1. Перечисленные нами признаки являются источником для определения своего темперамента. Это можно сделать посредством тестов или продумывания и сравнивания со своими наклонностями и мыслями.
Если раздать этот материал и предоставить слушателям возможность отметить имеющиеся у них как отрицательные, так и положительные признаки, то в группе молодежи обнаружатся 4 подгруппы по типам темпераментов.
2. Необходимо рассадить их по отдельным группам и дать несколько заданий на определение своей реакции на какие-либо действия или поступки окружающих.
Например:
Задание № 1. Как вы поступите, если ваш гость разбил дорогую для вас статуэтку?
Задание № 2. -Назначено свидание, но ваш друг опаздывает на 40 минут. Что вы будете делать?
Задание № 3. Вас попросили провести урок Субботней школы в новом классе? Что вы сделаете?
Задание № 4. Вас не заслужено оскорбили. Как вы поступите?
Каждая группа обдумывает свое решение и потом зачитывает его перед всеми. Из этого видно, как по-разному решаются проблемы представителями разных темпераментов.
|
|
3. Можно усложнить задание тем, что девушки и юноши будут отдельно решать
проблемы своей реакции на жизненные ситуации, созданные представителями других темпераментов. Например:
Задание № 1
Дружат двое: девушка-сангвиник и юноша-флегматик. Дружба продолжается 2 года. Что свойственно думать и чувствовать девушке в этой ситуации и что юноше?
Задание № 2
Семья, состоящая из холерика-мужа и жены-меланхолика. Необходимо сделать ремонт в кухне. С какими проблемами встретится эта семья?
Задание № 3
Двое молодых перед свадьбой готовятся к торжеству, оба меланхолика. Какие могут быть проблемы у них, особенно, если их друзья — холерики?
Задание № 4
Можно ли предположить, что может быть отрицательным в поведении моего друга, если я — холерик, а мой друг — сангвиник?
- если я меланхолик, а мой друг — сангвиник?
- если я — флегматик, а мой друг — холерик? (и т.д.)
4. При обсуждении всех возможных качеств проявления темпераментов необходимо запомнить:
1) Нет ни одного типа темперамента, который был бы лучше другого. Все имеют свои минусы и плюсы, все нужны для уравновешивания отношений.
2) Каждый человек имеет свой, уникальный набор темпераментных черт. Это могут быть черты, присущие и другому темпераменту, а значит — это смешанный тип темперамента.
3) В каждом типе темперамента есть свои плюсы и минусы, положительные и отрицательные стороны. Если нам нравится в человеке список его достоинств, характеризующих его поведение, то необходимо заглянуть и в список минусов, чтобы это не застало нас врасплох.
|
|
4) Если мы увидим список отрицательных, слабых сторон характера, то на этом не нужно зацикливаться и отталкивать человека. Ему нужна помощь и необходимы сознательные шаги с обеих сторон. Задайте себе вопрос: Чем можно помочь этому человеку?
5) Почаще заглядывайте в список отрицательных черт вашего темперамента. Не только другие имеют слабые стороны, но и вы имеете свои минусы, присущие вашему темпераменту. Чем друзья могут помочь вам? О чем конкретно необходимо молиться, открывая свое сердце перед Господом?
6) У каждой негативной черты есть своя позитивная сторона. Найдите их на примерах. (Например: флегматик — плохой руководитель, но зато сам прекрасно работает.)
7) Понимание своего темперамента не ограничивает нас в развитии личности.
8) Хотя темперамент и может слегка изменяться под влиянием развития личности, но все-таки накладываются некоторые ограничения. (Например, флегматик не сможет так быстро реагировать, как сангвиник).
9) Достоинства темперамента всегда влияют на поступки.
Например: — Холерик, склонный к лидерству, не может остаться в стороне, если ситуация требует срочного руководства. Это естественно для него — быстро принимать решения и никто не может ограничить его в этом.
— Флегматик будет обдумывать свои шаги очень серьезно и долго и в этом он навсегда останется, как барс, не меняющий свои пятна.
Правильно использовать данный материал - это значит:
1. Понять себя, свои сильные и слабые стороны с целью самоанализа.
2. Понять и принять других, и не стремиться любой ценой изменить их (Рим.15,7).
3. Сознательный, целевой подход к улучшению своего характера;
4. Улучшение и обогащение взаимоотношений между разными людьми.
5. Лучше оценить возможности каждого, чтобы использовать дары каждого наилучшим образом.
6. Сознавать, что в семье могут жить счастливой жизнью два любых человека, если они преданы и верны друг другу и, особенно, если возрождены от Духа Святого.
Неправильное применение этих знаний - это значит:
1. Постоянная критика человека, обладающего другим темпераментом.
2. Склонность к подозрению или выискиванию возможных отрицательных, слабых сторон, которых, возможно, у человека нет.
3. Оправдание и извинение себя и своего неправильного, отрицательного поведения своим темпераментом.
4. Использовать знание свойств темперамента, как повод, чтобы не изменяться к лучшему. Это будет признаком не возрожденного сердца, не желающего расти "от славы в славу" к совершенству Христова характера.
5. Соединять пары в семьи по своему усмотрению. Сватовство — это не христианское занятие.
6. Испытывать непреодолимое желание изменить человека, "сломать" его, не учитывая характерных черт его темперамента.
Иисус принимает нас такими, как мы есть, с нашими сильными и слабыми сторонами темперамента и характера. Он желает нас использовать лучшим образом и помочь нам в минуты слабости. Это должно стать и нашей целью во взаимоотношениях с нашими ближними.