Предмет и задачи консультативной психологии

А. Н. ЕЛИЗАРОВ

ОСНОВЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО И СЕМЕЙНОГО

ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Учебное пособие

Ось-89

УДК 159.9(075.8) ББК 88.8я73 Е511

Автор: Андрей Николаевич Елизаров, кандидат психологичес­ких наук, доцент Московского государственного откры­того педагогического университета им. М.А. Шолохова.

Елизаров А. Н.

Е511 Основы индивидуального и семейного психологического кон­сультирования: Учебное пособие. - М.: «Ось-89», 2003. - 336 с.

ISBN 5-86894-714-2

Данное учебное пособие написано применительно к курсам «Кон­сультативная психология», «Введение в психологическое консульти­рование», «Концепции и методы психологической помощи», «Психо­логия семьи и семейное консультирование» для студентов факульте­тов психологии. Приведены списки тем и литература для самостоятель­ной работы студентов, контрольные вопросы к содержанию курсов, темы контрольных и курсовых работ, рекомендации для написания контрольной и курсовой работы по психологическому консультирова­нию, рекомендации относительно оформления отчета по консульта­тивной практике. Приведен примерный тематический план для напи­сания дипломной работы.

Подробно рассматриваются различные подходы к психологичес­кому консультированию, сложившиеся в отечественной и зарубежной психологии, разобраны этапы и структура консультативного процес­са, разобраны конкретные приемы и методы работы. Приведено под­робное описание и разбор случая из консультативной практики.

Пособие предназначено для студентов, изучающих психологию, аспирантов, практических психологов, преподавателей дисциплин пси­хологического цикла.

ББК 88.8я73

ISBN 5-86894-714-2

> Елизаров А.Н., 2003

> Ось-89, 2003


ВВЕДЕНИЕ

Целью данного учебного пособия является ознакомление чи­тателя с сущностью, задачами и методами психологического консультирования, основными подходами к психологическому консультированию, сложившимися в отечественной и зарубеж­ной психологии.

Обучение навыкам психологического консультирования должно осуществляться в условиях, максимально прибли­женных к реальному процессу консультирования. Этой зада­че отвечает практикум по психологическому консультирова­нию, различного рода супервизорские тренинги, знакомство с протоколами и видеозаписями консультативных бесед, их разбор.

Однако чтобы этот процесс происходил успешно, нужна не­которая теоретическая база. Данное пособие и имеет своей за­дачей обеспечить эту базу.

От аналогичных пособий данное отличается более системати­зированным и полным характером, описанием различных под­ходов к психологическому консультированию, более насыщен­ным блоком, касающимся работы с семьей.

Выражаем благодарность всем преподавателям и студентам факультета психологии МГОПУ и ИССО, чье доброе внимание способствовало написанию данного пособия. Особую благодар­ность выражаем в этом плане Г.Е. Смирновой, Н.В. Антоновой, В.С Герасимовой, Е.В. Юдиной, К.В. Солоед, В.Н. Сачкову, Н.П. Локаловой, А.Ф. Ануфриеву, А.Ф. Михайловой.

Наш адрес по электронной почте:

andreyelizarov@mtu-net.ru

Адрес нашей Web-странички в Интернете:

http://www.mtu-net.ru/elizarov


1. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ И КОНСУЛЬТАТИВНУЮ ПСИХОЛОГИЮ

1.1. Сущность и специфика психологического консультирования ;

Слово «консультирование» происходит от лат. consultare -совещаться, заботиться, советоваться. Под этим словом в рус­ском языке подразумевается совет, разъяснение специалиста по какому-либо вопросу, беседа с целью расширения и углуб­ления знаний. Буквально «консультировать» - значит давать совет по интересующей проблеме.

Слово «психологическое» можно понимать двояко. С одной стороны, оно может указывать на то, что консультирование основано на данных психологической науки. С другой сторо­ны, его можно рассматривать как указание на то, что консуль­тирование осуществляется по психологическим проблемам, т. е. касается таких явлений, как психика, деятельность, по­ведение.

Психологическое консультирование - прикладная отрасль современной психологии. В системе психологической науки ее задачей является разработка теоретических основ и приклад­ных программ оказания психологической помощи психиче­ски и соматически здоровым людям в ситуациях, когда они сталкиваются с проблемами. Разрабатываются эти теоретиче­ские основы и программы, с одной стороны, на основе анализа современного состояния психологического знания, достиже­ний в областях эмпирических и теоретических исследований. С другой стороны, источником этих теоретических основ и про­грамм является анализ практических наработок специалистов, систематически оказывающих психологическое воздействие

в рамках самых различных форм оказания психологической помощи.

Спецификой психологического консультирования является акцент на диалогичности, на циркуляции информации, на ин­формационном обмене между психологом-консультантом и теми людьми, относительно которых используется психоло­гическое консультирование. Социально-психологический тре­нинг также предполагает разработку прикладных программ оказания психологической помощи психически и соматиче­ски здоровым людям. Но в рамках социально-психологическо­го тренинга основным фактором воздействия становится не ин­формация, которая исходит от психолога, а группа, процессы групповой динамики, особенности обратной связи. Психолог-тренингист лишь помогает этим процессам в группе развер­нуться. Специфическими методами оказания воздействия в рамках социально-психологического тренинга являются не диалог и доведение до клиента имеющей отношение к его про­блемам психологической информации, а групповая дискуссия и ролевая игра. В рамках психологического консультирования также выделяют форму групповой работы с клиентами - груп­повое психологическое консультирование, но специфика рабо­ты с клиентом здесь иная, чем в социально-психологическом тренинге. Работа с группой здесь обусловлена, во-первых, тем, что она является более экономичной, так как позволяет одно­временно оказывать помощь большому количеству людей, ис­пытывающих одинаковые сложности. Во-вторых, группа здесь рассматривается как проводник влияния психолога-консуль­танта, речь не идет о самостоятельном значении процессов групповой динамики, они могут даже рассматриваться как по­меха деятельности консультанта. Подробнее о специфических особенностях группового психологического консультирова­ния рекомендуем ознакомиться по пособию В.В. Шабалиной (1998). О специфических особенностях социально-психологи­ческого тренинга предлагаем ознакомиться по монографиям Л.А. Петровской (1982, 1989). Начальные представления о процессах групповой динамики можно получить по статье У. Бенниса и Г. Шепарда (1984).

То, что является основой современного психологического консультирования, зародилось и развилось прежде всего в русле психотерапии, основных психотерапевтических на-

правлений, развивавшихся на Западе. Ю.В. Меновщиков (1998, с. 4) склонен к тому, чтобы указать конкретную дату воз­никновения психологического консультирования - 1951 г., время, когда на одной из конференций в США был введен тер­мин «консультативная психология», чтобы отделить консуль­тирование от клинической психологии отрасли - психологии, занимающейся проблемами оказания помощи людям, тяжело психически или соматически больным. Естественно, что это от­деление подготавливалось всем ходом развития психотерапии до этого, да и в последующем психотерапия вносила и вносит свой существенный вклад в развитие психологического кон­сультирования.

Именно с тяжелых расстройств, с последствий долговре­менных психологических травм началось в психологии ре­альное изучение параметров оптимального общения и рацио­нальной организации учебной и трудовой деятельности, что позволило впоследствии, на основе приобретенного знания, перейти к оказанию помощи психически и соматически здо­ровым людям. Задачей психологического консультирования стало, таким образом, не лечение расстройств, а их профилак­тика, работа с деструктивными формами общения, нерацио­нальными способами организации деятельности - тем, что приводит к травмам, а в последствии и к болезням.

Слово «психотерапия» происходит от греческих основ «пси-хо» - душа и «терапия» - забота, уход, лечение. Традиционно принято под психотерапией подразумевать форму лечения пси­хических нарушений. Однако, на что справедливо обращает наше внимание Е.А. Спиркина (1994, с. 122-123), психотера­пия на Западе в своем спонтанном развитии давно покинула эти узкие рамки. Знания и методы, накопленные в ней первоначаль­но в процессе лечения психических и психосоматических нару­шений, позволили психотерапии в наше время стать средством личностного роста и достижения зрелости, средством помощи человеку разобраться с философскими и экзистенциальными проблемами, средством повышения образования, средством дос­тижения поведенческих изменений. Ну а методом исследования внутрипсихической динамики и динамики межличностных от­ношений психотерапия на Западе была, по крайней мере, еще со времен 3. Фрейда. Поэтому материал, накопленный в рамках различных психотерапевтических направлений на Западе, после

конструктивного анализа и оценки может использоваться в прак­тике психологического консультирования, конечно, только не с лечебной целью. Заметим, однако, что необходимым условием использования в психологическом консультировании методов западной психотерапии является грамотное овладение ими.

Психотерапия - не единственный источник психологиче­ского консультирования. Другим таким источником является психологическое знание в строго научном смысле этого сло­ва - основанное на результатах эмпирических исследований, организованных по экспериментальному плану, значимость выявленных закономерностей в котором подтверждена мето­дами математической статистики. В свое время 3. Фрейд отка­зался от этого пути накопления знания, так как, по его мне­нию, если идти таким путем, то до помощи реальным людям пройдет, по крайней мере, лет триста. Это было оправдано сложностью той реальности, с которой работал 3. Фрейд. Как, например, эмпирически зафиксировать и измерить катего­рии бессознательного? Но психологическое консультирова­ние работает с внешними причинами внутренних рас­стройств - образцами общения, поведения. Они легче подда­ются объективации, фиксированию, измерению. Отсюда открываются широкие возможности, с одной стороны, эмпири­ческих исследований применительно к задачам и проблемам психологического консультирования; с другой стороны, ис­пользования уже имеющихся данных, накопленных в рамках научной психологии применительно к запросам, выдвигаемым клиентами при консультировании. Поэтому психологическое консультирование ориентировано более на использование в процессе работы с клиентом достижений современной науч­ной психологии, чем на психотерапию в западном смысле этого слова, которая продолжает оставаться более искусством, при­вязанным к рамкам той или иной, как правило, эмпирически почти не подтвержденной концепции. Ориентация в процессе психологического консультирования на использование дости­жений именно научной психологии особенно характерна для отечественной традиции психологического консультирова­ния. Так, например, Н.Н. Обозов (1993, с. 8-10) видит цель психолога-консультанта в прояснении клиенту причин и след­ствий жизненных ситуаций. Психологическое консультирова­ние здесь по сути выступает как доведение до клиента

имеющей отношение к его проблемам психологической ин­формации. Конечно, психолог на основе этой имеющейся у него информации может давать клиенту и рекомендации по возможной организации его жизни: стиля деятельности, ре­жима труда и отдыха, форм и способов общения в семье, на ра­боте, на транспорте, в магазине и т. д.

Следует отметить, что в зависимости от сферы своих науч­ных интересов разные отечественные психологи по-разному выбирают исходную точку отсчета в психологическом кон­сультировании. Так Ю.Е. Алешина (1994, 1993), социальный психолог, делает акцент на анализе и преобразовании меж­личностных отношений клиента, его установок на межлично­стные отношения. А Н.Н. Обозов (1993) за исходную точку ра­боты с клиентом берет личностное тестирование. Начинать работу с трудностями в общении у клиента ему легче с анализа особенностей его характера, темперамента. С нашей точки зрения, и тот, и другой путь оправдан и интересен. Психологи­ческое консультирование может быть сферой практического применения достижений как социальной, так и общей или, скажем, возрастной психологии.

До сих пор мы говорили о психотерапии в том смысле, как она понимается на Западе. Методологической основой работы с кли­ентом в рамках этой психотерапии являются различные направ­ления психоанализа, бихевиоральные и когнитивистские на­правления, различные течения в рамках гуманистического под­хода. В последнее время стали популярными эриксоновский гипноз и нейролингвистическое программирование (НЛП). В на­шей стране под психотерапией долгое время было принято по­нимать нечто иное - раздел медицины, методологической осно­вой работы с клиентом в котором являлись труды И.М. Сечено­ва, В.М. Бехтерева, П.Б. Ганнушкина, И.П. Павлова и других, а основными методами работы с клиентом являлись гипноз и аутогенная тренировка. Напомним, что аутогенная трениров­ка подразумевает управление расслаблением собственных мышц, самовнушение и самовоспитание. Когда практические приложения западных психотерапевтических направлений стали проникать в нашу страну и использоваться практически­ми психологами, возникла задача отделить это новое направле­ние оказания психологической помощи от психотерапии в ее традиционном для нашей страны смысле. Для этого стали ис-

пользовать термин «психокоррекция», подразумевая под ним приложения западной психотерапии. Однако термин «психо­коррекция» оказался для этого не очень удачным. Во-первых, он несет в себе оттенок субъект-объектности, что не свойствен­но для некоторых известных направлений западной психоте­рапии. Во-вторых, этот термин может также использоваться применительно к работе с нарушениями развития высших психических функций, например, у детей. В настоящее время найдено компромиссное решение вопроса об определении поня­тия «психокоррекция» - это система мероприятий, направлен­ных на исправление недостатков психологии или поведения че­ловека с помощью специальных средств психологического воз­действия (Осипова, 2000, с. 7). При этом подчеркивается, что исправляемые недостатки не являются столь тяжкими, чтобы признать их носителя психически больным человеком, и они не имеют также органической основы, относятся к тем качест­вам или свойствам, которые способны меняться. Данное опре­деление подходит и для западных психотерапевтических на­правлений, и для работы с задержками, нарушениями развития высших психических функций. Как видим, развести два терми­на - «психокоррекция» и «психологическое консультирова­ние» - довольно трудно. Даже психологи-консультанты, кото­рые высказываются в пользу разведения этих двух понятий, по­рой используют их как синонимы. Например, Ю.Е. Алешина (1993, с. 31-35) в своем руководстве по психологическому кон­сультированию третий этап консультативной беседы обозначает как «Оказание психокоррекционного воздействия». Мы полага­ем, что термин «психологическое консультирование» более при­меним к ситуациям диалога, откровенного обсуждения, субъ­ект-субъектного общения. Термин же «психокоррекция» более применим к ситуациям спланированного воздействия, когда специалист, оказывающий воздействие, не полностью открыт клиенту, их общение не носит характера откровенного диалога, отношения имеют оттенок субъект-объектности. Полагаем так­же, что психологическое консультирование более может быть ориентировано на урегулирование отношений клиента с други­ми людьми, а психокоррекция - на решение внутренних про­блем клиента. Однако когда мы обсуждаем реальный процесс работы с клиентом, трудно определить, где заканчивается пси­хокоррекция и начинается психологическое консультирование.

Поэтому в ситуации реального анализа работы по оказанию воз­действия не будет серьезным нарушением рассматривать эти термины как синонимы. Заметим, что слово «психокоррекция» чисто русское. В западной психологии этот термин не использу­ется. В отечественной литературе в последнее время появилось новое словосочетание для обозначения психотерапии в том смысле, в котором это слово понимается на Западе, - «немеди­цинская психотерапия».

Основные отличия психологического консультирования от психокоррекции и психотерапии, отражающие сущность ука­занного метода оказания психологической помощи, состоят в следующем:

1. Более широкая сфера применения по сравнению с кли­нической практикой, обращенность к проблемам психически здоровых людей. Психологическое консультирование стало ис­пользоваться в образовании, менеджменте и промышленности, для решения индивидуальных и семейных проблем.

2. Ориентация на более широкое использование данных, полученных в эмпирических исследованиях, организованных по экспериментальному плану, с использованием для анализа результатов методов математической статистики.

3. Работа преимущественно с ситуационными проблема­ми, решаемыми на уровне сознания, в отличие от ориентации на глубинный анализ проблем и работу с бессознательным в психо­терапии.

4. Большая субъект-субъектность, диалогичность обще­ния психолога-консультанта и клиента. Подразумевается, что клиент - здоровый человек, которому можно делегировать боль­ше ответственности за свою жизнь.

5. Ориентация на здоровые стороны личности клиента, отказ от концепции болезни в процессе работы с ним, призна­ние прав клиента на большую вариативность поведенческих реакций и психических состояний как здоровых, а не болезнен­ных явлений.

6. Ориентация на большую активность и самостоятель­ность клиента в процессе работы с ним, пробуждение внутрен­них ресурсов человека.

7. Допустимость в психологическом консультировании более широкого спектра разнообразных профессиональных мо­делей деятельности психолога-консультанта, чем в психотера­пии.

Теперь вслед за Ю.Е. Алешиной (1994) рассмотрим конкрет­ные процедурные отличия психологического консультирова­ния от психотерапии:

1. Отличия, связанные с характером жалобы клиента. В случае психологического консультирования клиент жалуется на трудности в межличностных отношениях или осуществлении какой-либо деятельности. В случае, ориентированном на психо­терапию, клиент жалуется на невозможность контролировать себя.

2. Отличия, связанные с процессом диагностики. В пси­хологическом консультировании диагностика преимуществен­но направлена на события настоящего и недалекого прошлого. При этом значительное внимание уделяется конкретному пове­дению, межличностным отношениям. В значительной части психотерапевтических подходов диагностика преимуществен­но направлена на события далекого детства и юности (вероят­ное время получения психологической травмы). Значительное внимание также уделяется анализу бессознательного: исследу­ются сны, ассоциации.

3. Отличия, связанные с процессом оказания воздей­ствия. Основой психологического консультирования являет­ся прежде всего, изменение установок клиента на других лю­дей и на различные формы взаимоотношений с ними. Сле­дующим этапом работы является изменение поведения клиента. В значительной части психотерапевтических под­ходов гораздо большее внимание уделяется взаимоотношени­ям между клиентом и психотерапевтом, анализ которых в терминах переноса и контрпереноса является одним из важнейших средств углубления и расширения возможностей воздействия, тогда как для консультирования это может даже выступать как нежелательное побочное явление, за­трудняющее работу. Под переносом здесь понимается склон­ность клиента переносить (проецировать) на специалиста, оказывающего воздействие, и свои отношения с ним, и свои отношения со значимыми людьми, основные проблемы

и конфликты; под контрпереносом - склонность специали­ста, оказывающего воздействие, проецировать свои отноше­ния со значимыми людьми, основные внутренние проблемы и конфликты на отношения с клиентом.

4. Отличия, связанные со сроками работы. Психологиче­ское консультирование чаще всего является краткосрочным и редко превышает 5-6 встреч с клиентом. Психотерапия зачас­тую ориентирована на десятки, а то и сотни встреч в течение ряда лет.

5. Отличия, связанные с типом клиентов. Клиентом в психологическом консультировании может быть практиче­ски любой человек. Большинство направлений психотерапии ориентировано на невротиков с высоким уровнем развития склонности к самонаблюдению и самоанализу, способных оп­лачивать часто дорогой и длительный курс лечения, обла­дающих для этого достаточным количеством времени и моти­вацией.

6. Отличия в требованиях к уровню подготовки специа­листа, оказывающего воздействие. Психологу-консультанту необходим психологический диплом (удостоверяет его знание достижений научной психологии) и некоторая дополнительная специальная подготовка в области теории и практики психоло­гического консультирования, которая может быть не особенно длительной. Практическая подготовка будущего психолога-кон­сультанта подразумевает наблюдение за работой опытного психо­лога-консультанта (лучше нескольких) и самостоятельный опыт работы под наблюдением опытного психолога-консультан­та с последующим анализом деятельности. Психотерапевт не сильно привязан к психологическому диплому (многие психо­терапевты вырастали из медицинской среды или из сфер, го­раздо более далеких от психологии). Ему необходимо полу­чить документ, удостоверяющий его право работать в рамках того направления психотерапии, которое он избрал. В отличие от психолога-консультанта психотерапевту в большинстве на­правлений необходим длительный опыт собственной психоте­рапии (для того чтобы понять, что ощущает клиент во время ра­боты с ним, разбираться в особенностях своего контрпереноса) и длительный период самостоятельной работы под наблюдени­ем опытного руководителя.

Предмет и задачи консультативной психологии

Консультативную психологию можно определить как раз­дел современной науки, направленный на изучение структу­ры и закономерностей процесса психологического консульти­рования.

Вне зависимости от того, как трактовать психологическое консультирование, очевидно, что этот вид деятельности на на­стоящем этапе развития общества является реальностью, тре­бующей своего изучения.

Возникновение консультативной психологии подготовлено всем ходом развития психологии, вплоть до начала XXI в.

На разных этапах развития психологии возникали и стано­вились актуальными различные ее отрасли.

Психологическая наука зародилась как наука о закономер­ностях психической деятельности, направленная на изучение такого сложного объекта, как психика. Сначала авторов инте­ресовали наиболее общие законы психической деятельности. Изучалось:

а) как человек вообще (некий обобщенный, абстрактный че­ловек) познает окружающий мир;

б) как на основе отдельных ощущений, поступающих от ор­ганов чувств, у него складывается некоторый целостный образ мира и себя в этом мире;

в) как он выстраивает образ своего действования в мире; ■*

г) как он реально в этом мире действует.

Так появилась и начала развиваться общая психология.

Со временем на этом пути психология подошла к факту су­ществования индивидуальных различий, благодаря чему поя­вилась дифференциальная психология, стала интенсивно раз­виваться психодиагностика. Исследование закономерностей поведения человека вообще стало себя исчерпывать. Как это показывает в своем исследовании А. Анастази [1982, с. 20-22], для психологов-экспериментаторов школы Вильгельма Вундта (1832-1920) не было очевидным, что люди неодинаковы, что они по-разному познают окружающий мир и по-разному пред­почитают действовать в нем. Для утверждения этого потребова-

лась определенная научная дискуссия. Так, Джеймс Маккин Кэттелл (1860-1944) в Лейпциге вопреки неприятию В. Вунд-том такого типа исследований специально написал диссерта­цию об индивидуальных различиях во времени реакции.

Сначала возникли типологии индивидуальных различий, затем методики для их выявления. Использование данных об индивидуальных различиях сильно продвинуло науку и проч­но вошло к концу XX в. в обиход психологов-практиков.

Далее направление исследований начинает все более сме­щаться в сторону такой уникальности, которая не поддается типологизации. Теперь уже мы все чаще говорим об уникаль­ности, непредсказуемости каждого человека. Естественно, что и общие закономерности психического существуют, и ти­пологии, например, темперамента, характера, оправданны. Но мы все более подходим к тем аспектам, которые невозмож­но было исследовать с помощью старых парадигм. Этому фак­ту соответствуют появление и развитие гуманистической пси­хологии.

Здесь же закладываются основы и консультативной пси­хологии. Когда стали исследовать уникальность, познавать ее законы, использовать эти законы в практике оказания помо­щи конкретному человеку, вместо закономерностей психики предметом научного анализа становились закономерности диалога, позволяющие работать с индивидуальностью. Локус исследования сместился с индивидуальных различий на различия в способах ведения диалога, в формах организа­ции взаимоотношений между специалистом, оказывающим воздействие, и клиентом. Ученых стало интересовать, какие способы организации диалога способствуют выявлению зако­номерностей функционирования уникальности конкретного человека, а какие препятствуют этому процессу, блокируют его, делают порой совсем невозможным; какие параметры взаимоотношений помогают оказывать психологическую по­мощь в опоре на закономерности уникальности клиента, а какие мешают. Примером такого рода исследования явля­ется работа Джеймса Бьюдженталя «Искусство психотера­певта», опубликованная на Западе в 1987 г., а в нашей стране в 2001 г.

Другим важным шагом на пути развития психологии, пред­определившим появление консультативной психологии, было

включение в контекст психологического анализа социальной среды, в которой человек живет. Стали изучать влияние факта включенности в большие и малые группы на психическую ак­тивность человека. Этому соответствовало возникновение и раз­витие социальной психологии в области научных и прикладных исследований.

Но и в психотерапии, в области, возникшей из практики оказания психологической помощи и благодаря этой практи­ке, локус анализа на протяжении XX в. все более смещается в сторону социального контекста. Теперь мы видим, что со­гласно многим направлениям современной практической пси­хологии фактор текущей социальной среды вообще признает­ся решающим для объяснения поведения человека вопреки, скажем, его прошлому, детству. Ярким примером этого слу­жит современная семейная терапия, где в рамках крупнейше­го и влиятельнейшего системного подхода (Сальвадор Мину-хин, Мюррей Боуэн, Натан Аккерман, Карл Витакер, Иван Бошормени-Надь, Теодор Лидс и другие) межличностный контекст (фокусирование на текущих взаимодействиях) все­цело доминирует над интрапсихическим контекстом (концен­трация внимания на прошлом индивида) [Браун Дж., Кри-стенсен Д., 2001, с. 32].

Следует по достоинству оценить роль психотерапии для возникновения консультативной психологии. На начальных этапах своего развития психология была преимущественно академической наукой. Не стоял вопрос о широком использо­вании ее достижений, поскольку достижений этих было не так много. Неотложные и наиболее болезненные задачи практики положили начало возникновению в конце XIX - начале XX вв. на Западе психотерапии. Путем напряженной работы с край­ними, тяжелыми формами душевных расстройств представи­телям этого движения, которому на начальных этапах отка­зывали в научности, на протяжении XX в. удалось накопить и использовать огромный материал, который по праву можно именовать золотым фондом современной психологии. Почти единственным методом, который позволил накопить этот мате­риал, является рефлексивность, рефлексивное отношение к тому, что делаешь в момент работы с клиентом, постоянные раздумья над тем, что же реально происходит. Такое отноше­ние к диалогу помогло открыть и описать многие феномены,

которые имеют или могут иметь отношение к консультативно­му диалогу. Так начали закладываться основы консультатив­ной психологии. Кроме этого сильно увеличился объем психо­логических знаний вообще, например, психотерапия значи­тельно продвинула вперед такую отрасль общей психологии, как психология личности [см., например, Хьелл Л., Зиг-лерД., 1998].

Далее же, конечно, должен следовать анализ и систематиза­ция накопленного и осмысленного опыта, сопоставление выво­дов различных авторов относительно исследуемого предмета касательно как природы человеческого поведения и его нару­шений, так и конструктивных форм диалога, взаимоотноше­ний между психологом и клиентом. Следует отметить, что ре­шение этих задач еще не завершено. Прошедший век оставил нам калейдоскоп блестящих теорий, которые, впрочем, не все­гда ясно и систематически изложены. Требуется много време­ни, чтобы их понять, ими овладеть, знакомясь с ними по перво­источникам. Но даже после решения этой задачи останется другая — реконструировать на основе имеющихся теорий цело­стное представление:

а) о душевных расстройствах;

б) о факторах, их обусловливающих;

в) о признаках и чертах гармонично устроенной психики человека;

г) об условиях ее гармоничного формирования;

д) об условиях, которые должны существовать между клиен­том и специалистом, оказывающим воздействие, для того, чтобы способствовать исчезновению душевного расстрой­ства.

На первый взгляд, только последняя из перечисленных выше задач имеет отношение для консультативной психоло­гии. Но, похоже, при решении остальных четырех исследова­тели так или иначе будут обращаться к природе человеческих взаимоотношений, травмирующих личность или же откры­вающих горизонты к совершенству, эффективному функцио­нированию. Тут потребуются данные консультативной пси­хологии. Конечно, исследовать природу человеческих взаи­моотношений не обязательно в условиях психологической

консультации. Однако консультативный диалог обладает уникальным свойством сочетания:

  • профессионала, который 10, а то и 20 лет своей жизни за­нимается исследованием психологических феноменов;
  • крайне заинтересованного в неформальном общении кли­ента, чье существование в данный момент представляет динамику (человек, который приходит к психологу, уже по самому факту обращения готов к переменам).

Наличие профессионала обусловливает редкое сочетание включенности и рефлексии (в смысле наблюдения, размышле­ния над процессом консультирования). Наличие заинтересо­ванного клиента не позволяет процессу общения стать фор­мальным, способствует раскрытию наиболее глубинных сто­рон человеческого бытия в процессе общения.

Конкурентной этой ситуации является лишь ситуация пре­бывания психолога в семье. Таким образом, консультативная психология обладает значительным потенциалом, чтобы вне­сти свой вклад в решение остальных четырех задач.

Ну и, естественно, сама практика психологического кон­сультирования постоянно порождает запрос на те знания, ко­торые может или могла бы предложить консультативная пси­хология.

Психологическое консультирование возникло в середине XX в. именно благодаря успехам психотерапии, когда накоп­ленные знания позволили перейти к оказанию помощи психи­чески здоровым людям. У людей же успехи психотерапии во многом обусловили интерес к получению психологической по­мощи.

На первых этапах развития психологического консульти­рования естественным был интерес к природе той реальности, с которой сталкивается клиент в своей жизни, которая порож­дает проблемы, с которыми он приходит в психологическую консультацию. Например, психолог, занимающийся психоло­гическим консультированием в организации, естественный интерес будет проявлять к психологии организаций, к тем психологическим закономерностям, которые обусловливают поведение людей в организациях. Психолога, работающего с семейными проблемами, будет интересовать психология се­мьи. И так далее. Такой интерес, безусловно, оправдан и поле-

зен. Но в последнее время все более отчетливо заявляет о себе другой ракурс анализа - что реально происходит в момент консультирования между консультантом и лицом, находя­щимся в положении клиента. Многие психологи-консультан­ты, оказывающие помощь на основе доведения до клиентов имеющей отношение к их проблемам психологической инфор­мации, не раз отмечали, что в процессе диалога между ними и клиентами возникало и еще что-то (кроме объективного кон­текста), что помогало решать проблемы. После консультации с проблем клиента они переключались на анализ самого диа­лога. Этому ракурсу и соответствует консультативная психо­логия.

Примером интереса современных психологов-консультантов к контексту консультативного взаимодействия может служить то, как Г. С. Абрамова [2001, с. 370] определяет предмет прак­тической психологии - «изучение индивидуальной жизни через воздействие на нее». Такое воздействие, как пишет Г.С. Абрамова [2001, с. 272], может осуществляться в разных сферах: психологической диагностике, психологической коррекции, психологическом консультировании, психотера­пии.

Можно выделить несколько аспектов анализа структуры и факторов консультативного процесса, каждый из которых задает сразу несколько задач применительно к исследуемому предмету.

Если существуют индивидуальные различия между людь­ми, то, возможно, существуют подобные различия и в консуль­тативных ситуациях. Тогда можно создать типологию консуль­тативных ситуаций и исследовать различные факторы, обу­словливающие эту типологию. Рассмотрим некоторые группы этих факторов:

1) на первое место, безусловно, выйдут индивидуальные различия как клиентов, так и консультантов. Задача ис­следования индивидуальных различий между психоло­гами и клиентами и влияния этого фактора на само пси­хологическое консультирование очень важна. Даже степень компетентности психолога в той реальности, с ко­торой у клиента возникают проблемы, зависит по сути как от индивидуальных различий между психологами, так и факторов, их определяющих;

2) реальность, с которой обращается клиент в психологиче­скую консультацию, которая может задавать различные формы работы с ним. Необходимо создать типологию запроса и применительно к различным формам запро­са выделить и описать конкретные виды и формы пси­хологического консультирования, так как нельзя ре­шать многие задачи одним методом. В этом плане представляется интересным анализ консультативной деятельности психологов в разных областях: политике, менеджменте, образовании, работе с последствиями пребывания в деструктивных культах, семейном консуль­тировании;

3) не менее актуальна задача создания типологии ситуа­ций, не привязанной к конкретным сферам консульти­рования, но имеющей отношение к различным состоя­ниям клиента. Речь здесь может идти, например, об эмоциональной подоплеке проблемы, эмоциональном состоянии клиента. Применительно к такого класса типологиям также необходимо выделить и описать специ­фические виды и формы психологического консультиро­вания;

4) актуальна и мало изучена проблема влияния социально­го контекста, среды, в которой живут психолог и клиент на процесс консультирования;

5) так же актуальна и мало изучена обратная проблема -влияние психологического консультирования на соци­альный контекст, на среду, на социальное сообщество; проблема функционирования человека, обращающегося за психологической помощью, в социальной среде.

По мере развития психологии знание о строении индиви­дуальной психики человека становилось все более детализи­рованным. Например, мы имеем развернутую структуру личностных свойств, отдельно говорим даже о структуре ха­рактера, темперамента. А насколько детализировано наше знание о консультативной беседе? Сколько мы знаем элемен­тов, понятий, помогающих нам рефлексивно воспринимать сам консультативный процесс? Насколько полны наши зна­ния о том, что происходит и вообще может происходить

в различных ситуациях консультативного диалога? Эти во­просы ставят перед нами задачу выявления и описания ос­новных параметров структуры консультативной беседы. Цель этого - создание новых возможностей для рефлексивно­го анализа консультативной беседы в плане повышения ее эф­фективности.

Психолог и клиент, - и каждый сам по себе, и если рас­сматривать их вместе как некую целостную единицу - не су­ществуют независимо от сообщества, членами которого они являются. Ошибочной была бы их позиция вне культурной среды, социальных ценностей, которые являются достиже­ниями развития человеческого сообщества. Это делает акту­альной задачу выработки этических норм, этического кодек­са поведения как для психолога-консультанта, так и для клиента.

Необходим анализ различных форм организации диалога между психологом-консультантом и клиентом. В этом плане необходимо исследовать специфику, например, дистантного консультирования, куда входят консультирование на телефоне доверия, посредством переписки, электронных средств комму­никации, печатных изданий.

Необходимо разрабатывать научные основы организации тру­да психолога, исследовать проблему «сгорания» психолога-кон­сультанта, изучать жизненный путь психолога-консультанта и трудности этого пути, обусловленные спецификой профес­сии.

Необходимо разрабатывать новые исследовательские ме­тоды для решения задач, стоящих перед консультативной психологией. Традиционные для психологии XIX и XX сто­летий исследовательские методы достаточно надежны, но на данном этапе развития науки их возможности во многом исчерпаны. С нашей точки зрения, особое внимание здесь следует уделить методологии рефлексивного анализа субъ­ективного опыта применительно к различным классам ре­альности. Полагаем, что основы такой методологии зало­жены в трудах психологов гуманистической ориентации. Однако этот пласт знаний крайне слабо структурирован и мало доступен вследствие субъективного характера стиля изложения.

В данном курсе мы отчасти рассмотрим эти вопросы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: