Примечания

1 "О достоверности" (Нью-Йорк, 1969, далее цитируется как ОД), - 359.

2 Эта мысль, я полагаю, принадлежит Рюдигеру Бубнеру. См. "L'autoreference comme structure des arguments transcendantaux", Les studes philosophiques 1981: 4, рр. 385-398; "Кант, трансцендентальные аргументы и проблема дедукции" "Обзор метафизики", т. 28 (1974-75), с. 453-67; и "Zur Structur eines transzendentales Arguments", Kantstudien 65 (1974).

3 Preisschrift ber die Fortschritte der Metaphysik (Берлин, 1804), перепечатанный в академическом издании Kants gesammelte Schriften, т. ХХ (Берлин, 1942), с. 253-332.

4 П. Ф. Стросон "Пределы смысла" (Лондон, 1966), сс. 22, 35, 56, 193 (прим.).

5 Я полагаю, что первым, кто привлек внимание к параллелям между Кантом и Витгенштейном, был Эрик Стениус, автор книги - "Трактат" Витгенштейна" (Оксфорд, 1960). В последующем было множество ссылок на это обстоятельство. Недавно к данному вопросу обратился, например, Дэйвид Пэрс в своей книге "Иллюзорная темница" (1987, 1988). Содержательные обсуждения вопроса, сделанные с противоположных позиций, можно найти в: К. О. Ареl, Die Transformation der Philosophie (Frankfurt а.М., 1973); и S.Thiele, Die Verwiklung im Denken Wittgensteins (Freiburg/M nchen, 1983).

6 См. Б. Макгиннесс "Витгенштейн: жизнь. Молодой Людвиг 1889-1921" (Лондон, 1988), с. 270.

7 Эрик Стениус, ор. сit., гл. XI (c. 214-30). Этот очерк остается одним из наиболее важных текстов, имеющих отношение к рассматриваемому нами вопросу; важно понять, что же именно Стениус характеризует как "трансцендентальный лингвизм".

8 Рудольф Халлер, "Был ли Витгенштейн кантианцем?", в: "Вопросы относительно Витгенштейна" (Линкольн, 1988).

9 Это блестяще выразил П. Ф. Стросон в своей Вудбриджской 1983 года лекции в Колумбийском университете: "Скептицизм и натурализм: некоторые разновидности" (Нью-Йорк, 1985), представив три относящиеся к делу цитаты (с. 24): (1) из Введения к Kritik der reinen Vernunft (В ХI), где Кант предлагает средство против "скандала" в философии, так и не предложившей удовлетворительного доказательства существования внешних вещей. (2) Ответ Хайдеггера в "Бытии и времени" (I. 6): "Скандал в философии" не в том, что еще не дано подобное доказательство, а в том, что подобное доказательство предполагают и пытаются осуществить снова и снова". (3) Комментарий Витгенштейна, который явно ближе Хайдеггеру, нежели Канту в ОД - 471: "Очень трудно найти начало. Или лучше так: трудно начать с начала. И не пытаться вернуться назад". Стросон характеризует позицию Витгенштейна как "социальный натурализм". И это правильно, но проблема в том, как согласовать подобный натурализм с "трансцендентальным лингвизмом", который был зафиксирован Стениусом и который полностью не исчез из поздних работ Витгенштейна.

10 Дейвид Ф. Пэрс, ор.сit. Т. 1 (1987), особ. гл. 5.

11 Малкольм "Ничто не скрыто" (Оксфорд, 1986), особ. главы 1"3.

12 Ральф Ч. С. Уолкер "Кант" (Лондон и Бостон, 1978), особ. заключительная глава.

13 Например: "В отношении меня вообще (разве что только в шутку) нельзя сказать, что я знаю о том, что болен. Что же это могло обозначать, кроме, вероятно, того, что мне больно?" ("Философские исследования", - 246). Обсуждение этого см. в моей статье "Ни знание, ни незнание", в журнале "Философские исследования", т. 7 (1984), с. 206-24.

14 Zettel, - 43

15 Д. Э. Мур "Философские статьи" (Лондон, 1959), с. 276.

16 См. мою статью "Дуализм Витгенштейна" в "Теории", т. 5 (1985), с. 73-95.

17 ОД - 141

Ньютон Гарвер профессор отделения философии университета штата Нью-Йорк (г. Буффало). Статья опубликована в журнале "History оf Philosophy Quarterly", vol. 7, № 2, April 1990, pp. 227-240.

* Русский перевод по изданию: Д. Юм. Сочинения в двух томах. Т. 2. М., 1966. С. 169.

* "Мы создаем для себя образы фактов" (Л. Витгенштейн. Логико-философский трактат. М., 1958. С. 31).

** "Мистическое не то, как мир есть, но то что он есть" (там же. С. 96).

* "Правильным методом философии был бы следующий: не говорить ничего, кроме того, что может быть сказано, следовательно, кроме предложений естествознания, т. е. того, что не имеет ничего общего с философией, и затем всегда, когда кто-нибудь захочет сказать нечто метафизическое, показать ему, что он не дал никакого значения некоторым знакам в своих предложениях" (там же. С. 97).

* Речь идет о цитате из "Исповеди", где Витгенштейн находит изложение "традиционной" номинативной теории языка, согласно которой слова и словосочетания обозначают отдельные предметы, а обучение значению слов осуществляется путем непосредственного указания на предметы (остенсия) в сочетании с произнесением слов. (Прим. перев.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: