качеств:
• личностные качества:
- любовь к детям, принятие, безоценочность;
-искренность, честность;
- отсутствие патологического стремления к власти и самоутверждению;
• умения и навыки:
- умение установить контакт с ребенком и обеспечить безопасность;
- умение ненавязчиво оказывать воздействие на ребенка; «умение завоевать авторитет у ребенка;
• теоретические и практические знания в следующих областях.
- возрастная, детская психология, знание особенностей развития ребенка и протекания возрастных кризисов;
- психологическое консультирование, знание принципов консультативной работы, механизмов и техник воздействия;
- специальная психология и коррекционная педагогика, знание основ медицинской психологии, различных нарушений, связанных с отставанием в развитии;
- теории личности, знание различных подходов к развитию личности;
- знание особенностей поведения и диагностических критериев акцентуаций характера и других психических и психологических отклонений;
- психодиагностика, знание различных методик получения диагностических данных и сбор анамнеза;
- психотерапия и психологическая коррекция, знание различных методик развития личности, коррекции недостатков в развитии и функционировании.