Социальный мотив игр

Социальный мотив закладывается в сюжетно-ролевой игре. Игра — это возможность для ребенка оказаться в мире взрослых, самому разобраться в системе взрослых отношений. Когда игра достигает своего пика, то ре­бенку становится недостаточно заменять отношения иг­рой, вследствие чего зреет мотив сменить свой статус. Единственный способ, как он это может сделать, — это пойти в школу.

3. В сюжетно-ролевой игре идет эмоциональное раз­витие.

Игра ребенка очень богата эмоциями, часто такими, которые в жизни ему еще не доступны. Многие отече­ственные психологи задавались следующими вопросами: «Испытывает ли ребенок чувства или только изображает их? Какое влияние оказывают они на формирование морального облика ребенка?» А, Н. Леонтьев считает, что в самой глубине генезиса игры, в самых ее истоках имеются эмоциональные основания. Изучение детских игр подтверждает правильность этой мысли. Ребенок отличает игру от действительности, в речи дошкольни­ков часто присутствуют такие слова: «как будто», «пона­рошку» и «ло правде». Но, несмотря на это, игровые переживания всегда искренни. Ребенок не притворяет­ся: мама по-настоящему любит свою дочку-куклу, во­дитель серьезно озабочен тем, удастся ли спасти попав­шего в аварию товарища.

Выдающийся русский психолог Л. С. Выготский так­же отмечал, что, хотя ребенок создает в ходе ролевой игры воображаемые ситуации, чувства, которые он при этом испытывает, самые настоящие. «Катя — мама» — говорит крошечная девочка, и, примеряя на себя но­вую роль, погружается в воображаемый мир. И, неза­висимо от того, куплена ли ее «дочка» в дорогом игру­шечном магазине или сшита заботливой бабушкой из Катиных же старых колготок, маленькая мама не просто повторяет за старшими манипуляции, которые положе­но совершать над младенцами, а испытывает настоящее чувство материнской любви к своему «ребеночку».

С усложнением игры и игрового замысла чувства де­тей становятся более осознанными и сложными. Игра и выявляет переживания ребенка, и формирует его чув­ства. Когда ребенок подражает космонавтам, он пере­дает свое восхищение ими, мечту стать таким же. А при этом возникают новые чувства: ответственность за пору­ченное дело, радость и гордость, когда оно успешно выполнено. И. М. Сеченов дал физиологическое обо­снование значения игры для формирования чувств, он доказал, что игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка. Многократное повторение дей­ствий взрослых, подражание их моральным качествам влияют на образование таких же качеств у ребенка.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что, сюжетно-ролевая игра — это школа чувств, в ней формиру­ется эмоциональный мир малыша.

4. В ходе сюжетно-ролевой игры происходит разви­тие интеллекта дошкольника.

Развитие замысла в сюжетно-ролевой игре связано с общим умственным развитием ребенка, с формирова­нием его интересов. У детей дошкольного возраста воз­никает интерес к различным событиям жизни, к раз­ным видам труда взрослых; у них появляются любимые герои книг, которым они стремятся подражать. Вслед­ствие чего и замыслы игр становятся более стойкими, иногда на длительное время овладевают их воображени­ем. Некоторые игры (в «моряков», «летчиков», «кос­монавтов») продолжаются неделями, постепенно раз­виваясь. Появление длительной перспективы игры го­ворит о новом, более высоком этапе развития игрового творчества. При этом наблюдается не повторение изо дня в день одной и той же темы, как это бывает у малы­шей, а постепенное развитие, обогащение задуманного сюжета. Благодаря этому мышление и воображение де­тей становятся целенаправленными. Продолжительное пребывание ребенка в одной роли заставляет его глубже вникать в смысл того, что он изображает.

5. В сюжетно-ролевой игре развивается воображе­ния и творчество.

Плановость, согласованность действий в длительных сюжетно-ролевых играх сочетается с импровизацией. Дети намечают общий план, последовательность дей­ствий, а во время игры возникают новые идеи, новые образы. Так, во время многодневного «морского путе­шествия» то один, то другой участник игры придумывал новые интересные эпизоды: водолазы опускались на дно моря и находили сокровища, в жарких странах ловили львов и отвозили их в зоопарк, в Антарктике кормили белых медведей. Развитие игрового творчества сказыва­ется и в том, как в содержании игры комбинируются различные впечатления жизни. Уже в конце третьего и па четвертом году жизни детей можно наблюдать, что они объединяют в игре разные события, а иногда могут включать эпизоды из сказок, которые им показывали в кукольном театре. Для детей этого возраста важны яр­кие зрительные впечатления. В дальнейшем (на четвер­том и пятом году жизни) у детей новые впечатления включаются в старые любимые игры. Отражение жизни в игре, повторение жизненных впечатлений в разных комбинациях — все это помогает образованию общих представлений, облегчает ребенку понимание связи меж­ду разными явлениями жизни.

Для осуществления замысла в сюжетно-ролевой игре ребенку необходимы игрушки и разные предметы, ко­торые помогают ему действовать в соответствии со взя­той на себя ролью. Если под рукой нужных игрушек нет, то дети заменяют один предмет другим, наделяя его во­ображаемыми признаками. Эта способность видеть в предмете несуществующие качества составляет одну из характерных особенностей детства. Чем дети старше и более развиты, тем требовательнее они относятся к пред­метам игры, тем больше сходства ищут с действитель­ностью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: