Границы конфиденциальности в психологическом консультировании

2. В пространстве психологического консультирования существу­ет два уровня конфиденциальности:

Ø пределы использования консультантом сведений о клиенте, когда консультант имеет право использовать информацию о клиенте исключительно в профессиональных (например, обсуждение кон­кретного случая на супервизорской группе) и ни в каких иных целях, а информация о клиенте должна храниться в недоступ­ных для других лиц местах;

Ø условия использования консультантом информации о клиенте, когда консультанту необходимо поделиться сведениями с окру­жением клиента - родителями, детьми, учителями, супругом и т.п. Консультанту необходимо предварительно обсудить это с клиентом и обосновать целесообразность таких действий, и только в том случае, если клиент не возражает, консультант может использовать полученную информацию.

Консультант обязан обсудить с клиентом пределы конфиденци­альности, которые он может соблюдать, опираясь на правила, определяющие границы конфиденциальности:

Ø относительность соблюдения правил конфиденциальности;

Ø конфиденциальность зависит от характера предоставляемой информации, и в первую очередь консультант должен ориенти­роваться на построение доверительных отношений с клиентом;

Ø консультант имеет право не соблюдать правила конфиденциаль­ности, если информация, полученная им от клиента, может причинить вред последнему;

Ø та информация, которую консультант может использовать для повышения эффективности терапевтической работы, например консультация по данному случаю с компетентным специали­стом и т.п., не относится к конфиденциальной при условия до­говоренности с клиентом;

Ø консультант обязан заботиться в первую очередь о сохранении прав и свобод самого клиента и, если полученная информация не является нарушением прав других людей, должен соблюдать правило конфиденциальности и не разглашать данную информацию;

Ø ограничение пределов конфиденциальности к неразглашения информации консультантом обусловлено и правом самого кон­сультанта на сохранение своей безопасности и достоинства;

Ø консультант обязан соблюдать безопасность третьих лиц, и в случае если информация, полученная от клиента, каким-то об­разом нарушает это, то правило конфиденциальности переста­ет действовать;

Ø необходимость госпитализации клиента ограничивает пределы соблюдения конфиденциальности;

Ø при совершении клиентом преступных действий, предполагающих уголовную ответственность (насилие, убийство, развращение, инцест и т.п.) и угрожающих чьей-то жизни, консультант обя­зан сообщить эту информацию в соответствующие инстанции, принять меры по соблюдению безопасности потенциальной жертвы, предупредив ее и ее близких, а также сообщить о сво­их намерениях клиенту.

Этические принципы:

В деятельности психолога-консультанта, при оказании им психологической помощи, существуют некоторые принципы и требования, реализация которых является обязательной. Существование различных этических кодексов деятельности психолога-профессионала в различных странах и психологических сообществах связано с тем, что не существует однозначных и простых ответов на этические и моральные проблемы, возникающие в психологической практике. Эти принципы необходимы для того, чтобы оказание психологической помощи было не просто более эффективным и осмысленным занятием, но также — социально приемлемым. Во множестве работ на эту тематику обсуждаются различные сложные ситуации, в частности — как следует вести себя консультанту, если в ходе приёма он узнаёт, что его клиент замышляет или совершил асоциальный поступок, если он видит следы побоев или другого насилия на теле у ребёнка, если родители хотят узнать что-либо о своём скрытном ребёнке-подростке, а также многие другие. В некоторых странах, например вСША, несоблюдение профессиональных принципов и требований может вести к лишению психолога диплома, прав на практику и предложение своих профессиональных услуг и т. д.[5]

Очень сложно и вряд ли возможно различить этические принципы психологической помощи в целом и психологического консультирования. Среди наиболее важных этических принципов психологического консультирования (согласно Ю. Е. Алёшиной) традиционно выделяют следующие:[5]

1. Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту — «целый комплекс профессионального поведения, направленного на то, чтобы клиент чувствовал себя спокойно и комфортно». Консультанту необходимо уметь внимательно слушать клиента (например, используя технику активного слушания), стараясь понять его, не осуждая при этом, а также оказывать психологическую поддержку и помощь.

2. Ориентация психолога на нормы и ценности клиента — психолог ориентируется на нормы и ценности клиента, а не на социально принятые нормы и правила, что может позволить клиенту быть искренним и открытым. Отношения принятия ценностей клиента и их уважение являются не только возможностью выразить поддержку клиенту, но также позволяют повлиять в будущем на эти ценности, если они станут рассматриваться в процессе консультирования как препятствие для нормальной жизнедеятельности человека.

3. Запрет давать советы — психолог, даже несмотря на свой профессиональный и жизненный опыт и знания, не может дать гарантированный совет клиенту, в частности и потому, что жизнь клиента и контекст её протекания уникальны и непредсказуемы и клиент является основным экспертом в своей собственной жизни, в то время как психолог обычно выступает как эксперт в других областях, в частности в способах выстраивания отношений с клиентом, а также в теории психологической помощи. Кроме того, дать совет — значит принять ответственность за жизнь клиента в случае, если он им воспользуется, что не способствует развитию его личности. Помимо этого, давая совет, психолог может изменить профессиональную позицию, а принимая совет, клиент также может изменить свою позицию в сторону большей пассивности и поверхностного отношения к происходящему. Нередко при этом любые неудачи в реализации совета клиентом могут приписываться психологу, как давшему совет авторитету, что мешает пониманию клиентом своей активной и ответственной роли в происходящих с ним событиях.

4. Анонимность — никакая информация, сообщённая клиентом психологу, не может быть передана без его согласия ни в какие организации и другим лицам, в том числе родственникам или друзьям. Вместе с тем, существуют исключения (о которых психолог должен заранее предупреждать клиента), специально отмеченные в законодательстве страны, в соответствии с законами которой осуществляется профессиональная деятельность психолога.

5. Разграничение личных и профессиональных отношений — это принцип-требование к консультанту, связанный с рядом психологических феноменов, влияющий на процесс психологической помощи. Например, известно, что на профессиональные отношения могут иметь сильное влияние отношения личные, в частности личные потребности и желания психолога влияют как на процесс психологической помощи, так и на самого клиента, а следовательно, могут препятствовать эффективному осуществлению психологической помощи. Существуют различные исследования этих влияний (см., например, феномены переноса и контрпереноса). В конце XX века происходили дискуссии по этой проблеме, анализировались различные последствия вступления психолога и клиента в личные, в том числе в сексуальные отношения, но основным выводом из этих дискуссий стало положение о том, что при осуществлении психологом профессиональной деятельности личных отношений по возможности лучше избегать. Если же такие или подобные им отношения появляются, то необходимо стараться действовать в интересах клиента и как можно скорее прервать процесс психологической помощи.


Изложение этических принципов для Европейских психотерапевтов

Приведенные далее этические рекомендации обязательны к выполнению для членов

Европейской Ассоциации Психотерапевтов, объединяющей в своих рядах консультантов

разных специальностей: врачей, психологов, специалистов по социальной работе. Данный

вариант этических рекомендаций является результатом много летних усилий комитета по

этике ЕАР. Комментарий помогает глубже понять смысл положений этических рекомендаций, соотносит их с российским контекстом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: