Анализ ситуации

В целом национальной политикеРоссии в 90-х годах присущи следующие основные недостатки. Во-первых, она носит реактивный характер, с опозданием отзываясь на уже проявившиеся проблемы и конфликты. Во-вторых, фрагментарна, направлена на решение лишь отдельных задач, вырванных из общеполитического контекста. В-третьих, отличается бедностью инструментария. В-четвертых, ее объектом являются лишь проблемные группы и ареалы, а не все население страны, включая и ее этническое большинство.

Опыт последнего десятилетия показал, что этническое самосознание обостряется в результате сопротивления унификационным тенденциям. Оно возрастает также при увеличении возможности свободного волеизъявления граждан. Расширение в России возможностей свободной этнической самоидентификации обусловило появление 45 новых этнических общностей (всего их зафиксировано уже более 170) за период между последней советской переписью населения (1989 г.) и первой российской микропереписью (1994 г.).

Политическая активизация этнических элит является одним из следствий роста этнического самосознания и выражается в увеличении числа общественных и политических организаций, инициативных групп, выдвигающих от имени народов политические требования и формулирующих политические лозунги или программы. Этот процесс развивается в России под воздействием как общемировых тенденций, так и ряда специфических обстоятельств. Из последних наиболее существенным является эффект «цепной реакции», когда политизация этнических элит союзных республик быстро перекинулась на элиты бывших российских автономий, а затем распространилась в других этнических общностях.

Поляризация этнодемографической структуры заключается в том, что крупнейшие этнические общности становятся все большими, а малочисленные – все меньшими. В 90-х годах впервые за многие десятилетия (по крайней мере, за последние сорок лет) переломилась тенденция сокращения доли русских в составе населения России (увеличилась с 81,53% до 82,95%). Этот процесс обусловлен, прежде всего, притоком мигрантов из бывших союзных республик. Последствия их прибытия в Россию являются преимущественно положительными как для самого русского этноса, так и для страны в целом.

В то же время в угрожающих масштабах (от 10% до 50%) продолжаетсясокращение численности большей части коренных малочисленных народов Севера. Этот процесс развивался на территории большинства автономных округов даже интенсивнее, чем за их пределами.

Происходит рост территориальной концентрации этнических общностей. Русское население сосредоточивается в краях, областях, в автономных образованиях и численно сокращается в большинстве республик. Представители крупнейших национальностей российских республик увеличили свою численность и удельный вес в составе населения районов традиционного проживания и одновременно сократили свое присутствие в большинстве других регионов[2]. И эта тенденция вряд ли переменится до 2010 года. При экономическом подъеме России и связанном с этим территориальной мобильности можно ожидать смешения этнической структуры населения лишь в эпицентрах экономического роста. В ряде регионов этнотерриториальная концентрация может принять затяжной характер, если не станет предметом государственного (в основном, экономического) регулирования.

Перечисленные тенденции обусловливают противоречия: 1) между растущей этнической регионализацией и объективной потребностью политической интеграции российского общества; 2) между конституционным принципом равноправия и фактическим неравенством региональных возможностей граждан разных национальностей в реализации своих потребностей, а также неравенством возможностей этнического развития, вплоть до отсутствия гарантий самосохранения некоторых малочисленных этнических групп.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: