Интеллектуальная готовность

Физическая готовность.

Под физической готовностью к школе в специальной литературе понимается лишь биологическая зрелость ребенка (длина тела, вес, окружность грудной клетки, объем легких, мышечная сила рук, степень жироотложения) и готовность его к урокам физкультуры (ходьба, бег, прыжки, бросание, ловля, метание мяча, ползание, лазание по канату). Данные показатели очень относительны и не отражают готовности к тем физическим нагрузкам, которые предстоят будущему школьнику.

Мы понимаем под физической готовностью следующие функциональные возможности:

1. Возможность длительного удержания статических поз в положении сидя. Не секрет, что многие дети за партой не сидят, а «лежат», склоняются то на один, то на другой бок, стараются подложить под себя ногу – и все равно не могут длительно (45 минут) сидеть за партой.

2. Развитая мелкая моторика рук. Если ребенок плохо завязывает шнурки ботинок, долго застегивает пуговицы, неуверенно держит ложку, карандаш, быстро утомляется при рисовании – он не сможет правильно обучиться письму.

3. Возможность без перенапряжения мышц шеи удерживать голову, фиксируя взгляд на доске. Вследствие нарушения мышечного тонуса, изменения соотношения позвонков в шейном отделе позвоночника, для многих детей естественно положение головы, склоненной к грудной клетке, вперед.

4. Общая физическая выносливость, неразрывно связанная с психо-эмоциональной выносливостью. И то, что ребенок «не сидит на месте», «юла какая-то», «словно заноза в одном месте» называется расторможенностью и никакого отношения к физической выносливости не имеет. Снижение психической выносливости значительно затрудняет процесс обучения.

5. Развитая зрительно-двигательная и пространственная координация. Дети не могут не бегать, не прыгать, не толкаться на переменах. При сниженной зрительно-двигательной и пространственной координации очень вероятны травмы, переломы конечностей и сотрясение головного мозга.

6. Ребенку необходима достаточная физическая сила, ловкость, точность движений. В противном случае, его будут «клевать» и обижать, что неминуемо отразится на развитии его личностных качеств и отношении к школе.

Интеллектуальная готовность.

Интеллектуальная готовность к школе предполагает формирование у ребенка определенных умений. К ним прежде всего относится умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности.

С. В. Коноваленко, автор пособия «До школы 3 месяца!?» считает, что ребенку в возрасте 6-7 лет необходимо знать и уметь следующее:

1. Свое имя, отчество и фамилию.

2. Свой возраст (желательно дату рождения).

3. Свой домашний адрес.

4. Свой город (село) и его главные достопримечательности.

5. Страну, в которой живет.

6. Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию

7. Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года).

8. Домашних животных и их детенышей.

9. Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки, детенышей.

10. Транспорт наземный, водный, воздушный

11. Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелетных птиц; овощи, фрукты и ягоды.

12. Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.

13. Знать великих русских поэтов и писателей: А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, С.А. Есенина, Ф.И. Тютчева и др. и некоторые их произведения для детей.

14. Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал

15. Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая - левая сторона, верх - низ и т.д.).

16. Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить (придумать) рассказ по картинке.

17. Запомнить и назвать 6 - 10 предметов, картинок, слов.

18. Различать гласные и согласные звуки.

19. Разделять слова на слоги с помощью хлопков, шагов, по количеству гласных звуков.

20. Определять количество и последовательность звуков в словах типа "мак", "дом", "суп".

21. Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет).

22. Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.

23. Свободно считать от 1 до 10 и обратно, выполнять счетные операции в пределах 10.

24. Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30 - 35 минут).

25. Сохранять стройную, хорошую осанку, особенно в положении сидя.

К особенностям интеллектуальной сферы можно отнести и исследование механической памяти – психического процесса, неразрывно связанного с мыслительным. Для определения уровня механического запоминания дается бессмысленный набор слов: год, слон, меч, мыло, соль, шум, рука, пол, весна, сын. Ребенок, послушав весь этот ряд, повторяет те слова, которые он запомнил. Может использоваться повторное воспроизведение – после дополнительного зачитывания тех же слов – и отсроченное воспроизведение, например, через час после прослушивания. Нормы показателей механической памяти, характерной для 6-7 летнего возраста, следующие: с первого раза ребенок воспринимает не менее 5 слов из 10; после 3-4 прочтения воспроизводит 9-10 слов; через один час забывает не более 2 слов, воспроизводившихся раньше.

Внимание – 20-25 мин (устойчивое), объём – 7-8 предметов.

О социальной зрелости свидетельствуют:

- потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп;

- способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения, где нет бабушки или мамы, готовых взять на себя часть действий, которые ребенок должен выполнить самостоятельно.

Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии необходимого запаса умений и навыков ему будет трудно в школе.

Значимость компонентов психологической готовности к школе

1 место Мотивационная готовность

Желание узнать новое, уверенность в своих силах, стремление освоить роль школьника, принятие системы требований предъявляемых школой.

2 место Интеллектуальная готовность

Наблюдательность, воображение, умение анализировать и сравнивать, память, выполнение словестной инструкции.

3 место Эмоционально – волевая готовность

Умение управлять своим поведением, эмоциональная устойчивость, произвольная регуляция внимания.

4 местоКоммуникативная готовность

Умение устанавливать контакт с учителем, сохранение чувства дистанции, умение "влиться" в детский коллектив.

5 место Педагогическая готовность

Школьник – это человек, имеющий неизмеримо высокий статус, чем дошкольник.

Школа – символ дальнейшего развития, она способствует приобретению ребенком нового статуса, освоению новых социальных ролей, изменению семейного положения, приобретению авторитета. Появляются новые обязанности и новые права.

Если будущий школьник не готов к принятию обязанностей, связанных с выполнением новой для него социальной роли, не усвоил новых форм общения и поведения, принятых в ситуации школьного обучения, – даже при условии высокого общего интеллектуального развития он будет испытывать трудности в школе. Эти учащиеся отказываются выполнять малоинтересные для них, трудные задания, обижаются на действия педагога («Я поднимал руку, а она меня не спросила», «Она меня не любит», «Я больше не пойду в школу»). Интерес к учению у них быстро пропадает, формируется устойчивое негативное отношение к школе.

Как создать у ребенка положительную установку на учебу в школе и направленности на обучение?

· Экскурсии с ребенком в школу.

· Рассказы о своих любимых учителях.

· Показ фотографий, грамот, связанных со школьными годами родителей.

· Организация семейных торжеств по поводу школьных успехов старших детей.

· Семейное чтение художественной литературы.

· Участие детей и взрослых в сюжетно-ролевой игре в школу.

· Никогда не запугивайте детей школой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: