Научные и методические выводы

Проведенные исследования позволяют сделать некоторые научные и ме­тодические выводы.

1. При изучении и картографировании таежных территорий основными объектами исследования при решении самых разнообразных практических задач должны быть природные территориальные комплексыистори­чески сложившиеся и пространственно обособленные единства пяти ос­новных компонентов природы: литогенной основы, атмосферы, воды, растений и животных, которые Н.А, Солнцев назвал полными природными единствами. ПТК различаются по величине и сложности, то есть таксоно­мическому рангу. ПТК внутри себя относительно структурно и экологиче­ски однородные образования независимо от их ранга.

2. Ведущую роль в формировании ПТК играет их литогенная основа, по­этому структурное и экологическое единство ПТК связано и обусловлива­ется единством их литогенного фундамента – будь то блок земной коры или малая форма рельефа. Геологическая история ПТК – это история фор­мирования литогенной основы.

3. ПТК существуют объективно и обособлены друг от друга природны­ми рубежами.

4. Сочетание компонентов ПТК формируют экологический режим лес­ных земель и условия водно-минерального питания лесных растений.

5. В пределах элементарных ПТК (фаций) наблюдается одинаковый, од­нородный экологический режим, но под влиянием внешних воздействий в пределах выдела фации или вида фации могут формироваться различные производные сообщества, близкие по экологическому режиму. Поэтому фация для таежных территорий по содержанию близка к понятиям вид, класс, тип лесных земель.

6. Применение мелкомасштабных аэроснимков и космоснимков для изучения ПТК показало что эффективнее ландшафтная структура изу­чается «сверху вниз», от наиболее крупных ПТК регионального уровня к более мелким и простым, с постепенной и последовательной детализа­цией ландшафтных исследований. Таким путем легче и естественней ПТК группируются в виды, классы, типы и более последовательно и ло­гично ведется согласованное разномасштабное ландшафтное картогра­фирование. С появлением космических снимков в задачи ландшафтно-морфологического анализа стали включаться ПТК более крупные, чем природный ландшафт: ландшафтные страны, области, районы, для де­шифрирования которых признаком является их морфологическая струк­тура, видимая на космоснимках.

7. Была обнаружена взаимосвязь и совпадение ПТК высокого таксоно­мического ранга с геоблоками и тектоническими структурами, а природ­ных рубежей — с разломами земной коры и согласованными в линеаменты реками, которые обнаруживаются на космоснимках Земли низкого разрешения.

8. Видоизменилось представление о зональности: из климатической зо­нальности с расплывчатыми рубежами и непрерывными узкими полосами широтного направления она стала ландшафтной зональностью (по Л.С. Бергу), где границы зон совпадают с рубежами ландшафтов.

9. Изменилась методика лесного дешифрирования АКС: она сосредото­чилась на анализе морфологической структуры ландшафта в большей сте­пени, чем на анализе полога леса на крупномасштабных аэроснимках.

10. Возникло новое представление о структуре лесного дешифрирования аэрокосмических снимков, ее трех этапах. Сделан вывод об ограниченно­сти возможностей методов получения информации по признакам изобра­жения. Наибольшая информация по достоверности, точности и объему добывается методами интерпретации, путём генетического и структур­ного анализа ПТК с использованием ландшафтных взаимосвязей, ланд­шафтных и экологических индикаторов.

Излишним становится укоренившееся в отечественной и иностранной литературе деление дешифрованных признаков на «прямые» и «косвен­ные» (Spurr, 1952; 1960; Manual, 1960),

11. Разработана новая методика ландшафтно-морфологических исследо­ваний с широким использованием на предварительной стадии ландшафт­ных источников информации.

12. Для обучения специалистов ландшафтно-морфологическому анализу лесных территорий в программу лесных вузов в качестве основной дисцип­лины должен быть введен курс «Лесное морфологическое ландшафтоведение».

Такой курс в Санкт-Петербургской лесотехнической академии читается с 1996 г. Он состоит из 16 тем лекций, даёт представление о природных территориальных комплексах лесов бореального пояса Земли. Анализиру­ется влияние компонентов природы на структуру и экологические режимы лесных земель, их лесорастительный эффект. Рассматриваются ПТК раз­личных типов равнин, гор, болот. Студенты обучаются методам ландшафт­ных и экологических индикаторов с применением дистанционных и карто­графических источников информации. Показаны пути применения методов морфологического ландшафтоведения для решения практических задач лесного хозяйства, инвентаризации лесных ресурсов, ведения лесного хо­зяйств, земле- и природопользования.

По курсу проводятся лабораторные работы и практические занятия, обу­чающие студентов методам ландшафтно-морфологического анализа.

Для проведения практических занятий по камеральным и полевым ландшафтным исследованиям организован Лисинский научно-исследова­тельский и учебный полигон ЛНИУП. Для его территории подобран ком­плект ландшафтных дистанционных, картографических и фондовых источ­ников информации (ЛИИ). Территория ЛНИУП пересечена ландшафтными профилями. Составлена ландшафтная карта полигона масштаба 1: 50000, серия более детальных карт и дешифрированных аэроснимков. Ландшафтно-морфологическая основа позволяет в ближайшее время приступить к обобщению многолетнего опыта ведения лесного хозяйства, упорядочить материал по проведению и постановке научных экспериментов. Ланд­шафтная основа позволит проследить динамику лесного фонда под влияни­ем различных хозяйственных мероприятий.

Одной из актуальных задач является согласованное лесное тематическое картографирование ЛНИУП и создание атласа ландшафтных и тематиче­ских карт.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: