Самостоятельность собаки

«Мне не нужен раб, я хочу иметь возле себя собаку, а не машину», вот как обыкновенно говорят любители собак, не имеющие понятия о действительных ощущениях и о нраве своих собак. Это ///--////-/////-///---////-/-/---//// давать своим детям воспитание и образование, потому что желают из них сделать людей, а не дрессированных обезьян.

Обыкновенно же вышеприведенными рассуждениями стараются только извинить свою собственную лень. Большинство любителей слишком ленивы, чтобы заниматься воспитанием своих питомцев и этим наказывают только самих себя, жертвуя своим спокойствием и расстраивая свои нервы. Невоспитанная собака предоставлена сама себе, она собственным опытом учится, воспитывается и составляет себе такой круг интересов, центром которого является она сама. Обыкновенно, однако, в таком случае ее интересы сталкиваются с желаниями хозяина, и он может употреблять собаку лишь тогда, когда она сама этого пожелает. И в дружбе они будут жить только в том случае, если хозяин старательно будет избегать всего, могущего не понравиться собаке, иначе верный спутник пойдет собственной дорогой, будет убегать и энергично сопротивляться воле своего владельца. Они поменялись ролями и, во избежание постоянных ослушаний, хозяин делается рабом собаки. Единственно постоянным влиянием и разумным воспитанием можно выработать из собаки приятное существо, и только тесное общение с человеком способно пробудить в ней чувство, возвышающее ее над остальным диким стадом ее недисциплинированной родни.

Хорошая собака свою личную жизнь должна ставить на второй план, когда дело касается хозяина. Их совместная жизнь основана на полнейшей преданности собаки, которая может проявлять своеволие только разве по отношению собственных друзей и товарищей-собак. Лучшая собака та, которая безусловно повинуется хозяину, не признавая кроме его воли никакого закона и в его присутствии изображая лишь покорного, верного и способного слугу. Иначе немыслима совместная жизнь. Вполне же самостоятельная собака нечто совершенно недопустимое. Она совершенно непривычна к человеку и поэтому к нему относится враждебно. Собака, которая на человека смотрит, как на необходимое зло, уже не может иметь значения для этого последнего. Все, что есть благородного в собаке, она приобрела только благодаря общению с людьми. Если за ней нет присмотра, она поразительно быстро опускается до своего первоначального состояния полудикого пса.

Стоит только посмотреть на бродячую собаку, которая целыми днями одна шатается по улицам и ничего не признает, кроме собственной прихоти. Уже наружный вид запущенности ее характерен. Она ничем не интересуется, кроме потребностей своей жизни и делается подобна тем людям, которые, под влиянием своего социального положения, принуждены работать только ради заработка и у которых не остается времени ///---///-///-/// и вечно находится только в поисках за пищей. Такая жадность отражается на собаке так же, как и на бездомном бродяге.

Плохо содержанная и плохо или совсем невоспитанная собака очень неудобна для окружающих. Человека она уважает лишь тогда, когда он подает ей корм, берет на прогулку или доставляет ей удовольствия. В других отношениях, человек для нее враждебное существо, воле которого она противится и вообще считает целесообразнее держаться от него в стороне.

Бродячая собака назойлива, некрасива и ум ее развит лишь в области личных интересов. Избалованная комнатная собака также живет только своей жизнью, в которую никто не смеет вмешиваться под страхом ярости с ее стороны. Выросшая в одиночестве на привязи собака обыкновенно бестолковое и тупое животное. От всех их резко отличается своими качествами строго и хорошо воспитанная собака. Она ловка, никогда не бывает «в бегах», все, что она в состоянии сделать – исполняет точно, не сопротивляется желаниям человека и исчезает, как только оказывается ненужной.

Добродетели собак, те же, какие проявляются у истинных друзей. В качестве спутника она тесно связана с человеком, и это возвышает ее и облагораживает все ее существо, лишившись этого, она теряет связь с людьми, и все ее существование опускается на первобытную ступень животного мира.

Кто желает иметь добрую, умную и способную собаку, должен положить много труда на это. Он должен внушить ей, что высший закон для нее – его воля, он должен воспитать в ней полное и радостное отречение от своих собственных желаний в пользу желаний хозяина, служение его интересам должно сделаться ее второй натурой.

Однако, каждая рабочая собака, охотничья или овчарка, в своем кругу деятельности непременно должна проявлять самостоятельность действий, чтобы, действительно сделаться ценной собакой и быть в состоянии выполнить трудные задачи.

Но такая самостоятельность не должна переходить границы, предоставленной ей хозяином работы. Она ничего общего не имеет с самостоятельностью невоспитанной бродячей собаки и наоборот, составляет венец ее добродетелей, как слуги. Насколько должна быть ограничена самостоятельность хорошего слуги в интересах его господина, настолько же необходимо и ограничение самостоятельности хорошей рабочей собаки.

Слишком самостоятельной недисциплинированной собаке не пришло бы на ум перерезать путь убегающим куропаткам, чтобы заставить их бежать в другом направлении, она не стала бы ложиться, видя, что охотник ложится, чтобы скрыться от дичи, она бы не стала следить за подстреленной птицей, пока та не упадет – собственная натура подсказала бы ей совершенно другой образ действий.

Самая самостоятельная собака – овчарка. Она часто одна охраняет целое стадо, выгоняет его, снова пригоняет домой и не пускает на обработанные поля. Это блестящий пример самоотверженной самостоятельности. Овчарка знает только свое дело и это врожденное качество воспитано в ней веками: это инстинкт к сторожевой службе, чувство, которое в ней развито более всех других побуждений, и она способна переносить даже большие страдания, оставаясь верной своему долгу. Как поступила бы в таком случае не порабощенная, самостоятельная собака? По всей вероятности, она совершенно не стала бы заботиться о стаде или даже вторглась в него в качестве разбойника, как это и случается в Австралии, где одичавшие «колли» составляют истинное бедствие скотоводства. Вот разница между этими двумя родами самостоятельности собак.

При некотором желании, каждый, наверно, в состоянии привести массу примеров из практики. Если ветром, например, унесет шляпу у хозяина, воспитанная к осмысленной самостоятельности, собака наверно принесет ее без приказания; невоспитанная же собака и не думает об этом, побежит за ней, будет играть и рвать ее, и больше труда будет стоить отвоевать шляпу у собаки, чем у ветра. В таком случае, несомненно, воспитанная собака каждому покажется милее невоспитанной.

Можно привести множество подобных примеров, доказывающих, что самостоятельно действовать собака должна лишь в пределах воли своего хозяина, так как собака – слуга своего хозяина-человека и в качестве чего-либо другого, для этого последнего, не может иметь никакой ценности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: