Устройство детей, оставшихся без попечения родителей

Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в се­мье, насколько это возможно. Поэтому СК установлен несомненный приоритет форм семейного вос­питания детей, лишившихся родительского попечения. ООП при выборе форм устройства такого ребенка отдает предпочтение прежде всего семейным формам воспитания: пе­редача на усыновление (удочерение), под опеку (попечитель­ство) или в приемную семью. И только при отсутствии возмож­ности передать ребенка в семью закон допускает его направле­ние в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (воспитательные учреждения, в том числе детские дома семейного типа, лечебные учрежде­ния, учреждения социальной защиты и т. п.). Тип выбираемого учреждения зависит от возраста и состояния здоровья ребенка. Однако такая форма устройства ребенка не снимает с органа опеки и попечительства обязанности подыскивать для него усы­новителей, опекунов (попечителей) или приемных родителей. Закрепление в СК положения о приоритете семейных форм воспитания детей имеет принципиальный характер. Оно на­правлено на усиление гарантий соблюдения прав несовершен­нолетних, поскольку воспитание в семье предпочтительнее с учетом как материально-бытовых условий жизни, так и иных самых разнообразных интересов ребенка. Именно семейное вос­питание дает возможность осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его личностных, психических, физических, национальных и иных особенностей (этническое происхождение, религиозная и культурная при­надлежность, родной язык, возможность обеспечения преемственности воспитания).

Установленный СК приоритет семейного воспитания детей реализуется на практике. Примерно 50% детей, лишившихся родительского попечения пере­дают на воспитание в семью (Вестник образования). Дети, не устроенные в семьи помещаются в соответствующие воспитатель­ные и другие аналогичные учреждения. Деятельность этик учреждений должна отвечать требованиям, установленным компетентными органами, в области безопасности и здравоохранения, по численности и пригодности их персонала, а также по осуществлению компетентного надзора за детьми. Такие учреждения создаются в системе образования, в системе социальной защиты и здравоохранения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления. К таким учреждениям относятся детские дома всех типов, дома детства, дома ребенка, реабилитационные центры, социальные приюты, детские дома-интернаты, школы-интернаты, коррекционные учреждения и другие подобные учреждения. Кроме того, могут создаваться в установленном законом порядке и негосударственные образовательные учреждения (содержание осуществляются на основе полного государственного обеспечения).

При устройстве детей в образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ООП должен представить ряд необходимых документом (Типовое положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,утв. постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. № 676).

К таким доку­ментам относятся:

· решение соответствующего государственного органа или органа местного самоуправления о направлении ре­бенка в учреждение;

· направление в учреждение, выданное уч­редителем или ведомством, в ведении которого находится учреждение;

· свидетельство о рождении ребенка, а при его от­сутствии — заключение медицинской экспертизы, удостоверя­ющее возраст ребенка;

· документы об образовании (для детей школьного возраста);

· акт обследования условий жизни ребенка;

· сведения о родителях или лицах, их заменяющих (копии свиде­тельства о смерти родителей, приговора или решения суда, справка о болезни или розыске родителей и другие документы, подтверждающие отсутствие родителей или невозможность вос­питания ими своих детей);

· справка о наличии и местожитель­стве братьев, сестер и других близких родственников;

· опись имущества, оставшегося после смерти родителей, сведения о лицах, отвечающих за его сохранность;

· документы о закрепле­нии жилой площади, занимаемой несовершеннолетним или его родителями;

· пенсионная книжка ребенка, получающего пен­сию, копия решения суда о взыскании алиментов, ценные бу­маги (при получении их на ребенка родителями или лицом, их заменяющим);

· заключение психолого-медико-педагогической консультации (для детей с отклонениями в развитии).

Типовым положением закреплен принцип, по которому дети, члены одной се­мьи или находящиеся в родственных отношениях, направляются в одно воспитательное учреждение, за исключением случаев, когда по медицинским показаниям или другим причинам воспи­тание и обучение этих детей должно осуществляться раздельно.

В целях устройства детей, находящихся в домах ребенка ис­правительных колоний, осужденным женщинам разрешается краткосрочный выезд за пределы мест лишения свободы в от­пуск продолжительностью до семи суток (не считая времени на­хождения в пути). При этом предусматривается устройство их детей не только у родственников, но и в воспитательные учреж­дения (детские дома) (п. 2 ст. 97 УИК).

Для некоторых категорий детей-сирот предусмотрены льго­ты в виде первоочередного помещения в образовательное уч­реждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Так, в соответствии с п. 4 постановления Правитель­ства РФ от 23 апреля 1994 г. № 370 «О порядке перевода и при­ема в государственные образовательные учреждения членов се­мей военнослужащих, а также уволенных с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями» потеряв­шие мать (отца) дети военнослужащих, проходящих военную службу, а также несовершеннолетние братья и сестры военно­служащих, лишившиеся попечения родителей (лиц, их заменя­ющих), помещаются в учреждения для детей-сирот и детей, ос­тавшихся без попечения родителей, в первоочередном порядке.

К обязанности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ отнесено обя­зательное предоставление мест в детских домах детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, из числа вынуж­денных переселенцев (ст. 3 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. № 4530-1 «О вынужденных переселенцах»).

Органы образования, опеки и попечительства и комиссии по делам несовершеннолетних освобождаются от уплаты госу­дарственной пошлины в органах загса за выдачу повторных сви­детельств о рождении детей и свидетельств о смерти родителей для направления детей-сирот и детей, оставшихся без попече­ния родителей, в детские дома и школы-интернаты (ст. '333й НК).

Возможность воспитания в условиях семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сохраняется при помещении их в детский дом семейного типа. Такой детский дом организуется на базе семьи при желании обоих супругов взять на воспитание не менее пяти и не более десяти детей и с учетом мнения всех совместно проживающих членов семьи, в том чис­ле родных и усыновленных (удочеренных) детей (а с десятилет­него возраста — только с их согласия). Общее количество детей в детском доме семейного типа, включая родных и усыновленных (удочеренных) детей находящихся в зарегистрированном браке супругов, не должно превышать двенадцать человек. Дет­ский дом семейного типа в организационно-правовой форме воспитательного учреждения создается, реорганизуется и ликвидируется по решению органа исполнительной власти субъектa РФ или органа местного самоуправления. Передача ребенка на воспитание в детский дом семейного типа осуществляется с учетом его мнения (а с десятилетнего возраста — только с его согласия) и с согласия администрации учреждения, в котором он находится в целях обеспечения пси­хологической совместимости. Отношения между учреждением и детским домом семейного типа, в том числе срок пребывания ребенка в детском доме семейного типа, опре­деляются договором, заключенным между ними в соответствии с законодательством РФ (Правила организации детского дома семейного типа, утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 195).

С принятием СК появилась возможность использования иных форм устройства детей, оставшихся без попечения роди­телей, т. е. тех, которые прямо не указаны в СК, но могут быть предусмотрены законами субъектов РФ. Отсюда следует, что допускается использование различных известных ранее в практике способов устройства детей-сирот (патро­наж, свободное воспитание и т. п.) при условии закрепления этих форм устройства детей в законах субъектов РФ.

Устройство детей в семьи граждан имеет достаточно длительную историю развития. Так, на­пример, в СССР патронат над детьми, оставшимися без по­печения родителей, осуществлялся путем их передачи на доб­ровольных началах на воспитание в семьи и предусматривался как довоенным союзным законодательством (постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 1 апреля 1936 г. «О. порядке передачи детей на воспитание (патронат) в семьи трудящихся») и нормативными актами военного времени (Инструкция Наркомпроса РСФСР, Наркомздрава РСФСР и Наркомюста РСФСР, утв. постановлением СНК РСФСР от 8 апреля 1943 г. «О патронировании, опеке и попечительстве детей, оставшихся без попечения родителей». Патронат над детьми был и в дорево­люционной России (Беляева Л. И. Патронат в России (XIX в. - начало XX в.). М., 1996.

Перечень форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, данный в СК, не является исчерпывающим и может быть дополнен законами субъектов РФ. В настоящее время в ряде субъектов РФ идет поиск таких новых форм (детские де­ревни, мини-детский дом, попечительские семьи, воспита­тельные семьи и др.).

Законодательством Москвы с июля 2001 г. введен патронат над детьми, который может осуществляться в формах патронатного воспитания либо социального патроната. При этом под патронатным воспитанием понимается форма устройства ре­бенка в семью патронатного воспитателя при обязательном ус­ловии разграничения прав и обязанностей по защите законных интересов этого ребенка между родителями (законными пред­ставителями) ребенка, уполномоченной службой (организаци­ей), патронатным воспитателем. Социальный патронат — это оказание необходимой помощи уполномоченной службой (организацией) в воспитании и защите прав ребенка, находя­щегося в семье, но признанного в установленном порядке нуж­дающимся в государственной защите. Договор о патронатном воспитании заключается между уполномоченной службой (организацией) по патронату и патронатным воспитателем при обязательном условии разграничения ответственности по защи­те прав и законных интересов этого ребенка между родителями (законными представителями ребенка), патронатным воспита­телем и уполномоченной службой (организацией) по патронату. В качестве уполномоченной службы (организации) в данном случае выступает структурное подразделение органа опеки и попечительства или воспитательное, лечебное учреждение, уч­реждение социальной защиты населения и другое аналогичное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на которое органом опеки и попечительства возло­жены функции по патронату по согласованию с органом, в ве­дении которого находится данное учреждение (Закон г. Москвы от 4 июня 1997 г. № 16«Об организации работы по опеке, попечительству и патронату в городе Москве»).

Возможность передачи детей в патронатную семью предусмот­рена и в некоторых других субъектах РФ:

· Закона Новго­родской области от 31 июля 1996 г. № 65-03 «О регулировании некоторых вопросов семейных отношений в Новгородской облас­ти»;

· Закона Калинин­градской области от 24 июня 1998 г. № 83 «О минимальных соци­альных стандартах в работе органов местного самоуправления по опеке и попечительству над детьми»

· Закон Алтайского края от 6 марта 2000 г. № 15-ЗС «О порядке передачи детей-сирот и детей, оставшихся без попе­чения родителей, на патронат в семьи граждан».

На основе анализа имеющегося опыта правового регулирования передачи детей в патронатную семью Министерством образования РФ рекомендо­вано всем субъектам РФ активнее формировать законодательную базу по организации системы патронатного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (письмо Министерства образования РФ от 29 марта 2002 г. № 483/28-5 «Об организации работы по передаче детей на воспитание в семьи, организации работы по осуществлению опеки (попечительства) над детьми»).

Выбор формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, относится к компетенции органов опеки и попечи­тельства. Только они решают вопрос о том, каким образом в каждом отдельном случае должна быть устроена судьба ребенка (помещение в детское учреждение, школу-интернат, назначе­ние опекуна и т. п.). Поэтому даже суд, лишая родителей роди­тельских прав или ограничивая родителей в родительских пра­вах и передавая детей на попечение органам опеки и попечительства, не вправе решать вопрос о конкретном способе уст­ройства детей, утративших родительское попечение (п. 5 ст. 71, п. 4 ст. 74 СК; п. 18 постановления Пленума ВС РФ от 27 мая 1998 г. № 10).

До определения органом опеки и попечительства конкрет­ной формы устройства ребенка, оставшегося без попечения ро­дителей, он может временно проживать в специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в соци­альной реабилитации (социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, социальном приюте для детей и под­ростков, центре помощи детям, оставшимся без попечения ро­дителей). Здесь ребенку предоставляется не только кров, пита­ние, одежда, обувь, но и оказывается содействие в преодоле­нии трудной жизненной ситуации, а также медико-социальная помощь. В настоящее время в России существует более четырех­сот подобных учреждений, которые самостоятельно создаются органами исполнительной власти субъектов РФ. Более тридцати из них расположено в Московской области. В Москве постанов­лением Правительства Москвы от 9 января 1996 г. № 8 создан городской детский соци­альный центр (приют) для детей, временно оказавшихся в сложной ситуации.

В соответствии с Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершен­нолетних» постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2000 г. № 896 утверждены Примерные положения о социально-реабилитаци­онном центре для несовершеннолетних, о социальном приюте для детей и о центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей. Одной из функций этих учреждений является оказа­ние содействия органам опеки и попечительства в устройстве детей, оставшихся без попечения родителей. Так, Примерным положением о центре помощи детям, оставшимся без попече­ния родителей (п. 2), закреплено, что его основной задачей яв­ляется временное содержание несовершеннолетних, оставших­ся без попечения родителей, и содействие в их дальнейшем тру­доустройстве.

Кроме того, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, мужского пола в возрасте от четырнадцати до шест­надцати лет, являющиеся гражданами РФ и отнесенные по ре­зультатам медицинского обследования в медицинских учрежде­ниях по месту жительства (пребывания) к первой и второй группам здоровья по критериям, установленным Министер­ством здравоохранения РФ, могут зачисляться в качестве вос­питанников в воинские части с возможностью содержаться там до передачи под опеку (попечительство), на усыновление, в приемную семью, в учреждение для детей-сирот и детей, остав­шихся без попечения родителей (ст. 24 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилакти­ки безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; Положение о зачислении несовершеннолетних граждан Российской Федерации в качестве воспитанников в во­инские части и обеспечении их необходимыми видами доволь­ствия, утв. постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2000 г. № 124; При­каз Федеральной пограничной службы РФ от 20 декабря 2001 г. № 771 «О мерах по выполнению в Пограничной службе Россий­ской Федерации постановлений Правительства Российской Фе­дерации от 14 февраля 2000 г. № 124 и от 21 сентября 2000 г. № 745». Статус воспитанников воинских ча­стей определен специальным Положением, утв. постановлением Правительства РФ от 21 сентября 2000 г. № 745.

Перспективным выглядит формирование семейных групп, когда временный приют детям, лишившимся попечения роди­телей, будет обеспечен не в специальном учреждении, а в семье лиц, добровольно изъявивших желание взять на себя эти функ­ции.

В соответствии с п. 2 ст.123 СК до определе­ния наиболее оптимальных форм жизнеустройства детей-сироти детей, оставшихся без попечения родителей, исполнение обязанностей опекуна или попечителя временно возлагается на орган опеки и попечительства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: