Дети с синдромом раннего детского аутизма

Ранний детский аутизм (РДА) является одним из наиболее сложных нарушений психического развития. Формируется этот синдром в своем полном виде к трехлетнему возрасту. Проявляется РДА в следующих клинико-психологических признаках:

нарушение способности к установлению эмоционального контакта;

стереотипность в поведении. Характеризуется наличием в поведении ребенка однообразных действий – моторных (раскачиваний, прыжков, постукиваний), речевых (произнесение одних и тех же звуков, слов или фраз), стереотипных манипуляций каким-либо предметом; однообразных игр, стереотипных интересов.

специфические нарушения речевого развития (мутизм, эхолалия, речевые штампы, стереотипные монологи, отсутствие в речи первого лица и т. д.), ведущие к нарушению коммуникативности.

Характерны при раннем детском аутизме:

1).Повышенная чувствительность к сенсорным стимулам. Уже на первом году жизни наблюдается склонность к сенсорному дискомфорту (чаще всего на интенсивные бытовые звуки и на тактильные раздражения), а также сосредоточенность на неприятных впечатлениях. При недостаточной активности, направленной на обследование окружающего мира, и ограничении разнообразного сенсорного контакта с ним, наблюдается выраженная захваченность, очарованность отдельными определенными впечатлениями – тактильными, зрительными, слуховыми, вестибулятными, которые ребенок стремится получать вновь и вновь. Например, любимым занятием ребенка на протяжении полугода и более может быть шуршание целлофановым пакетом, наблюдение за движением тени на стене; самым сильным впечатлением может быть свет лампы и т. д. Принципиальным отличием при аутизме является тот факт, что близкому практически не удается включиться в действия, которыми очарован ребенок.

2). Нарушение чувства самосохранения отмечается в большинстве случаев уже до года. Оно проявляется как в сверхосторожности, так и в отсутствии чувства опасности.

3). Нарушение аффективного контакта с ближайшим окружением выражается в:

особенностях приспособления к рукам матери. У многих аутичных детей отсутствует антиципирующая поза (протягивание ручек по направлению к взрослому, когда ребенок смотрит на него). На руках матери такой ребенок также может не чувствовать себя комфортно: либо висит мешком, либо бывает чрезмерно напряжен, сопротивляется;

особенностях фиксации взгляда на лицо матери. В норме ребенок рано обнаруживает интерес к человеческому лицу. Коммуникация с помощью взгляда является основой для развития последующих форм коммуникативного поведения. Для аутичных детей характерно избегание глазного контакта (взгляд мимо лица или «сквозь» лицо взрослого);

особенностях ранней улыбки. Своевременное появление улыбки и ее направленность близкому – признак благополучного эффективного развития ребенка. Первая улыбка у большинства аутичных детей адресована не человеку, а, скорее, в ответ на приятную для ребенка сенсорную стимуляцию (тормошение, яркий цвет одежды матери и т.д.).

особенностях формирования привязанности к близкому человеку. В норме они проявляются как очевидное предпочтение одного ухаживающего лица, чаще всего - матери, в переживаниях разлуки с ней. Аутичный ребенок чаще не использует положительных эмоциональных реакций для выражения привязанности;

Трудности контактов с окружающими, связанные с особенностями развития форм обращения ребенка к взрослому, находят выражение в сложности выражения собственного эмоционального состояния. В норме способность выражать свое эмоциональное состояние, делиться им со взрослым – одно из наиболее ранних адаптивных достижений ребенка. Обычно оно появляется уже после двух месяцев. Мать прекрасно понимает настроение своего ребенка и поэтому может управлять им: утешить ребенка, снять дискомфорт, успокоить. Матери же аутичных детей часто испытывали трудности в понимании эмоционального состояния своих малышей;

трудностях в выражении просьбы. У многих детей в норме на раннем этапе развития формировался направленный взгляд и жест – протягивание руки в нужном направлении, который на последующих этапах трансформировался в указательный. У аутичного ребенка и на более поздних этапах развития подобная трансформация жеста не происходила. Даже в старшем возрасте при выражении своего желания аутичный ребенок берет руку взрослого и кладет на желаемый предмет;

трудностях произвольной организации ребенка, которые могут выражаться в следующих тенденциях:

отсутствии или непостоянности отклика малыша на обращение к нему взрослого, на собственное имя;

отсутствии прослеживания взглядом направления взгляда взрослого, игнорировании его указательного жеста;

невыраженности подражания, а чаще его отсутствии. Трудность в организации аутичных детей на простые игры, требующих подражания и показа («ладушки»);

большой зависимости ребенка от влияний окружающего психического пола. Если родители проявляют большую настойчивость и активность, пытаясь привлечь к себе внимание, то аутичный ребенок либо протестует, либо уходит от контакта.

Вопросы и задания:

1.Определите понятие «ранний детский аутизм (РДА)». Охарактеризуйте основные признаки данного синдрома.

2.Раскройте возможные причины возникновения РДА. Каковы современные представления об основном дефекте при РДА? Какие нарушения могут повлечь появление вторичные и третичных дефектов?

3. Существуют ли проблемы социализации при РДА? Охарактеризуйте их.

Дополнительная литература:

1.Каган В. Е. Аутизм у детей – Л., 1981.

2.Лебединская К.С., Никольская О.С. и др. Дети с нарушениями общения. – М., 1989.

3.Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего аутизма. – М.,1991.

4.Морозов С.А., Морозова Т.И. Мир за стеклянной стеной // Материнство. – 1997. - №1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: