Детские музеи

В Америке около 200 детских музеев и, по заявлению идеологов и организаторов, в них сочетается радость игры с радостью познания окружающего мира. В Европе детские музеи стали распространяться позже, и они носят более естественно-научный характер: Эврика в Вантаа, Город наук в Париже, Зум в Вене, Немецкий музей в Мюнхене, Универсум в Бремене, Детская церковь в Берлине, детский поселок в Дрезденском музее гигиены - вот их адреса. Даже в Бишкеке уже есть детский музей. Здесь можно экспериментировать, трогать руками, проявлять и удовлетворять любопытство, работать в сотрудничестве с другими. Музейная педагогика стала частью повседневной жизни и культурным бизнесом во многих странах мира.

Живое сердце, по которому можно полазить в роли красного кровяного шарика; рот, находясь внутри которого, можно исследовать его устройство; попытка почувствовать груз в тысячу килограммов или легко поднять самого себя в воздух; комната для землетрясений; вулкан, внутри которого можно познакомиться с извержениями, и зал для исследований торнадо. Можно сделаться пилотом и сфотографироваться в шлеме, можно походить в полной темноте, как слепые, пугаясь звуков машин, перелезая через стволы деревьев и даже выпить кофе в баре. Детям показывают разнообразные, в том числе движущиеся модели Солнечной системы. А самого себя можно увидеть в виде скелета, выполняющего различные движения. Легко послать письмо другу по воздушной почте, перетягивая за веревку корзинку с одного балкона на другой, или поговорить с другом по телефону из консервных банок, соединенных шнуром, или даже по настоящей рации. В музее удается ощутить, что такое природа, мир, вода, коммуникация, сила, движение, энергия, свет, оптика, астрономия, звук, акустика, музыка. Все это дает возможность опробовать новую роль, познать самого себя в чрезвычайных обстоятельствах. Детям нужны серьезные ответы на занимающие их вопросы.

Дети разбивают садик с лекарственными растениями во дворе церкви. Они становятся детективами и путешествуют по старинному дому в поисках тайн и разгадок, превращаются в подводных археологов, средневековых архитекторов. Они складывают на скорость головоломки и пытаются выстроить сомнительные сооружения, призванные не терять равновесия, а также не поддаются на оптические иллюзии, работают, глядя в зеркало, решают головоломки, меряются физическими способностями... Посетители некоторых музеев получают паспорт по всему свету: путешествуют в разные страны (они в разных комнатах или в разные дни работы музея), их знакомят с культурой, бытом, обычаями, пищей, дают поиграть в игры народов мира и узнать о праздниках детей из разных стран. Они знакомятся и со своим местным этническим наследием: церемониями и традициями китайцев, евреев, вьетнамцев, поляков, норвежцев. Музей организует и специальные экскурсии по городу или на природу, в ходе которых дети посещают места, связанные с деятельностью знаменитых людей края или государства, жизнью и бытом местных племен индейцев, историей борьбы афроамериканцев за свои права и их сегодняшней жизнью.

Некоторые музеи устраивают у себя экспозиции старинных игрушек, а также почти всегда уголки для игры в магазин, почту, пожарную часть, ферму, кафе, рынок, больницу для кукол и мишек. Специальные помещения отдельных музеев приспособлены для того, чтобы пережить катастрофу "Титаника" или стать рыбаком на шхуне, познакомиться с принципами биотехнологии и современной звукозаписи. Во многих музеях есть компьютерные лаборатории, кукольные театры, помещения для игр с песком и водой, стена, на которой остаются светящиеся в темноте отпечатки, забор, который можно покрасить, барьер, на который можно залезть, труба или лабиринт, по которым можно проходить или проползать. Дети изучают жизнь реки, дуба или кактуса, исследуют тени и отражения, создают современное интерактивное искусство и строят свои объекты из разнообразных материалов. В конкретных проектах исследуют отпечатки пальцев - свои и всех членов семьи, путешествуют вместе с героями любимых книг и мюзиклов (например, в мир Питера Кролика). Музеи позволяют совершить путешествие по джунглям Бразилии, побывать в комнате бабочек или мире птиц (соотнести голос птицы с его записью, оперение с видом гнезда и яйца, узнать о повадках данного вида и выполнить на данной основе разнообразные задания), изучить железную дорогу или школьный автобус, пожить жизнью первобытных людей, древних греков, перенестись на 200, 100, 50, 25 лет назад и в будущее. Посетители узнают, как раньше делали фотографии, добывали уголь, руду, как сажали рис, кукурузу и т.п. и как делают это теперь.

Инновационные интерактивные программы и выставки, а также разнообразная по форме индивидуальная и коллективная деятельность дают возможность соединить обучение и развлечение, способствуют развитию воображения, всех органов чувств и любознательности. Творческая, динамичная, обучающая развивающая среда музея изобилует предметами, которые можно трогать, мять, толкать. Здесь находятся необычные музыкальные инструменты, устройства для слушания разных звуков, образцы материалов для ощупывания. В музейных экспозициях происходит исследование пещер со сталактитами и сталагмитами, путешествиями в глубь Земли, в ходе которых изучается образование камней и кристаллов, жизнь летучих мышей, история Земли. Вне школьных стен и без всякого принуждения, без выставления оценок осуществляется проверка законов физики, рисования, способов создания формы. В музей приходят на целый день или даже всем классом с ночевкой, участвуют в создании и показе спектаклей. Некоторые даже устраивают здесь свой день рождения. Сотрудники-педагоги дают рекомендации, что для какого возраста подходит. На отдельных курсах число мест ограничено, поэтому необходимо предварительно записаться в группу; если буфета нет, нужно взять с собой еду; за особую программу - если много расходных материалов - нужно дополнительно заплатить.

В одном из детских музеев учат, как приготовить пиццу (сделать тесто, начинку, испечь), какие ингредиенты можно использовать, как поделить готовую пиццу на равные части. Здесь можно нарисовать или сделать (из пластилина, бумаги, обрезков пластика) пиццу в стиле какого-нибудь знаменитого художника. В другом месте детей учат делать смываемые татуировки из хны в пакистанском и иных этнических стилях, накладывают на лицо художественный грим. Проводят мастерские по изготовлению авторских книг, анимационных фильмов (это может быть книга-мультфильм; рисование абстракций на пленке; оживление инсталляций; пластилиновые персонажи и пр.), индонезийских кукол для теневого театра, кукол на руку. Устраивают курсы ведьминского колдовства, шляп волшебника, магических зелий. По желанию, учат изготовлению украшений из мусора, скульптуре, живописи, рисованию фосфоресцирующими красками, конструированию летающих и передвигающихся в воде самоделок. Показывают, как складывать калейдоскопы, копировать произведения искусства и художественно дублировать фильмы, сочинять музыку, строить мобили Солнечной системы и других созвездий. Обучают фокусам, раскопкам и исследованию окаменелостей, изготовлению моделей насекомых и жилищ животных, опознанию костей. Можно научиться быть ковбоем: накидывать лассо, доить корову, чистить стойло, петь ковбойскую песню, залезть на коня из папье-маше. Можно изготовить себе деревянные сандалии, напечатать на шелке узор и сшить галстук для папы, приготовить мороженое по старинному рецепту, научиться ухаживать за садом, завести себе зеленной огород на подоконнике. Одна из постоянных тем - рассказы о динозаврах: какими они были, как их раскапывают, какие у них кости, какой они длины (отматывание веревки на соответствующую длину), а также задания: сделай своего динозавра, сними о нем фильм, угадай по тени, какой это динозавр, найди яйцо, сложи пазл и т.п. Эффективное, но простое занятие: сравнить человека (например, самого себя) в разных возрастах: что в каком возрасте умеют делать дети, какие взрослые из каких детей вырастают.

Пока дети играют, взрослые могут поболтать, а также почитать справочную литературу о детском развитии, узнать полезные адреса, куда пойти с ребенком или куда обратиться за консультацией. В некоторых детских музеях приветствуется совместная деятельность разных поколений взрослых с ребенком (например, в определенный день бабушки и дедушки, пришедшие с ребенком, не должны платить за билет).

«Приглашение к тишине»
Маша Хинич
 
Детский музей в Холоне – уникальный в своем роде. Музей не похожий на другие, НЕ музей в общепринятом смысле, а день экскурсий, впечатлений, эмоций. День, в течение которого ребенок может многому научиться и многое понять. Детский музей не менее интересен и взрослым: можно вспомнить детство, покататься на облаке, узнать, как и зачем живут муравьи и почему лягушки квакают; услышать, как поют птицы и как шумит море; узнать, что такое цифры и кто придумал буквы, а под конец - вываляться в снежном сугробе. Можно многое вспомнить и многое узнать. Детский музей в Холоне открыли в 2001-м году. С тех пор его посетили более миллиона человек. Он – единственный в Израиле, но в мире подобных музеев существуют сотни: десятки из них расположены в США, где в столице – в Вашингтоне - находится и старейший Детский музей в мире, открытый 100 лет назад. В Холон приезжают за новыми идеями и опытом смотрители детских музеев из многих стран, последний раз это были коллеги из Южной Кореи и Мексики, где недавно построили крупнейший в мире Детский музей. Музей в Холоне интерактивен, здесь все можно и нужно трогать, детям ничего не запрещают, но поскольку они ходят по музею без взрослых, без их опеки, то и ведут себя на удивление чинно и ничего не ломают, зато на все забираются, скатываются, пробуют на зуб, крутят и вертят. Оседлав трех китов – концепция, время и переживание – дирекция музея прокладывает маршруты, сам музей не перестраивая, создавая раз в год новый литературный фон, рассказы, которыми экскурсоводы потчуют малолетних посетителей. А ходить по музею можно только группами, которые возглавляют профессионально подготовленные терпеливые экскурсоводы-клоуны-актеры. Особый интерес вызывают четыре новых маршрута, основой для которых послужили написанные по заказу музея детские рассказы, заново «препарирующие» старые экспонаты и дюжину новых, искусно встроенных в прежний антураж зверей, читающих поучительные лекции о потерянном времени и круговороте вещей в природе, ибо этим темам – времени и природным циклам - и посвящены новые маршруты. Три года назад на территории музея возвели новый павильон для выставки «Диалог во мраке», как думали ее организаторы, максимум на полгода, но успех выставки превзошел все ожидания. Идея создания экспозиции «Диалога во мраке» в Холоне появилась еще в 2003 году, когда коммерческий директор «Безека» Пнина Шенхав посетила подобную выставку, открывшуюся в Германии. Первоначальным инициатором международного проекта был доктор Андреас Хайнеке. Познакомившись со слепым журналистом одной из немецких радиостанций, Хайнеке открыл для себя незнакомый мир четырех обостренных чувств - слуха, осязания, обоняния и вкуса. Оказалось, что мир без красок и форм вовсе не так беден и ограничен, как кажется обыкновенным зрячим людям, особенно, если любить жизнь и обладать чувством юмора. «Диалог во мраке» - разработка Андреаса Хайнеке и немецкой фирмы «Консенс Коммуникейшенс». Благодаря слепому коллеге Хайнеке обратил внимание на частые неправильные представления зрячих о слепоте. Выставка «Диалог во мраке», действующая в Детском музее с июля 2004 года, позволяет познакомиться с тем миром, в котором живет слепой человек. Это не аттракцион, а скорее лабиринт: посетители выставки следуют по пятам за слепым проводником, который легко ориентируется в кромешной тьме. Идя на голос гида и сжимая в руках палочки-поводыри, посетители учатся распознавать шелест листвы, запах воды, автомобильные гудки, опознавать по форме и запаху фрукты и овощи на рыночных лотках. Павильон выставки состоит из нескольких залов, имитирующих реальные условия - улицы, парки, порт и даже столики кафе... Сами проводники называют эту выставку «щадящим маршрутом для начинающего слепого», ведь здесь не встретишь коварных неожиданностей, поджидающих слепых в реальном мире. Стоимость проекта «Диалога во мраке» - около полумиллиона долларов. Более трех миллионов людей уже посетили выставку «Диалог во мраке» в ста городах пятнадцати стран мира. В Израиле же выставку посещает по 50.000 человек в год. В конце июня 2007 года в 200 метрах от павильона «Диалог во мраке» возникло новое здание-куб «Приглашение к тишине», где посетителям – детям и взрослым – предлагают понять, что это такое – быть глухим. Что значит жить в мире полной тишины, абсолютного безмолвия, что чувствует глухой человек, лишенный возможности услышать звук, ноту, шум. И не просто понять, а прочувствовать это: увидеть глухоту, осязать ее, ощутить ее на вкус и даже учуять аромат. Как это происходит? Хитрым образом, с применением не только четырех чувств (уши посетителей наглухо закрыты наушниками), но и современных технологий и возможностей мобильной связи. Недаром в организации выставки «Приглашение к тишине» участвовали израильские компании мобильной связи (в основном компания Orange), которые разработали технологии «третьего поколения», позволяющие также глухим и слабослышащим «переговариваться» с помощью SMS и мобильного видео, и создали особые наушники для слабослышащих. В устройстве выставки также принимала участие организация «Нагишут бе-Исраэль» (נגישות בישראל), помогающая инвалидам вписаться в жизнь общества (сайт организации - http://www.aisrael.org). Что «слышит» глухой, как он воспринимает окружающий мир, как общается с друзьями, как проходит представление в театре глухих, одинаков ли язык жестов в разных странах и могут ли глухие в Израиле получить водительские права – четкие ответы на все эти вопросы мы находим в павильоне «Приглашение к тишине». Ответы получают, но не слышат: группу посетителей по выставке ведут глухие экскурсоводы, общающиеся с вами только с помощью жестов и мимики. Услышать нельзя даже звук собственных шагов, приглушенных коврами и наушниками: вас просят молчать, не раскрывать рта совсем, а это оказывается сложным. Нашу группу водила по выставке актриса Элла Охотин, играющая в театре глухих, созданных ее отцом. И отлично с нами общалась – улыбкой, жестами, мимикой. Позже выяснилось, что она немного слышит и может говорить – но на выставке делать этого не хотела, ведь цель экспозиции показать обычному человеку мир глухих. Для того чтобы было легче в этот мир войти, перед экскурсией предлагается посмотреть 10-минутный фильм: уменьшенные и увеличенные кадры предметов, зданий, пейзажей. Догадаться, что это такое, можно по звукоряду. Можно, но не получается ни у кого: настолько мы не привыкли вычленять звук из общего потока восприятия. Выставка – интерактивная. Чтобы войти в непривычный для нас мир, приходится немало потрудиться: решать шарады, рисовать на мокром столе, разгадывать загадки, заставлять себя быстро соображать без подсказок и даже научиться "правильно" гримасничать. Вам не дадут просто пройтись по залам – вы будете участвовать во всем: объясняться знаками, рисовать автопортрет в воздухе, находить цепочку ассоциаций, учиться, как использовать мимику для передачи чувств и эмоций чувства и эмоций, как «высказать» мысли без слов. Сразу за порогом первого зала – тишина, которую не нарушают даже шорох шагов. Ваши глаза становятся вашими ушами; руки – ртом; и вы вдруг понимаете, что можно «слышать» с закупоренными ушами, призвав на помощь другие чувства и фантазию, смекалку и юмор, мимику, жесты, движения. Мир тишины – не означает мир одиночества, скорее - это мир встречи с новыми чувствами. Директор музея Гиль Омер считает, что проект «Приглашение к тишине», как и «Диалог во мраке», разбивает стереотипы, учит терпению и вниманию, позволяет понять, что есть иные миры иных людей. Представьте себе, как происходила в музее встреча слепых экскурсоводов выставки «Диалог во мраке» и глухих из павильона «Приглашение к тишине». Подумайте, что пришлось придумать и сделать работникам музея – зрячим и слышащим, чтобы эти две группы людей могли «говорить» и «видеть» друг друга, могли сходить друг к другу в гости в соседние павильоны. Как глухой может «услышать» что-то на выставке слепых? Как слепой «увидит» объяснения на выставке глухих? Это отдельный трогательный рассказ. К тишине приглашаются дети старше 9 лет, посетить выставку можно в составе группы из 12 человек. До этой выставки 81 процент посетителей считали глухоту инвалидностью, после – только 39. Идея выставки «Приглашение к тишине» была разработана Дафной Коэн и Андреасом Хайнеке - они же придумали и концепцию «Диалога во мраке». Выставка «Приглашение к тишине» впервые была представлена в Музее науки и технологий в Париже два года назад. Одновременно с открытием выставки в Израиле подобный павильон начал работать в Германии, а вскоре аналогичные выставки откроются в Финляндии и Швейцарии.

Недалеко от центра города на острове Уотсон, расположился необычной архитектуры Детский образовательный музей (Miami children's museum). Музей был создан в 1983 году, но собственное здание было построено только в 2003 году. Хотя, его трудно назвать музеем, скорее - это миниатюрный город, где дети могут почувствовать себя взрослыми. Это захватывающее приключение для всей семьи, настоящий рай для посетителей всех возрастов. Детям предоставляется возможность реализовать свой высокий потенциал. Здесь можно учиться и играть, воображать и создавать, придумывать и творить через образовательные игры.

В музее представлены различные интерактивные экспонаты такие как банк, супермаркет, Замок мечты, телестудия, круизный корабль и мн. др. Это имитация взрослой жизни. Здесь дети могут самостоятельно покупать в супермаркете и узнать много нового о продуктах питания. Проводить финансовые операции в банке и понять важность экономии денег. В зоне безопасности дети могут нарядиться в пожарное и полицейское обмундирование и узнать какие виды чрезвычайных ситуаций требуют набора номера 911, а также покататься на полицейском мотоцикле и пожарной машине. Посетив Pet центр, дети узнают много интересного о домашних животных и научатся правильно ухаживать за ними.

Поднимитесь на борт круизного судна, которое возвышается здесь в почти натуральную величину, чтобы больше узнать о навигации и научиться военно-морской лексике. Минатюрный порт Майами позволит детям использовать шкивы для погрузки и разгрузки судов. В музыкальной студии можно спеть караоке и записать свой собственный СD, либо стать кинооператором или репортером на телестудии. Наиболее смелые могут совершить восхождение на 30 футовую скалу Kid Rock, надев настоящее альпинистское оборудование.

А также в музее проводятся специальные занятия для детей. Учебные программы включают в себя рисунок, живопись, керамику, скульптуру, карикатуру и фотографию. Дети учатся свободно выражать свои мысли, чувства и мечты через искусство.

Юнибаккен (вариант написания — Юнибакен), швед. Junibacken — детский культурно-развлекательный центр, «музей сказок», расположенный в Стокгольме на острове Юргорден.

В музее смоделированы места из различных детских произведений шведских писателей, прежде всего Астрид Линдгрен, а также Туве Янссон, Эльзы Бесков и ряда других, которые можно не только осмотреть, но и поиграть в них. Ежедневно проводятся спектакли и другие детские развлекательные мероприятия. В музее есть также ресторан и книжный магазин, в котором можно приобрести детские книги на разных языках.

Также одной из особенностей музея является сказочный поезд, на котором посетители могут путешествовать по сценам из книг Астрид Линдгрен. Декорации выполнены по иллюстрациям художницы Марит Тёрнквист (Marit Törnqvist), работавшей с Астрид Линдгрен.

[ Название взято из произведения Линдгрен «Мадикен и Пимс из Юнибаккена» (Юнибаккен в переводе значит «июньская горка»).

· Юнибаккен и Vasa

· Разноцветные домики крошечные, и попасть в них могут только самые маленькие посетители. Родителям остается любоваться знакомым и любимым сказочным миром только через окошко. Вот он, тот самый редкий случай, когда взрослые остаются на периферии событий!

· Перевести дух можно, расположившись перед театральной сценой, на которой представляют фрагменты книг, повествующих, например, о похождениях Карлсона, который живет на крыше.

· Все игровые комнаты Юнибаккен продуманы до последней детали, ничто не упущено и не оставлено без внимания. Например, в коридоре посетителей встречает внушительная книжная полка, на которой есть и «Оливер Твист», и «Робинзон Крузо». При ближайшем рассмотрении выясняется, что это не книжный шкаф, а гардероб: за книжными обложками хранятся куртки и пальто.

· По соседству с Юнибаккен внимание туристов привлекает здание довольно необычной архитектуры. Это музей единственного в мире сохранившегося военного корабля XVII столетия Vasa. Судно, при невыясненных обстоятельствах затонувшее в морской пучине в 1628 году, было поднято со дна морского в 60-х годах прошлого века и выставлено на всеобщее обозрение.

· В музее Vasa сумрачно и прохладно — это может не понравиться посетителям, однако для многострадального старинного корабля такие условия жизненно необходимы. Судно можно разглядывать со всех сторон и во всевозможных ракурсах, однако попасть на его борт, по понятным причинам, нельзя.

· В залах музея представлены копии кают корабля, где суетятся матросы, а по палубе разгуливают аристократы в роскошных одеждах. Можно посмотреть также примерно получасовой фильм о работах по подъему и реставрации Vasa.

· Музей на скалах

· Другая достопримечательность Стокгольма находится на берегу озера Вяртани в скалах Херсеруди. Речь идет о жилище и мастерской четы скульпторов Карла и Ольги Миллес. На высоких скалистых уступах среди стройных сосен установлены скульптуры Карла Миллеса, созданные преимущественно по библейским сюжетам.

· Как объясняет гид, помещения музея можно арендовать для проведения различных мероприятий. Тут же в музыкальном салоне предлагают послушать концерт для домашнего органа. Художники могут поработать в мастерской самого Карла Миллеса.

· Раскинувшийся вокруг дома сад погружен в зимний сон, молчат и его фонтаны. Гуляя по тропинкам, ловишь себя на мысли, что очень хочется увидеть эту красоту во всем ее великолепии, и даешь себе слово непременно вернуться сюда летом.

· Здесь встречаются прошлое и современность — отсюда, со скал можно любоваться высотными зданиями Стокгольма и смот-реть, как в порт прибывают огромные корабли со всего света.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: