Имеется в виду то, что клиент во время приема должен чувствовать себя максимально включенным в беседу, ярко и эмоционально переживать все, что обсуждается с консультантом. Для этого необходимо следить за тем, чтобы:
■ развитие разговора выглядело для клиента логичным и понятным;
■ клиенту было интересно.
Ю.Е. Алешина (1994) в свое время сформулировала еще один принцип - анонимность. Имеется в виду, что любая информация, сообщенная клиентом психологу, не может быть передана без согласия клиента ни в какие общественные или государственные организации, частным лицам, в том числе родственникам и друзьям. Однако за последнее время выяснилось, что это правило может иметь исключения. Психолог в ряде случаев должен иметь право разглашать информацию, полученную от клиента, например, в случае угрозы жизни и здоровью кого-либо. Подробнее мы обсудим этот вопрос в следующем разделе.
Этические аспекты психологического консультирования
Р.-А.Б. Кочюнас [1999, с. 227-233], проанализировав зарубежную литературу, сформулировал следующие принципы этичного поведения в психологическом консультировании:
1. Консультант ответственен в своей работе: ' \
- перед своим клиентом,
- перед членами семьи клиента,
- перед организацией, в которой он работает,
- вообще перед общественностью,,
- перед своей профессией.
2. Клиент должен принять решение о своем вступлении в процесс психологического консультирования осознанно, поэтому до начала процесса консультирования консультант обя-
зан во время первой встречи предоставить клиенту максимум информации о процессе консультирования:
- об основных целях консультирования,
- о своей квалификации,
- об оплате за консультирование,
- о приблизительной продолжительности консультирования,
- о целесообразности консультирования в данной ситуации,
- о риске временного ухудшения состояния клиента в процессе консультирования,
- о границах конфиденциальности.
Важно заранее согласовать с клиентом возможности аудио- и видеозаписи, наблюдения через зеркало одностороннего видения, присутствие на консультации других лиц (стажеров, студентов). Без согласия клиента это исключается.