double arrow

Тип профессий по признаку главного предмета труда и личностные профили успешных профессионалов по 16-факторному тесту Р. Б. Кеттелла

Факторы «Художественный образ» «Природа» «Знак»
           
,4 6,3 6,4 5,4 5,7 5,4 5,8
В 8,3 7,5 7,0 5,8 8,8 7,8
С 4,5 4,6 4,1 5,5 4,9 4,5
Е 5,0 6,1 5,6 6,0 3,5 6,4
F 3,0 3,8 3,0 3,5. 2,8 3,3
G 5,7 6,1 5,6 6,2 7,7 7,3
Н 6,7 5,9 5,9 6,4 5,0 5,3
I 6,7 7,6 6,6 5,6 5,0 8,3
L 7,3 7,4 5,0 5,5 5,8 7,5
М 5,5 5,8 5,6 4,3 5,1 6,0

10.3. Особенности деятельности в системах «человек-природа»... 299

Факторы «Художественный образ» «Природа» «Знак»
           
N 4,4 4,7 5,6 4,8 5,5 6,8
O 5,7 7,4 6,7 6,3 6,5 8,3
Q1 7,3 7,3 6,3 5,9 6,5 6,5
Q2 7,3 7,2 6,3 6,0 6,8 7,5
Q3 8,0 7,5 5,6 6,0 8,3 7,8
Q4 5,3 7,0 5,0 4,8 5,8 6,9

Примечание: 1 — архитекторы; 2 — журналисты; 3 — ихтиологи и научные сотрудники; 4 — зоотехники; 5 — программисты; 6 — редакторы.

Сравнение данных тестирования эталонных профессионалов в границах одного типа профессий наглядно отражает специфику их трудовых постов. Очевидно, что в профессиях типа «человек — знак» коммуникативные составляющие их ПВК более выражены у редакторов сравнительно с программистами (факторы А, Е, L, N). С другой стороны, очевидно, что деятельность программиста предъявляет более высокие требования к интеллекту, планомерности, точности, регламентированности поведения (факторы В, F, М).

Так же наглядно специфика трудовых постов отражается в тестовых данных представителей профессий типа «человек - художественный образ» (архитекторы, журналисты) и «человек-природа» (научные сотрудники научно-исследовательского института — зоотехники, практические работники сельского хозяйства — см. табл. 10.4).

Таблица 10.4

Основные исходные черты, выявляемые с помошью

16-факторного теста Р. Б. Кеттелла

Факторы Названия факторов Качества, соответствующие высокой оценке (8-10 стенов) Качества, соответствующие низкой оценке (1-3 стена)
А Отзывчивость/ отчужденность Общительный, добродушный, сердечный, гибкий Замкнутый, отчужденный, безразличный, ригидный
В Интеллект Сообразительный, абстрактно мыслящий Глупый, конкретно мыслящий, малообразованный

300 Глава 10. Профессиональный отбор персонала организаиий

Прололжение табл. 10.4

Факторы Названия факторов Качества, соответствующие высокой оценке (8-10 стенов) Качества, соответствующие низкой оценке (1-3 стена)
С Эмоциональная устойчивость Зрелый, реалистичный, спокойный, устойчивый Неустойчивый, нереалистичный, тревожный
Е Доминантность/подчиненность Независимый, уверенный, конкурирующий, упрямый Покорный, робкий, застенчивый, осторожный
F Беспечность/ рассудительность Беззаботность, живость, доверчивость Серьезность, молчаливость, озабоченность
G Сознательность/безответственность Обязательный, совестливый, ответственный Нерадивый, непостоянный, небрежный, аморальный
Н Смелость/робость Предприимчивый, раскованный, общительный Неуверенный, замкнутый, испытывающий страхи
I Мягкосердечность/жесткость Сентиментальный, эмоциональный, чувствительный Рациональный, суровый, действует по логике
L Подозрительность/доверчивость Недоверчивый, ревнивый, раздражительный Доверчивый, уступчивый, покладистый, терпимый
М Мечтательность/практичность Творческий, артистичный, погруженный в себя Здравомыслящий, приземленный, без воображения
N Дипломатичность/прямолинейность Проницательность, точный ум,социально опытный Наивный, социально неуклюжий
  Ранимость/самоуверенность Чувствительный к замечаниям и порицаниям Самодовольный, безмятежный, самонадеянный
Q1 Радикализм/ консерватизм Вольнодумный, либеральный, широта взглядов Уважающий традиции, жесткость установок

10.4. Особенности деятельности в системе «человек-человек» 301

Факторы Названия факторов Качества, соответствующие высокой оценке (8-10 стенов) Качества, соответствующие низкой оценке (1-3 стена)
Q2 Самодостаточность/конформизм Самостоятельность, независимость решений и поведения Зависимость от группы, следование за другими
Q3 Контроль желаний/ импульсивность Высокий самоконтроль поведения и эмоций Низкий самоконтроль, потворствование побуждениям
Q4 Напряженность/расслабленность Возбужденность, утомленность, фруст-рированность Расслабленность, слабость побуждений и желаний

В профессиях типа «человек-знак» и «человек - художественный образ» возможности адаптации субъекта значительно расширяются благодаря специализации в границах профессии, использования разных операциональных средств, формирования индивидуального стиля деятельности, взаимной компенсации психических функций. Так, Б. М. Теплов выделял своеобразные «тон-ячейки» в деятельности разных композиторов. В. А. Крутецкпй отмечал индивидуальное своеобразие математических способностей у разных людей, связанное с их профессиональной специализацией. По характеру научного мышления и совокупности специальных способностей явно различаются представители гуманитарных и точных наук, физики и математики, «алгебраисты» и «геометристы», даже профессионалы, специализирующиеся в разных областях в рамках одной профессии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: