Государственная политика России в отношении к детям с ограниченными возможностями

Основным правовым актом в нашей стране является принятая в декабре 1993 года Конституция Российской Федерации, которая регламентирует основы общественного и государственного устройства, систему государственных органов управления, порядок их создания и деятельности, основные права и обязанности граждан. Создаваемые на основе Конституции законы предусматривают определенные правовые льготы отдельным категориям граждан. Среди наиболее важных законодательных решений в области защиты прав инвалидов и лиц с ограниченными возможностями можно выделить: “О государственной защите инвалидов”, ”Об образовании”, “О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов”, “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей”, “Об основных гарантиях прав ребенка”, Семейный кодекс Российской Федерации.

Основные статьи Закона РФ “О социальной защите инвалидов” вступили в силу с 1 января 1996 г. Новый закон вводит новую интерпретацию правового понятия “инвалид”. Назначение инвалидности ребенку является юридическим актом и осуществляется Государственной службой медико-социальной экспертизы (приказ МЗ № 117 от 4.07.1991 г. “О порядке выдачи медицинского заключения на ребенка-инвалида в возрасте до 16 лет”, в котором приводится подробный перечень заболеваний, которые приводят к инвалидности). В постановлении Правительства РФ № 965 от 13.08.1996 г. приводятся основания, в соответствии с которыми осуществляется назначение инвалидности. К категории инвалидов относятся дети, которые имеют “значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации, вследствие нарушения развития и рости ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем. Именно ограничение жизнедеятельности и обусловливает необходимость особой социальной защиты.

В приложении к совместному постановлению Министерства труда и социального развития РФ и Министерства здравоохранения РФ № 1/30 от 29.01.1997 г. приводится нормативная классификация, где реабилитация инвалидов определяется как “процесс и система медицинских, психологических, педагогических и социально-экономических мероприятий направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма”, а цель такой реабилитации – “восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация”.

Право на реабилитацию включает обеспечение комплексных мероприятий на основе индивидуального дифференцированного подхода к проблемам и возможностям отдельного ребенка и семьи.

Важнейшая составляющая часть “реабилитационного поля” детей с ограниченными возможностями - Закон РФ “Об образовании” (5.01.1996г.), который утверждает государственные гарантии на получение образования всем детям, в том числе и детям с нарушениями развития. Законом предусматривается создание для детей с отклонениями в развитии специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов, групп), обеспечивающих их обучение, воспитание, восстановление, лечение, социальную адаптацию и интеграцию в общество на основе специальных педагогических подходов. Направление детей в эти учреждения осуществляются на основе заключения психолого-медико-педагогических консультаций и только с согласия родителей (лиц, их заменяющих). Кроме того, Российская Федерация, исходя из приоритета общественных человеческих ценностей, признавая равенство прав всех людей на образование и равную защиту этого права со стороны государства, желая создать законодательнйю базу для удовлетворения социальных потребностей лиц, возможности которых получить образование ограничены их недостатками, состоянием здоровья, подготовила Федеральный Закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья – специальном образовании».

Радикальные изменения в нашем обществе не могли отразиться и на функционировании таких важных социальных институтов, как семья. 1.03.1996 г. введен в действие Семейный кодекс Российской Федерации, который охватывает все аспекты семейных отношений. Новый кодекс рассматривает ребенка как самостоятельного субъекта прав. Правовое положение ребенка исходит из интересов ребенка и включает его основные права, которые сводятся к следующему:

право жить и воспитываться в семье;

право знать своих родителей (насколько это возможно);

право на заботу и на воспитание своими родителями (лицами, их заменяющими);

право на общение с обоими родителями и другими родственниками;

право на обеспечение интересов ребенка, всестороннее развитие и уважение его человеческого достоинства;

право на защиту своих прав и законных интересов; право на имя и фамилию; право ребенка на получение содержания и право собственности на принадлежащее ему имущество.

Впервые в кодексе определены основы правовой защиты детей от насилия в семье. Способы воспитания должны быть свободны от пренебрежительного, жестокого, унижающего человеческое достоинство, обращения, оскорбления и эксплуатации детей.

Конституция и другие нормативно-правовые акты являются тем правовым пространством, в котором функционирует механизм социальной защиты инвалидов и лиц с ограниченными возможностями. Действие этого механизма тесно сопряжено с профессиональной деятельностью многих специалистов: социальных педагогов, дефектологов, социальных и медицинских работников, психологов и юристов.

О позитивном изменении к проблемам детей-инвалидов и положению детей с ограниченными возможностями свидетельствует принятие ряда документов государственного характера: Указы Президента “О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы” (1.06.1992г.), “О научном и информационном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов” (27.07.1992г.), “О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности” (2.10.1992г.); Постановление Правительства РФ “О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” (20.06.1992г.); Постановление Совета Министров РФ от 23.08.1993 “О реализации Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной Декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей”; Федеральная программа “Дети России” (01.09.1993г.) и ее составляющие целевые программы “Дети-инвалиды”, “Дети-сироты”; Закон РФ “О специальном образовании”. Эти изменения отношения общества и государства к проблемам детей с нарушениями развития связаны, с одной стороны, с увеличением количества таких детей, с другой стороны, с кардинальными переменами в общественном сознании – идеологии и общественной психологии; признание самоценности личности с нарушениями физического и психического развития, ее прав на образование, общественную и трудовую деятельность.

Анализ государственной политики РФ в отношении к детям с ограниченными возможностями свидетельствует о том, что их права приведены в соответствии с нормами международного права. Однако на практике реализация их прав не всегда возможна, сопряжена с финансовыми трудностями.

Вопросы и задания:

1.Перечислите права и гарантии инвалидов согласно статей Закона “О социальной защите инвалидов”.

2.Какими правами и гарантиями наделены дети-инвалиды согласно Закону “Об образовании”?

3. Какие права и гарантии закрепляет Семейный Кодекс РФ?

Глава III


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: