Деятельности

3.1 Организационные документы

Комплекс взаимоувязанных документов, регламентирующих задачи и функции организации, учреждения, предприятия, организацию их работы, права, обязанности и ответственность руководства и специалистов, называется организационными документами.

К организационным документам относятся:

- учредительные документы (устав, положение);

- структура и штатная численность;

- штатное расписание;

- правила внутреннего трудового распорядка;

- положения о структурных подразделениях;

- должностные инструкции работникам.

Все государственные, муниципальные, частные предприятия, общественные объединения действуют на основе устава. Устав - это свод правил, регистрирующих деятельность организаций, учреждений, обществ, граждан, их взаимоотношения с другими организациями и гражданами, права и обязанности в определенной сфере государственной или хозяйственной деятельности. В соответствии с уставом организации, предприятия, учреждения разрабатывается его структура и определяется штатная численность, что закрепляется в соответствующем документе. В нем указываются все структурные подразделения организации, вводимые должности и количество штатных единиц по каждой из должностей.

Должностной и численный состав организации с указанием фонда заработной платы закрепляется штатным расписанием, которое содержит перечень должностей, сведения о количестве штатных единиц, должностных окладах, надбавках и месячном фонде заработной платы. Штатное расписание подписывается заместителем руководителя организации, согласовывается с главным бухгалтером и утверждается руководителем организации, при этом в грифе утверждения указываются общая штатная численность организации и месячный фонд заработной платы. Изменения в штатное расписание вносятся приказом руководителя организации.

Организация работы учреждения, организации, предприятия, взаимные обязанности работников и администрации, предоставление отпусков, командирование сотрудников и другие вопросы отражаются в правилах внутреннего трудового распорядка или в положении о персонале.

Если в структуру организации входят несколько подразделений, то для каждого из них разрабатывается положение о структурном подразделении. Форма положения о структурном подразделении дана в приложении В.

Положение – это нормативный акт, устанавливающий порядок образования, структуру, функции, компетенцию, обязанности и организацию работы, ответственность подразделения.

Правовое положение работников организаций регламентируется должностной инструкцией, устанавливающей задачи, функции, права, обязанности и ответственность должностных лиц.

Должностная инструкция разрабатывается руководителем структурного подразделения, при отсутствии структурных подразделений – специалистом, занимающим данную должность, согласовывается с юристом, утверждается руководителем организации и доводится до работника под расписку.

3.2 Распорядительные документы

Одна из форм исполнительно-распорядительной деятельности организаций, учреждений, предприятий – издание распорядительных документов, посредством которых решаются важнейшие вопросы управления.

Решение как распорядительный документ является правовым актом, принимаемым коллегией министерства или ведомства, научным советом. Текст решения состоит из констатирующей и распорядительной частей. В констатирующей части излагаются причины издания документа, цели, которые достигаются при его выполнении. В распорядительной части указывают наименование органа, принимающего решение, затем слово РЕШИЛ на отдельной строке. Распорядительная часть делится на пункты. Каждый пункт строится по схеме: фамилия и должность исполнителя в дательном падеже – действие – срок исполнения. Решение подписывает председатель и секретарь коллегиального органа.

Распоряжение издается руководителями разного уровня для решения оперативных вопросов и доводится до исполнителей под роспись. Текст распоряжения имеет констатирующую и распорядительную части. Распорядительная часть начинается словом ОБЯЗЫВАЮ.

Приказ (по основной деятельности) – правовой акт, издаваемый руководителем организации, действующий на основе единоначалия для разрешения основных задач, стоящих перед данной организацией. Приказ является самым распространенным видом распорядительного документа. Он издается по вопросам создания, ликвидации, реорганизации учреждений или их структурных подразделений, утверждения положений, инструкций, правил и подобных документов, требующих утверждения, а также по кадровым вопросам приема, перемещения, увольнения работников и др.

Приказы издаются также в случаях, когда необходимо довести требования директивных документов вышестоящих организаций до сведения подчиненных лиц подведомственных организаций, наметить конкретные мероприятия по их выполнению, определить ответственных лиц, сроки выполнения этих мероприятий.

Подготовка проекта приказа включает следующие стадии: изучение существа вопроса, законодательных актов, других документов, издававшихся по этому вопросу; проработка информационно-справочных документов организации: справок, отчетов, писем; подготовка текста документа; согласование документа; подписание приказа; доведение его до сведения исполнителей.

Текст распорядительного документа чаще всего состоит из двух взаимозависимых частей: констатирующей и распорядительной. Констатирующая часть является введением в существо рассматриваемого вопроса и предназначена для того, чтобы объяснить, чем вызвано распоряжение. В ней могут быть перечислены факты, события, дана их оценка. Констатирующая часть не обязательна, она может и отсутствовать, если нет необходимости давать разъяснения. Основную нагрузку в распорядительных документах несет распорядительная часть, которая излагается в повествовательной форме. Распорядительная часть начинается словом ПРИКАЗЫВАЮ, которое пишется прописными буквами от нулевого положения табулятора (левое поле). Дата приказа – это дата подписания приказа, начала его действия. Подписывает приказ руководитель организации, в его отсутствие – заместитель. Внесение изменений и дополнений в приказ после подписания не допускается без разрешения подписавшего документ. Проект приказа до подписания согласовывается (виза) с руководителями структурных подразделений, должностными лицами, ответственными за исполнение, юристом. Виза юрисконсульта свидетельствует о соответствии документа законодательным и нормативным актам. Текст приказа должен иметь заголовок. Заголовок начинается с предлога «о» («об») и формируется при помощи отглагольных существительных (например, «О назначении…», «Об утверждении…», «О введении…») (приложение Д).

Указание – распорядительныйдокумент, издаваемый органами государственного управления, министерствами, ведомствами, организациями по вопросам информационно-методического характера, а также по вопросам, связанным с организацией исполнения правовых актов. Не допускается использовать указание в качестве утверждающего документа. Распорядительная часть указания начинается словом ПРЕДЛАГАЮ, в ней отражаются предписываемые действия. Каждый пункт строится по схеме: фамилия и должность исполнителя в дательном падеже после слова ПРЕДЛАГАЮ – действие – срок исполнения. В последнем пункте указания возлагается контроль за исполнением документа на определенное должностное лицо. Датой указания является дата его подписания.

Постановление являетсяправовым актом и принимается высшими центральными органами коллегиального управления в целях разрешения наиболее важных и принципиальных задач, стоящих перед данными органами, а также установления норм и правил поведения.

3.3 Документирование информационно-справочных документов

Подавляющее большинство документов, создаваемых в организациях и поступающих в нее извне, содержат информацию о фактическом положении дел в данной или других организациях, служащую основанием для принятия распорядительных документов. К информационно-справочным документам относятся справки, докладные и объяснительные записки, акты, письма, телеграммы, телефонограммы и т. д. Они носят вспомогательный характер по отношению к организационно-распорядительным документам и в отличие от них не являются обязательными к исполнению.

Информационно-справочные документы- это совокупность документов, содержащих информацию о фактическом положении дел, служащих основанием для принятия решений, издания распорядительных документов.

Акт -информационно-справочный документ, составляющийся группой лиц для подтверждения установленных фактов, событий. Акт может содержать выводы, рекомендации, предложения его составителей. Акты подлежат утверждению, если имеют контрольно-ревизионный характер, содержат рекомендации и предложения, которые не оформлены распорядительным документом. Текст акта состоит из двух частей: вводной и констатирующей. В вводной части текста указывается основание для составления акта, перечисляются лица, составившие акт и присутствующие при этом. Констатирующая часть текста акта содержит описание проделанной работы(сущность, характер, методы, сроки), фиксируются факты, излагаются выводы, предложения составителей акта. Акт составляются на общем бланке и подписывается всеми лицами, принимавшими в этом участие.

Протокол – документ, фиксирующий ход обсуждения вопросов и принятия решений на собраниях, заседаниях, совещаниях. Текст протокола состоит из двух частей: вводной и основной. Вводная часть текста протокола имеет постоянную и переменную информацию. Постоянная- слова «Председатель», «Секретарь», «Присутствовали». Пишутся от нулевого положения табулятора. Переменная- инициалы и фамилии председателя, секретаря и присутствовавших. Основная часть протокола строится по схеме: СЛУШАЛИ-ВЫСТУПИЛИ-ПОСТАНОВИЛИ (РЕШИЛИ) – по каждому вопросу отдельно. От нулевого положения табулятора без знаков препинания. Перед словом СЛУШАЛИ ставится номер вопроса повестки дня, если вопросов несколько. С красной строки пишут инициалы и фамилию докладчика в именительном падеже. Затем - содержание доклада, сообщения. После слова ВЫСТУПИЛИ с красной строки- инициалы и фамилии выступающих в именительном падеже, затем - содержание доклада, сообщения. Завершающая часть текста протокола- постановление по вопросу. Начинается словом ПОСТАНОВИЛИ, затем - действие-исполнитель-срок. Датой протокола является дата проведения собрания, совещания, заседания. Протоколы формируются в дела вместе с документами, созданными в процессе подготовки к заседанию.

Докладная записка- документ, адресованный руководителю своей организации или в вышестоящую организацию и содержащий изложение какого-либо вопроса или факта. В зависимости от адресата докладные записки бывают внутренние и внешние. Внутренние докладные записки оформляются на бланке формата А4, подписывает их автор-составитель. Внешние докладные записки оформляются на общем бланке формата А4, подписываются руководителем организации. Датой записки является дата её подписания. Текст докладной записки делится на две части: изложение фактов, послуживших причиной её составления; выводы, предложения организации или должностного лица.

Объяснительная записка – документ, объясняющий причины нарушения трудовой дисциплины, невыполнения какого-либо поручения, правового акта или нормативного документа.

Справка -документ, подтверждающий какие-либо факты или события. Текст справки состоит из двух частей: в первой излагаются факты, послужившие поводом для её написания; во второй- приводятся конкретные данные. Выводы и предложения в справке не даются. Это и отличает её от докладной записки. Датой справки является дата её подписания. Справки составляются также для удостоверения юридических фактов: подтверждение места работы, учёбы, занимаемой должности и т. д. При составлении справок, удостоверяющих юридические факты, используются унифицированные трафаретные бланки.

Телеграмма -официальное сообщение, переданное по телеграфу. Текст телеграммы должен быть кратким. Союзы, предлоги, знаки препинания в тексте опускаются. По видам различают телеграммы внутренние (в пределах страны) и международные. Основные реквизиты телеграммы: место, дата, время (часы и минуты) передачи телеграммы, регистрационный номер и отметка (гриф) об особом виде (серии) телеграммы, адресат, текст, подпись.

Телефонограмма – официальное сообщение, переданное по телефону. Этот вид информационно-справочного документа используется для передачи срочных распоряжений, извещений в пределах телефонной связи. Обязательными реквизитами ее являются: наименование учреждений (организаций, предприятий) адресата и адресанта; реквизиты «От кого» и «Кому» с указанием должности, фамилии и инициалов должностных лиц; номер, дата и время передачи и приема телефонограммы; должности, фамилии и инициалов передавшего и принявшего телефонограмму; номер телефона; текста и подписи.

Самым значительным видом информационно-справочных документов являются деловые письма.

Письмо -обобщенное название различных по содержанию документов, служащих для связи и передачи информации между адресатами.

Виды служебных писем: письмо-просьба, письмо-предложение, письмо-претензия, письмо-запрос, письмо-извещение, информационное письмо, письмо-отказ, письмо-напоминание, сопроводительное письмо. Требования к тексту письма: краткость, лаконичность, последовательность, убедительность, корректность, объективность, ясность.

Сопроводительное письмо – документ, информирующий адресата о направлении к нему прилагаемых к письму документов, отправленных материальных ценностей. Оно составляется в том случае, когда содержит пояснения о характере исполнения или цели направления приложенного документа.

Письмо-приглашение – документ, содержащий приглашение на заседание, совещание, конференции. Письмо-приглашение может содержать: полную повестку дня мероприятия, фамилии докладчиков по вопросам повестки дня, фамилию и телефон ответственного за проведение мероприятия, способ проезда и другую информацию.

Рекламное письмо - д окумент, содержащий описание рекламируемых услуг, товаров. Цель письма- побудить воспользоваться предложенными услугами, заказать товар.

Письмо-извещение – документ, являющийся ответом за запрос. Письмо-извещение составляется для конкретного адресата, начинается словами: «Ставим Вас в известность…».

Письмо-претензия – документ, в котором указываются требования, предъявляемые автором претензии, основания требований. Письмо-претензия подписывается руководителем организации и визируется главным бухгалтером.

Письмо-ответ – документ, являющийся реакцией и обусловленный содержанием инициативного документа. Ответа требуют письма-запросы, просьбы, обращения, требования, предложения, претензии. Письмо-ответ должно содержать ссылку на индекс и дату инициативного письма. В тексте излагается решение, принятое по инициативному документу: принятие предложения, отказ от предложения, выполнение просьбы, ответ на запрос. Ответ должен быть изложен в конкретной, четкой форме. Отказ должен быть убедительно аргументирован.

Доверенность – документ, которым организация или отдельное лицо (доверитель) представляет право другому лицу (доверенному) получить деньги или товарно-материальные ценности или совершить какие-либо действия от лица доверителя, точно указанные в доверенности.

По срокам доверенности подразделяются на разовые и длительные. Разовые доверенности уполномочивают на совершение одного действия – получить товар, получить груз на станции железной дороги и т. д. Такие доверенности после совершения указанных в них действий организация забирает у доверенного лица.

Длительные доверенности содержат полномочия на совершение нескольких действий или одного действия в течение срока, указанного в доверенности, но не более трех лет. Если срок доверенности не указан, она действует в течение одного года со дня ее выдачи.

Факс – документ, полученный с помощью специального аппарата (телефакса) по телефонным каналам связи. Факс всегда будет являться копией переданного документа. Оформление факса осуществляется аналогично оформлению делового письма.

Модем – средство передачи информации с помощью электронной почты между двумя адресатами – пользователями ПК. Документы, полученные с помощью модема, всегда будут являться копией переданного документа.

3.4 Претензионная документация

Определенные затруднения возникают при оформлении документов правового характера, таких как претензия и исковое заявление по имущественным спорам. Между тем законом предъявляются определенные требования к форме и содержанию искового заявления. Несоблюдение их может повлечь в ряде случаев отрицательные для истца правовые последствия. Законодательство требует, чтобы истец в заявлении обязательно указал наименование суда, в который подается заявление, наименование и место жительства (местонахождение) заинтересованного лица, обратившегося в суд, а также его представителя, если заявление подается представителем; наименование и местожительства (местонахождение) ответчика и других лиц, привлекаемых к участию в деле; содержание требований заинтересованного лица, обратившегося в суд, обстоятельства, на которых заинтересованное лицо, обратившееся в суд, обосновывает свои требования; доказательства, подтверждающие основания требований; цена иска, если иск подлежит оценке, перечень прилагаемых к заявлению документов; подпись заинтересованного лица, обратившегося в суд, и дата подачи заявления. Споры, как правило подлежат разрешению предварительно в претензионном порядке. Претензия предъявляется в письменной форме в установленные сроки. Требования к содержанию претензии в основном те же, что и к исковому заявлению. Претензия подписывается руководителем или его заместителем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: