№ п/п | Задание | Выполнение задания | |
3—4 года | 4—5 лет | ||
Разборка и складывание матрешки: четырехместной пятиместной | + - | - + | |
Разработка и складывание пирамидки: из четырех колец из шести колец | + - | - + | |
Доски Сегена.№ 1 и 6 | + | + | |
Коробочка форм (почтовый ящик): из четырех форм из пяти форм | + - | - + | |
Разрезная картинка: из трех частей из четырех частей | + - | - + | |
Цветные кружки: пяти цветов семи цветов | + - | - + | |
«Достань ключик»: практическая задача на картинке | + | + | |
Счет | + | + | |
Конструирование: из четырех элементов из пяти элементов | + - | - + | |
Рисование (дом, дерево, человек) | + | + | |
Игра | + | + |
Методика психолого-педагогического обследования детей 6—7 лет
№ п/п | Задание | Выполнение задания |
Включение в ряд | + | |
«Лесенка» | + | |
Классификация картинок по функциональному назначению | + | |
Группировка картинок по способу действия | + | |
Счет | + | |
«Найди время года» | + | |
«Дорисуй» | + | |
Серия сюжетных картинок (девочка купает куклу) | + | |
Рисование (дом, дерево, человек) | + | |
Игра | + |
Найди место (предлагается с 4 лет): у детей с задержкой психического развития представления о цвете формируются несколько позже, чем у нормально развивающихся. Для понимания задания более эффективной оказывается не словесная инструкция, а показ того, что надо сделать (экспериментатор берет любой кружок и кладет его на соответствующую полоску). Дальнейшие действия ребенок производит сам. Вторая часть задания понятна ребенку и он способен дифференцировать основные цвета по названию. Третья часть требует специального обучения, поэтому выполняется не всеми детьми. Они путают названия цветов. К школьному возрасту дети запоминают названия основных цветов и различают их.
Конструирование по образцу (предлагается с 4—5 лет): дети с задержкой психического развития проявляют интерес к работе. Задание понимают. Однако из-за недостаточной активности зрительного анализа, недоразвития пространственных представлений, а также несформированности деятельности (неумения целенаправленно работать, планировать, контролировать свои действия и т.п.) могут быть неточные воспроизведения образца. Уточняющие вопросы, организующая помощь оказываются эффективными.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие............................................................................................................ 3
Глава 1. История детской практической психологии........................................... 4
1.1. Становление детской практической психологии и педологии..................... 4
1.2. Становление детской практической психологии в России......................... 11
1.3. Развитие практической психологии и педологии в 20-30-е гг................... 17
§ Вопросы и задания..................................................................................... 26
Глава 2. Организация психологической службы в детском дошкольном учреждении 27
2.1. Психологический кабинет........................................................................... 27
2.2. Психологический инструментарий............................................................. 31
2.3. Нормативная документация детского практического психолога.............. 34
2.4. Специальная докyмeнтация......................................................................... 34
2.5. Opгaнизациoннo-мeтодичecкaя документация........................................... 39
§ Вопросы и задания..................................................................................... 43
Глава 3. Особенности психического развития детей дошкольного возраста..... 45
3.1. Психические особенности детей в период новорожденности и младенчества 45
3.2. Психические особенности детей раннего возраста................................... 51
3.3. Особенности психического развития в дошкольном возрасте.................. 56
3.4. Общие подходы к диагностике психического развития детей................... 66
§ Вопросы и задания........................................................................................ 68
Глава 4.Направления профессиональной деятельности практического психолога в условиях детскoro дошкольного учреждения...................................................... 70
4.1. Психодиагностика........................................................................................ 70
4.2. Пcиxoкoppeкция и психопрофилактика отклонений и нарушений в развитии ребенка................................................................................................................ 84
4.3. Психологическое консультирование и просвещение................................. 89
4.4. Психологическое обеспечение педагогического процесса......................... 92
§ Вопросы и задания..................................................................................... 99
Глава 5. Психическая депривация и ее влияние на развитие детей в первые годы жизни.............................................................................................................................. 103
5.1. Терминология............................................................................................ 103
5.2. Особенности депривации психического развития в младенчестве.......... 104
5.3. Особенности депривации психического развития в раннем возрасте..... 108
5.4. Особенности депривации психологического развития в дошкольном возрасте........................................................................................................................... 114
§ Вопросы и задания................................................................................... 122
Глава 6. Коррекционные игры и занятия для детей с трудностями в общении 123
§ Вопросы и задания................................................................................... 136
Литература.......................................................................................................... 137
Словарь терминов............................................................................................... 143
Приложения......................................................................................................... 147
Учебное издание
ДЕТСКАЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Под ред. проф. Т.Д. Марцынковской
Учебник
Редактор Н.И. Самодина
Оформление обложки А.Л. Бондаренко
Художественный редактор Е.Ю. Молчанов
Корректор Г.Д. Шаровка.
Компьютерная верстка И.Г. Долгой
1 Все приведенные далее нормативы, характеристики и количественные данные рассчитаны на дошкольные учреждения государственного типа со средним уровнем финансового и материально-технического обеспечения.
1 Живые существа в коррекционных программах используют дозированно, при отсутствии у ребенка аллергических реакций.
1 CAT (Child Apperception Test) — Детский апперцептивный тест.
1 В таблицу включен психологический инструментарий, необходимый для некоторых диагностических методик: «Коробочка форм», «Пирамидки», «Матрешка», «Последовательность картинок», «Самая непохожая», «Классификация», «Комплекс Венгера». Этот перечень не является полным и законченным.
1 Данные требования относятся к специфическому виду психологического инструментария.
1 Стандартизация на выборке детей дошкольного возраста, посещающих детские образовательные учреждения, в соответствии с возрастными нормами психического развития.
1 Здесь консультирование рассматривается вне контекста профессионального пространства психолога-консультанта.
* Показатели, помеченные *, фиксируются начиная с 4 лет.
* Показатели, помеченные *, фиксируются с 5 лет.
* Подборка сделана на основе практических материалов системы «Психогимнастика» (автор М.И. Чистякова).
* Подборка материалов сделана на основе разработок Д. Чейпи [98].
* Диагностика предложена Н.А. Рычковой.