double arrow

Этологическая теория


Этология - ветвь биологии, изучающая закономерности поведения животных, она возродила интерес к биологическим свойствам, общим для человека и животных.

Этологи видят много аналогий между тем, как ведут себя люди и животные. К. Лоренц (1952) обнаружил некоторое сходство между ранним формированием привязанности у гусят и формированием эмоциональной привязанности у младенцев. Теория привязанности Дж. Боулби основана на синтезе этологических и психологических данных и традиционных психоаналитических представлениях о развитии. Расстройства привязанности создают риск возникновения личностных проблем и психических заболеваний.

Социобиологи (ветвь этологии) считают, что сложные модели социального поведения генетически детерминированы. Этологи полагают, что сложные научения, такие, как освоение языка, обучение музыке происходят легче в сензитивные периоды, когда наиболее восприимчив человеческий мозг.

Когнитивные теории развития

Жан Пиаже (1896-1980), швейцарский психолог, рассматривал становление интеллекта как стержневую линию психического развития ребёнка, от которой зависят все другие психические процессы.




Жан Пиаже выделил особенности детского мышления:

Эгоцентризм - суждение ребёнка о мире исключительно со своей точки зрения, не учитывая чужого мнения.

Реализм - рассматривает предметы такими, какими даёт их непосредственное восприятие.

Анимизм - одушевление вещей.

Артификализм - всё существующее рассматривается как созданное человеком.

Интеллект, по мнению Ж. Пиаже, всегда стремится к установлению равновесия между ассимиляцией (процесс включения новой информации в уже существующие схемы) и аккомодацией (акт изменения схем применительно к новой ситуации), что образует основу интеллектуальной адаптации к внешней среде и позволяет выжить человеку как виду.

Жан Пиаже выделил стадии когнитивного развития. Согласно теории Пиаже ребёнок является «активным учёным», который взаимодействует с внешней средой и развивает всё более сложные стратегии мышления.

Сторонники информационного подхода к развитию (Siegler, 1986) находят аналогию модели человеческого мозга и компьютера.

Когнитивное развитие детей является «ученичеством», в ходе которого более знающие товарищи (родители, дети) направляют их на понимание мира и приобретение навыков (Дж. Брунер).







Сейчас читают про: