Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно. Поэтому СК установлен несомненный приоритет форм семейного воспитания детей, лишившихся родительского попечения. ООП при выборе форм устройства такого ребенка отдает предпочтение прежде всего семейным формам воспитания: передача на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью. И только при отсутствии возможности передать ребенка в семью закон допускает его направление в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (воспитательные учреждения, в том числе детские дома семейного типа, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты и т. п.). Тип выбираемого учреждения зависит от возраста и состояния здоровья ребенка. Однако такая форма устройства ребенка не снимает с органа опеки и попечительства обязанности подыскивать для него усыновителей, опекунов (попечителей) или приемных родителей. Закрепление в СК положения о приоритете семейных форм воспитания детей имеет принципиальный характер. Оно направлено на усиление гарантий соблюдения прав несовершеннолетних, поскольку воспитание в семье предпочтительнее с учетом как материально-бытовых условий жизни, так и иных самых разнообразных интересов ребенка. Именно семейное воспитание дает возможность осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его личностных, психических, физических, национальных и иных особенностей (этническое происхождение, религиозная и культурная принадлежность, родной язык, возможность обеспечения преемственности воспитания).
Установленный СК приоритет семейного воспитания детей реализуется на практике. Примерно 50% детей, лишившихся родительского попечения передают на воспитание в семью (Вестник образования). Дети, не устроенные в семьи помещаются в соответствующие воспитательные и другие аналогичные учреждения. Деятельность этик учреждений должна отвечать требованиям, установленным компетентными органами, в области безопасности и здравоохранения, по численности и пригодности их персонала, а также по осуществлению компетентного надзора за детьми. Такие учреждения создаются в системе образования, в системе социальной защиты и здравоохранения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления. К таким учреждениям относятся детские дома всех типов, дома детства, дома ребенка, реабилитационные центры, социальные приюты, детские дома-интернаты, школы-интернаты, коррекционные учреждения и другие подобные учреждения. Кроме того, могут создаваться в установленном законом порядке и негосударственные образовательные учреждения (содержание осуществляются на основе полного государственного обеспечения).
При устройстве детей в образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ООП должен представить ряд необходимых документом (Типовое положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,утв. постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. № 676).
К таким документам относятся:
· решение соответствующего государственного органа или органа местного самоуправления о направлении ребенка в учреждение;
· направление в учреждение, выданное учредителем или ведомством, в ведении которого находится учреждение;
· свидетельство о рождении ребенка, а при его отсутствии — заключение медицинской экспертизы, удостоверяющее возраст ребенка;
· документы об образовании (для детей школьного возраста);
· акт обследования условий жизни ребенка;
· сведения о родителях или лицах, их заменяющих (копии свидетельства о смерти родителей, приговора или решения суда, справка о болезни или розыске родителей и другие документы, подтверждающие отсутствие родителей или невозможность воспитания ими своих детей);
· справка о наличии и местожительстве братьев, сестер и других близких родственников;
· опись имущества, оставшегося после смерти родителей, сведения о лицах, отвечающих за его сохранность;
· документы о закреплении жилой площади, занимаемой несовершеннолетним или его родителями;
· пенсионная книжка ребенка, получающего пенсию, копия решения суда о взыскании алиментов, ценные бумаги (при получении их на ребенка родителями или лицом, их заменяющим);
· заключение психолого-медико-педагогической консультации (для детей с отклонениями в развитии).
Типовым положением закреплен принцип, по которому дети, члены одной семьи или находящиеся в родственных отношениях, направляются в одно воспитательное учреждение, за исключением случаев, когда по медицинским показаниям или другим причинам воспитание и обучение этих детей должно осуществляться раздельно.
В целях устройства детей, находящихся в домах ребенка исправительных колоний, осужденным женщинам разрешается краткосрочный выезд за пределы мест лишения свободы в отпуск продолжительностью до семи суток (не считая времени нахождения в пути). При этом предусматривается устройство их детей не только у родственников, но и в воспитательные учреждения (детские дома) (п. 2 ст. 97 УИК).
Для некоторых категорий детей-сирот предусмотрены льготы в виде первоочередного помещения в образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Так, в соответствии с п. 4 постановления Правительства РФ от 23 апреля 1994 г. № 370 «О порядке перевода и приема в государственные образовательные учреждения членов семей военнослужащих, а также уволенных с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями» потерявшие мать (отца) дети военнослужащих, проходящих военную службу, а также несовершеннолетние братья и сестры военнослужащих, лишившиеся попечения родителей (лиц, их заменяющих), помещаются в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в первоочередном порядке.
К обязанности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ отнесено обязательное предоставление мест в детских домах детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, из числа вынужденных переселенцев (ст. 3 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. № 4530-1 «О вынужденных переселенцах»).
Органы образования, опеки и попечительства и комиссии по делам несовершеннолетних освобождаются от уплаты государственной пошлины в органах загса за выдачу повторных свидетельств о рождении детей и свидетельств о смерти родителей для направления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в детские дома и школы-интернаты (ст. '333й НК).
Возможность воспитания в условиях семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сохраняется при помещении их в детский дом семейного типа. Такой детский дом организуется на базе семьи при желании обоих супругов взять на воспитание не менее пяти и не более десяти детей и с учетом мнения всех совместно проживающих членов семьи, в том числе родных и усыновленных (удочеренных) детей (а с десятилетнего возраста — только с их согласия). Общее количество детей в детском доме семейного типа, включая родных и усыновленных (удочеренных) детей находящихся в зарегистрированном браке супругов, не должно превышать двенадцать человек. Детский дом семейного типа в организационно-правовой форме воспитательного учреждения создается, реорганизуется и ликвидируется по решению органа исполнительной власти субъектa РФ или органа местного самоуправления. Передача ребенка на воспитание в детский дом семейного типа осуществляется с учетом его мнения (а с десятилетнего возраста — только с его согласия) и с согласия администрации учреждения, в котором он находится в целях обеспечения психологической совместимости. Отношения между учреждением и детским домом семейного типа, в том числе срок пребывания ребенка в детском доме семейного типа, определяются договором, заключенным между ними в соответствии с законодательством РФ (Правила организации детского дома семейного типа, утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 195).
С принятием СК появилась возможность использования иных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, т. е. тех, которые прямо не указаны в СК, но могут быть предусмотрены законами субъектов РФ. Отсюда следует, что допускается использование различных известных ранее в практике способов устройства детей-сирот (патронаж, свободное воспитание и т. п.) при условии закрепления этих форм устройства детей в законах субъектов РФ.
Устройство детей в семьи граждан имеет достаточно длительную историю развития. Так, например, в СССР патронат над детьми, оставшимися без попечения родителей, осуществлялся путем их передачи на добровольных началах на воспитание в семьи и предусматривался как довоенным союзным законодательством (постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 1 апреля 1936 г. «О. порядке передачи детей на воспитание (патронат) в семьи трудящихся») и нормативными актами военного времени (Инструкция Наркомпроса РСФСР, Наркомздрава РСФСР и Наркомюста РСФСР, утв. постановлением СНК РСФСР от 8 апреля 1943 г. «О патронировании, опеке и попечительстве детей, оставшихся без попечения родителей». Патронат над детьми был и в дореволюционной России (Беляева Л. И. Патронат в России (XIX в. - начало XX в.). М., 1996.
Перечень форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, данный в СК, не является исчерпывающим и может быть дополнен законами субъектов РФ. В настоящее время в ряде субъектов РФ идет поиск таких новых форм (детские деревни, мини-детский дом, попечительские семьи, воспитательные семьи и др.).
Законодательством Москвы с июля 2001 г. введен патронат над детьми, который может осуществляться в формах патронатного воспитания либо социального патроната. При этом под патронатным воспитанием понимается форма устройства ребенка в семью патронатного воспитателя при обязательном условии разграничения прав и обязанностей по защите законных интересов этого ребенка между родителями (законными представителями) ребенка, уполномоченной службой (организацией), патронатным воспитателем. Социальный патронат — это оказание необходимой помощи уполномоченной службой (организацией) в воспитании и защите прав ребенка, находящегося в семье, но признанного в установленном порядке нуждающимся в государственной защите. Договор о патронатном воспитании заключается между уполномоченной службой (организацией) по патронату и патронатным воспитателем при обязательном условии разграничения ответственности по защите прав и законных интересов этого ребенка между родителями (законными представителями ребенка), патронатным воспитателем и уполномоченной службой (организацией) по патронату. В качестве уполномоченной службы (организации) в данном случае выступает структурное подразделение органа опеки и попечительства или воспитательное, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты населения и другое аналогичное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на которое органом опеки и попечительства возложены функции по патронату по согласованию с органом, в ведении которого находится данное учреждение (Закон г. Москвы от 4 июня 1997 г. № 16«Об организации работы по опеке, попечительству и патронату в городе Москве»).
Возможность передачи детей в патронатную семью предусмотрена и в некоторых других субъектах РФ:
· Закона Новгородской области от 31 июля 1996 г. № 65-03 «О регулировании некоторых вопросов семейных отношений в Новгородской области»;
· Закона Калининградской области от 24 июня 1998 г. № 83 «О минимальных социальных стандартах в работе органов местного самоуправления по опеке и попечительству над детьми»
· Закон Алтайского края от 6 марта 2000 г. № 15-ЗС «О порядке передачи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на патронат в семьи граждан».
На основе анализа имеющегося опыта правового регулирования передачи детей в патронатную семью Министерством образования РФ рекомендовано всем субъектам РФ активнее формировать законодательную базу по организации системы патронатного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (письмо Министерства образования РФ от 29 марта 2002 г. № 483/28-5 «Об организации работы по передаче детей на воспитание в семьи, организации работы по осуществлению опеки (попечительства) над детьми»).
Выбор формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, относится к компетенции органов опеки и попечительства. Только они решают вопрос о том, каким образом в каждом отдельном случае должна быть устроена судьба ребенка (помещение в детское учреждение, школу-интернат, назначение опекуна и т. п.). Поэтому даже суд, лишая родителей родительских прав или ограничивая родителей в родительских правах и передавая детей на попечение органам опеки и попечительства, не вправе решать вопрос о конкретном способе устройства детей, утративших родительское попечение (п. 5 ст. 71, п. 4 ст. 74 СК; п. 18 постановления Пленума ВС РФ от 27 мая 1998 г. № 10).
До определения органом опеки и попечительства конкретной формы устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, он может временно проживать в специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, социальном приюте для детей и подростков, центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей). Здесь ребенку предоставляется не только кров, питание, одежда, обувь, но и оказывается содействие в преодолении трудной жизненной ситуации, а также медико-социальная помощь. В настоящее время в России существует более четырехсот подобных учреждений, которые самостоятельно создаются органами исполнительной власти субъектов РФ. Более тридцати из них расположено в Московской области. В Москве постановлением Правительства Москвы от 9 января 1996 г. № 8 создан городской детский социальный центр (приют) для детей, временно оказавшихся в сложной ситуации.
В соответствии с Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2000 г. № 896 утверждены Примерные положения о социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, о социальном приюте для детей и о центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей. Одной из функций этих учреждений является оказание содействия органам опеки и попечительства в устройстве детей, оставшихся без попечения родителей. Так, Примерным положением о центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей (п. 2), закреплено, что его основной задачей является временное содержание несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, и содействие в их дальнейшем трудоустройстве.
Кроме того, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, мужского пола в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, являющиеся гражданами РФ и отнесенные по результатам медицинского обследования в медицинских учреждениях по месту жительства (пребывания) к первой и второй группам здоровья по критериям, установленным Министерством здравоохранения РФ, могут зачисляться в качестве воспитанников в воинские части с возможностью содержаться там до передачи под опеку (попечительство), на усыновление, в приемную семью, в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 24 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; Положение о зачислении несовершеннолетних граждан Российской Федерации в качестве воспитанников в воинские части и обеспечении их необходимыми видами довольствия, утв. постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2000 г. № 124; Приказ Федеральной пограничной службы РФ от 20 декабря 2001 г. № 771 «О мерах по выполнению в Пограничной службе Российской Федерации постановлений Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2000 г. № 124 и от 21 сентября 2000 г. № 745». Статус воспитанников воинских частей определен специальным Положением, утв. постановлением Правительства РФ от 21 сентября 2000 г. № 745.
Перспективным выглядит формирование семейных групп, когда временный приют детям, лишившимся попечения родителей, будет обеспечен не в специальном учреждении, а в семье лиц, добровольно изъявивших желание взять на себя эти функции.
В соответствии с п. 2 ст.123 СК до определения наиболее оптимальных форм жизнеустройства детей-сироти детей, оставшихся без попечения родителей, исполнение обязанностей опекуна или попечителя временно возлагается на орган опеки и попечительства.