Методика психолого-педагогического обследования детей 3—5 лет

№ п/п Задание Выполнение задания
3—4 года 4—5 лет
  Разборка и складывание матрешки: четырехместной пятиместной + - - +
  Разработка и складывание пирамидки: из четырех колец из шести колец + - - +
  Доски Сегена.№ 1 и 6 + +
  Коробочка форм (почтовый ящик): из четырех форм из пяти форм + - - +
  Разрезная картинка: из трех частей из четырех частей + - - +
  Цветные кружки: пяти цветов семи цветов + - - +
  «Достань ключик»: практическая задача на картинке + +
  Счет + +
  Конструирование: из четырех элементов из пяти элементов + - - +
  Рисование (дом, дерево, человек) + +
  Игра + +

Методика психолого-педагогического обследования детей 6—7 лет

№ п/п Задание Выполнение задания
  Включение в ряд +
  «Лесенка» +
  Классификация картинок по функциональному назначению +
  Группировка картинок по способу действия +
  Счет +
  «Найди время года» +
  «Дорисуй» +
  Серия сюжетных картинок (девочка купает куклу) +
  Рисование (дом, дерево, человек) +
  Игра +

Найди место (предлагается с 4 лет): у детей с задержкой психического развития представления о цвете формируются несколько позже, чем у нормально развивающихся. Для понимания задания более эффективной оказывается не словесная инструкция, а показ того, что надо сделать (экспериментатор берет любой кружок и кладет его на соответствующую полоску). Дальнейшие действия ребенок производит сам. Вторая часть задания понятна ребенку и он способен дифференцировать основные цвета по названию. Третья часть требует специального обучения, поэтому выполняется не всеми детьми. Они путают названия цветов. К школьному возрасту дети запоминают названия основных цветов и различают их.

Конструирование по образцу (предлагается с 4—5 лет): дети с задержкой психического развития проявляют интерес к работе. Задание понимают. Однако из-за недостаточной активности зрительного анализа, недоразвития пространственных представлений, а также несформированности деятельности (неумения целенаправленно работать, планировать, контролировать свои действия и т.п.) могут быть неточные воспроизведения образца. Уточняющие вопросы, организующая помощь оказываются эффективными.


ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие............................................................................................................ 3

Глава 1. История детской практической психологии........................................... 4

1.1. Становление детской практической психологии и педологии..................... 4

1.2. Становление детской практической психологии в России......................... 11

1.3. Развитие практической психологии и педологии в 20-30-е гг................... 17

§ Вопросы и задания..................................................................................... 26

Глава 2. Организация психологической службы в детском дошкольном учреждении 27

2.1. Психологический кабинет........................................................................... 27

2.2. Психологический инструментарий............................................................. 31

2.3. Нормативная документация детского практического психолога.............. 34

2.4. Специальная докyмeнтация......................................................................... 34

2.5. Opгaнизациoннo-мeтодичecкaя документация........................................... 39

§ Вопросы и задания..................................................................................... 43

Глава 3. Особенности психического развития детей дошкольного возраста..... 45

3.1. Психические особенности детей в период новорожденности и младенчества 45

3.2. Психические особенности детей раннего возраста................................... 51

3.3. Особенности психического развития в дошкольном возрасте.................. 56

3.4. Общие подходы к диагностике психического развития детей................... 66

§ Вопросы и задания........................................................................................ 68

Глава 4.Направления профессиональной деятельности практического психолога в условиях детскoro дошкольного учреждения...................................................... 70

4.1. Психодиагностика........................................................................................ 70

4.2. Пcиxoкoppeкция и психопрофилактика отклонений и нарушений в развитии ребенка................................................................................................................ 84

4.3. Психологическое консультирование и просвещение................................. 89

4.4. Психологическое обеспечение педагогического процесса......................... 92

§ Вопросы и задания..................................................................................... 99

Глава 5. Психическая депривация и ее влияние на развитие детей в первые годы жизни.............................................................................................................................. 103

5.1. Терминология............................................................................................ 103

5.2. Особенности депривации психического развития в младенчестве.......... 104

5.3. Особенности депривации психического развития в раннем возрасте..... 108

5.4. Особенности депривации психологического развития в дошкольном возрасте........................................................................................................................... 114

§ Вопросы и задания................................................................................... 122

Глава 6. Коррекционные игры и занятия для детей с трудностями в общении 123

§ Вопросы и задания................................................................................... 136

Литература.......................................................................................................... 137

Словарь терминов............................................................................................... 143

Приложения......................................................................................................... 147

Учебное издание

ДЕТСКАЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Под ред. проф. Т.Д. Марцынковской

Учебник

Редактор Н.И. Самодина

Оформление обложки А.Л. Бондаренко

Художественный редактор Е.Ю. Молчанов

Корректор Г.Д. Шаровка.

Компьютерная верстка И.Г. Долгой


1 Все приведенные далее нормативы, характеристики и количественные данные рассчитаны на дошкольные учреждения государственного типа со средним уровнем финансового и материально-технического обеспечения.

1 Живые существа в коррекционных программах используют дозированно, при отсутствии у ребенка аллергических реакций.

1 CAT (Child Apperception Test) — Детский апперцептивный тест.

1 В таблицу включен психологический инструментарий, необходимый для некоторых диагностических методик: «Коробочка форм», «Пирамидки», «Матрешка», «Последовательность картинок», «Самая непохожая», «Классификация», «Комплекс Венгера». Этот перечень не является полным и законченным.

1 Данные требования относятся к специфическому виду психологического инструментария.

1 Стандартизация на выборке детей дошкольного возраста, посещающих детские образовательные учреждения, в соответствии с возрастными нормами психического развития.

1 Здесь консультирование рассматривается вне контекста профессионального пространства психолога-консультанта.

* Показатели, помеченные *, фиксируются начиная с 4 лет.

* Показатели, помеченные *, фиксируются с 5 лет.

* Подборка сделана на основе практических материалов системы «Психогимнастика» (автор М.И. Чистякова).

* Подборка материалов сделана на основе разработок Д. Чейпи [98].

* Диагностика предложена Н.А. Рычковой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: